Закрыть

Выберите город

Закрыть

Белорусы вывозят батькино чудо

Белорусы вывозят батькино чудо

Резко упавший уровень жизни заставил белорусов вспомнить бизнес 90-х: вывоз водки, сигарет, бензина и дешевых продуктов за рубеж. На границах с Польшей, Украиной и Литвой — очереди "бензовозов". Из-под Витебска тянут в Смоленск колбасу. И сделать ничего нельзя: границы-то нет.

28-летний инженер Владимир четыре года жил и работал в Минске, до кризиса зарабатывал $1000 в месяц. Теперь он вернулся в Витебск и сменил профессию. Каждое утро подававший надежды специалист просыпается пораньше, чтобы успеть на утреннюю электричку в Смоленск. Туда он везет колбасу, водку, сгущенное молоко и сливочное масло. "Работаю уже не головой, а руками, мышцы качаю", — рассказывает он. Вернуться родные пенаты Владимира заставил кризис: в Минске зарплата упала до $300, и съемная квартира за $200 стала не по карману. "Да и в Витебске сейчас есть возможность зарабатывать до $1500 на этом челночном бизнесе. По местным понятиям, это совершенно сумасшедшие деньги, а чтобы их заработать, много ума не надо. Меня мама надоумила", — рассказывает новоявленный белорусский контрабандист.

На западных рубежах Беларуси зарабатывают несколько другим способом. Каждый день в пунктах пропуска в Польшу ждут своей очереди к таможенному досмотру 150-200 автомобилей. Очередь иногда растягивается на 12-14 часов. Местные "бизнесмены" вывозят в Польшу бензин и дизтопливо. Если в машине стандартный для старых универсалов Volkswagen Passat 70-литровый бак, на одном рейсе "соляровозам" удается заработать порядка $60. Особо предприимчивые белорусы “раздувают” баки, делая их 100-литровыми. Тогда и заработать можно больше. В очереди на пунктах пропуска эти люди стараются ради экономии машины даже не заводить: машину просто толкают, перемещаясь в очереди.

Но бензин не единственный товар, который вывозят челноки-"европейцы". Водка в Польше и Литве дороже как минимум в два-три раза, разница на сигареты может быть и пятикратной. Поэтому в Бресте и Гродно зарабатывают на вывозе этих товаров даже те, у кого нет автомобилей. "Визы литовцы и поляки давали всем, кажется, даже не глядя в паспорта. Шенген в этом году получил любой, кто нашел 120 евро на два консульских сбора", — рассказывает 40-летняя женщина Ольга, которую я повстречал на погранпереходе близ Гродно. Она без стеснения рассказывает, что "ни за что" не пойдет "горбатиться в офис или там в школу": "Я за два дня тут, книжки в поезде читая, заработаю столько, сколько на этой с… аной госработе не заработаю и за две недели", — объясняет она.

И таких, как Ольга, в Беларуси сейчас очень много. Практически в каждой семье в Бресте, Гродно или Гомеле есть люди, которые хотя бы однажды занимались челночным бизнесом. "Очереди на границе уже сейчас такие, какими были в 90-е, когда Брест жил только на том, что вывозил в Польшу все, что видел", — рассказывает официальный безработный гродненец Денис. "У меня выбора другого нет: алименты, государство по суду должно с меня за прошлые грехи взимать 30% зарплаты. А так: у меня зарплаты нет, кукиш, а зарабатываю я тысячи полторы долларов в хороший месяц", — делится он своей радостью с корреспондентом "Росбалта".

Денис зарабатывает на поездках в двух направлениях. В Польшу он вывозит дизтопливо, сигареты и водку, а оттуда уже везет "на заказ" компьютеры, телевизоры, крупногабаритную технику. По белорусским законам, на один паспорт ввозить из рубежа можно только один компьютер и один телевизор в год, но нередки и случаи контрабанды. На “провозе” одной единицы техники стандартно зарабатывается до $70.

Невиданным спросом у белорусов стало пользоваться и украинское направление челночного бизнеса. В южную аграрную страну из Беларуси везут сгущеное молоко, сметану, колбасу и даже хлеб. Ну и, конечно, бензин. По словам, челнока Олега Федосина, 80-литровый бак, заправленный под завязку, вывезенный на Украину, позволяет зарабатывать до $50. На одной банке сгущенки или на одной 200-граммовой пачке масла зарабатывается еще по $1. Итого — до $80 за поездку, резюмируют челноки.

