Закрыть

Выберите город

Закрыть

Что мешает Беларуси присоединиться к Болонскому процессу?

Что мешает Беларуси присоединиться к Болонскому процессу?

Болонский процесс и Беларусь: основные барьеры для присоединения

Что мешает Беларуси присоединиться к Болонскому процессу?

В 2010 году на европейском пространстве в основных чертах сформировался общий подход к организации подготовки специалистов с высшим образованием в рамках Болонского процесса. Основатели этого процесса – 29 стран Европы – в лице министров образования реализовали действия по организации структурных, программных и организационных изменений в действующих системах высшего образования, ориентированного на демократические принципы функционирования государственных и гражданских институтов и поддерживаемых рыночной экономикой, основанной на дифференциации прав собственности на основные активы в образовательной среде. В упрощенном виде основные цели Болонского процесса сводятся к внедрению системы понятных всей Европе документов о высшем образовании и упрощении процедур приравнивания этих документов в других странах. Иначе говоря, специалист, имеющий диплом о высшем образовании или имеющий научную степень, не должен прилагать дополнительные усилия для его признания (нострификации) в другой стране Европы. Далее, система высшего образования должна иметь двухуровневую систему по принципу «бакалавр, магистр»; студенческая и преподавательская среда должна характеризоваться мобильностью, то есть переливаться из одного государства в другое на основе международного сотрудничества, при этом должен быть обеспечен должный уровень качества образования, введена система оценки студентов на основе баллов ECTS, введена третья ступень образования – докторская подготовка.

Министры образования Беларуси, и предыдущий, и нынешний, убеждают общественное мнение в том, что мы готовы к присоединению к Болонскому процессу. Так ли это? Учитывая изложенные выше основные принципы функционирования Болонского процесса и приравняв к ним существующую в нашем отечестве ситуацию, характеризующуюся действующими гражданскими и хозяйственными институтами, можно сформулировать следующие основные организационные, структурные и программные преобразования, которые позволят приблизить Беларусь к рассматриваемому пространству.

В первую очередь необходимо вернуть в высшие учебные заведения принципы академической демократии, которые предполагают выборность всех категорий профессорско-преподавательского персонала и в первую очередь ректоров университетов и деканов факультетов. Академическая демократия, возникшая в Европе в средние века, имела в виду вовлечение в свою круговерть студентов, что в настоящее время в большинстве европейских университетов реализуется посредством студенческого самоуправления, включения студентов в состав ученых советов на всех уровнях управления. При этом сами советы должны отвечать своему высокому предназначению и не подменяться административными работниками, что в Беларуси встречается вдоль и поперек. Ученый совет состоит из известных ученых, а если их нет, то нет и ученого совета.

Белорусские науку и образование необходимо открыть мировому сообществу, развивая принцип мобильности на всех уровнях. Реализуется такой подход через привлечение к преподаванию в наших университетах иностранных профессоров и преподавателей. Говорят, что таких не найдется: слишком низкие зарплаты. Как преподаватель и европейский профессор, смею утверждать, что большинство ученых мира не предприниматели, а филантропы – если интересно, работают и будут работать в Беларуси. Уже имеются желающие. Кроме того, необходимо разблокировать процедуру нострификации иностранных дипломов о научных званиях и степенях, что даст толчок для развития международных связей. Студенты же должны иметь возможность легко и непринужденно менять места обучения в различных учебных заведениях различных стран в рамках программ типа ЕRASMUS и прочих.

Система высшего образования должна иметь четко определенную Болонским процессом структуру, для чего необходимо отказаться от уровней «специалист – магистр» и ввести деление двухступенчатой системы на категории «бакалавр – магистр», отменить аспирантуру и повысить значение магистратуры, ввести третий уровень – подготовку научных кадров в рамках докторских степеней. Присвоение профессорских званий стоит кардинально изменить, ориентируясь на академическую европейскую практику (наличие научных программ и школ, оценка индекса цитирования).

Рыночная организация хозяйства и дифференциация прав собственности предполагают наличие учебных заведений различных форм собственности – это имеет отношение к регионам: в областях нет частных высших учебных заведений, но должны быть, иначе мы не видим конкуренции, которая обеспечивает повышение качества образования.

Ну и, наконец, самое главное – дотянуть существующий уровень образования в Беларуси до европейских стандартов, тогда ребята с белорусскими дипломами смогут работать в лучших европейских фирмах и, возвращаясь в Беларусь, приносить с собой управленческие и технические инновации, которых нам ох как не хватает. Все, что мы имеем, это отчеты, отчеты и отчеты, которые работать не могут.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Первый месяц весны?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Беларуси

Пенсии белорусов на фоне соседей - у кого больше?

Хотите узнать больше? Средняя пенсия в Беларуси, по официальной статистике, составляет 298 рублей.     фото: byfin.by   Больше всего эти выплаты у минчан 71

На 22 сентября в Беларуси объявлен оранжевый уровень опасности из-за сильного ветра

Хотите узнать больше? Оранжевый уровень опасности из-за гроз и порывистого ветра объявлен в Беларуси 22 сентября.     Как сообщили БЕЛТА в Республиканском 615

Какой налог будут платить физлица при работе без открытия ИП

Хотите узнать больше? Ставки дифференцируются в зависимости от населенных пунктов.   фото: fbm.ru   На Национальном правовом портале опубликован указ №337 "О 60

Уровень оплаты за электрическую и тепловую энергию составил в Беларуси 99,5 процентов

Хотите узнать больше? За январь-август 2017 года потребителям республики отпущено электрической и тепловой энергии на сумму 5409,5 млн рублей, уровень оплаты составил 55

Новый антитабачный закон внесут правительству до 25 сентября

Хотите узнать больше? Проект обновленного декрета №28 "О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий" планируется 66

Лукашенко подписал указ о введении института налоговых консультантов

Хотите узнать больше? Президент Беларуси подписал указ №338 "О налоговом консультировании". Документ вводит в стране институт налоговых консультантов, которые станут 56

Рейтинг паспортов: Беларусь на 88-м месте

Хотите узнать больше? Беларусь заняла 88-е место в свежем рейтинга паспортов мира, опубликованном международной консалтинговой компанией Henley & Partners. фото: tut.by 96

Минобразования: 87 процентов школ начинают уроки в 8.30 и 9.00

Хотите узнать больше? Уроки в промежутке с 8.30 до 9.00 начинают 87% белорусских школ. Актуальную цифру назвала журналистам замминистра образования Раиса Сидоренко. фото: 481