Белорусские власти, как могут, пытаются ограничить количество выездов своих граждан за рубеж. Теперь на собственных авто это можно делать не чаще раза в восемь дней. Но "украинские" контрабандисты нашли возможность обходить это правило: за $2-5 пограничник-украинец соглашается не ставить в паспорте отметку о пересечении украинской границы. Таким образом, предприимчивые белорусы могут пересекать границу хоть по нескольку раз по дню: лишь бы не "примелькались", своим, пограничникам-соотечественникам.

Расстраивает такая "предпринимательская жилка" и многих иностранных соседей Беларуси. Так, в Польше уже давно работают "черные бригады": они проверяют дворы жителей приграничных районов страны и проверяют, не сливают ли белорусы у них свое топливо. Мотивы властей понятны: челночный бизнес вредит бизнесу местных АЗС.

Довели белорусы-торговцы до отчаяния и чиновников Смоленска. Мэр Николай Алашеев под давлением терпящих убытки местных торговых монополистов дал указание избавить город от торговцев из Витебска. Особое возмущение Алашеева вызывают белорусы, раскладывающие продукты на перевернутых ящиках и ведрах. Сами белорусы предотвратить вывоз своих продуктов за рубеж в российском направлении не могут: границы-то нет.

Интересно, что челночеством занимаются не только жители приграничных районов: многие бросают официальное место работы и устремляются за легкими деньгами из глубинки. В Бресте и Гродно, говорят, есть те, кто приехал в их город за 100-200 километров и снял квартиру специально для того, чтобы "заработать на границе".

И сколько бы препонов не чинили челнокам белорусские или иностранные власти, их бизнес будет невероятно трудно прикрыть. "Для нас это единственный способ избавиться от нищеты, накормить свои семьи", — говорит 52-летняя Витеблянка Наталья, везущая в больших пакетах колбасу в Подмосковье в одном из курсирующих поездов. Для нее этот бизнес уже семейный: 24-летняя дочь всегда "мотается" в российскую столицу вместе с мамой.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Первый месяц лета?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Беларуси

Правительство упростило правила приема документов в профтехучилище

Хотите узнать больше? Постановлением Совета министров №19 внесены коррективы в Правила приема лиц для получения профессионально-технического образования. Согласно 218

Нацбанк разъяснил декрет о криптовалютах

Хотите узнать больше? В связи с большим количеством обращений, Нацбанк опубликовал разъяснения некоторых норм декрета №8 "О развитии цифровой экономики", подписанного 201

Близ 3,5 миллиона евро вернули белорусы по чекам Tax Free в 2017 году

Хотите узнать больше? В январе - декабре 2017 года по чекам Tax Free белорусы вернули себе налогов на 3,485 млн евро. Сумма увеличилась на 413 тыс. евро в сравнении с 2016 212

«Минсктранс» выпустит талоны с защитой от подделок

Хотите узнать больше? ГП "Минсктранс" с февраля 2018 года начнет выпускать талоны с новым дизайном и дополнительной защитой от подделок. Внешний вид талонов на проезд в 547

МАРТ утвердило перечень элитного алкоголя для безвозбранного импорта

Хотите узнать больше? Ратифицирован перечень алкогольных напитков, на импорт которых в 2018 году не распространяется исключительное право государства. Соответствующее 511

Развитие инициативы «Экономический кушак Шелкового пути" послужит импульсом для Беларуси и Китая

Хотите узнать больше? Беларусь готова стать узловой платформой Экономического пояса Шелкового пути. Это послужит новым импульсом для взаимодействия Беларуси и Китая. Об 511

Белгидромет планирует повысить сеть метеонаблюдений

Хотите узнать больше? В целях повышения точности прогнозов погоды, Белгидромет планирует расширить сеть метеонаблюдений в 2018 году. Об этом сообщила первый заместитель 753

Президент ликвидировал УВД по охране метрополитена

Хотите узнать больше? Указом главы государства упразднено Управление внутренних дел по охране Минского метрополитена. Согласно документу, все функции ликвидируемого УВД 768