Закрыть

Выберите город

Закрыть

Выбор правительства: между петлей и пистолетом

Выбор правительства: между петлей и пистолетом

В белорусском руководстве в последнее время идет напряженный спор между лоббистами мягкой и жесткой кредитно-денежной политики, отстаивающих административную и либеральную экономические модели.

Рассмотрим либеральный сценарий более подробно, поскольку именно его сторонники пока что определяют правительственную линию. С одной стороны, жесткие реформы призваны оздоровить белорусскую экономику, избавив ее от неэффективного балласта. С другой – их итог зависит от того, как распорядятся неожиданно спустившимися на них возможностями чиновники. Если исполнители-реформаторы будут выполнять жесткие рекомендации МВФ, не забывая при этом о своем личном интересе, то с высокой долей вероятности будет уничтожена значительная часть национального реального сектора экономики – как государственного, так и частного.

Не секрет, что в эшелонах власти распространены надежды "взять все, да и поделить" между собой за символические 4 доллара, с дальнейшей перепродажей собственности иностранцам – типичная постсоветская схема 1990-х. Внешне все будет выглядеть весьма прилично: доля частного сектора вырастет, сюда со временем придет иностранный капитал и запустит новые сферы экономики, которые сейчас находятся в зачаточном состоянии. Но "фишка" в том, что речь пойдет о направлениях, не требующих интеллектуальных или трудовых усилий. Это будут развлекательные и торговые центры, казино, гостиницы, финансовые и брокерские услуги и т. д. То есть те направления, где нужны лишь финансовые и лоббистские возможности. Этот сектор призван монетизировать "избыточные" ресурсы и вывести прибыль за пределы страны в форме дивидендов иностранных инвесторов.

Чтобы лучше представить, что ожидает белорусскую экономику в таком случае, можно провести аналогии с Латвией 1990-х, у которой структура ВВП была очень похожа на белорусскую. В результате псевдорыночных реформ г-на Годманиса ВВП Латвии в первые три года сократился в два раза, количество занятых – на 22%, безработица достигла 15%. Структура экономики при этом сильно изменилась: материальное производство в 1991 году создавало 68%, а сейчас – лишь 25%. Сфера услуг смогла вытянуть ВВП на уровень 1991 года лишь через 15 лет, и то благодаря массированным кредитным вливаниям ЕС. А с наступлением мирового кризиса вымученное "латвийское чудо" закончилось глубочайшим финансовым коллапсом.

Что касается Беларуси, то валютный кризис 2011 года вкупе с жесткой монетарной политикой неизбежно породит волну сокращений и банкротств, которая накроет в первую очередь реальный сектор с длительным производственным циклом. Основной удар придется по государственной промышленности и сельскому хозяйству, ориентированным на внутренний рынок. Трехкратная девальвация вымыла значительную долю их оборотных средств, а кабальные ставки во многие десятки процентов не позволят перекрыться кредитами, не говоря уже про лизинговые операции. Сотни неплохих предприятий вскоре будут объявлены убыточными и ненужными, а значит – подлежащими распродаже за смехотворную цену. Естественно, новые собственники не собираются себя обременять долгосрочными рискованными проектами – куда вернее спекулировать земельным участком, а завод, доставшийся "в нагрузку", пустить под снос. Поскольку в Беларуси в 2010 году материальное производство занимало почти 60% в объеме ВВП, логично предположить, что оно будет резко сокращаться по латвийскому сценарию – в 2–3 раза.

В остальных отраслях также возникнет серьезный дисбаланс. Похоже, становится уже ненужной АЭС – электроэнергии в условиях промышленного спада высвободится с избытком. Хотя стройка может начаться – уж очень большой кусок пирога есть возможность отпилить от российского кредита. Вообще, количество строительных объектов, подлежащих замораживанию из-за урезания госпрограмм, еще предстоит подсчитать. В любом случае, если что и будет строиться, то не заводы и фабрики, а бизнес-центры и гостиницы. Сельское хозяйство, привыкшее к государственным дотациям, в отсутствие внятных вариантов выхода из кризиса, наверняка остановится, а основные фонды будут распродаваться и разворовываться. Кормить белорусов в этом случае придется европейским и латиноамериканским фермерам.

Что касается малого бизнеса – он формирует 28.2% розничного товарооборота, 38.9% экспорта, и 27% инвестиций в основной капитал. И это при том, что в нем занято всего 16% работоспособного населения страны. Дальнейшая судьба этих людей также вызывает серьезную тревогу. Падение платежеспособного спроса внутри Беларуси наверняка разорит множество крупных коммерсантов: ведь денежные доходы на душу населения упали с $ 317 до $ 140 – в 2.24 раза, т. е. откатились к уровню 2004–2005 годов. Субъектов малого предпринимательства сейчас 84 000, а тогда было 33 000. Получается, лишними окажутся 40 000 субъектов малого бизнеса и до 300 000 работников. Впрочем, на этот сузившийся сектор рынка, очевидно, набежит еще множество уволенных сотрудников госпредприятий, создавая избыточную конкуренцию и умножая нищету.

Сворачивание сектора розницы, который в значительной мере занимают мелкие предприниматели, приведет к тому, что розничный бизнес окончательно сконцентрируется в руках крупных зарубежных ритейлеров. А это, помимо прочего, является серьезным риском для национальной безопасности любого государства.

Учитывая одновременный удар по госсектору, сворачивание малого бизнеса неизбежно повлечет и падение экспорта готовых изделий, в котором сейчас задействовано много небольших компаний, а также разрушение бизнес-схем, наработанных годами. А ведь ценность белорусской модели была именно в том, что она смогла успешно занять нишу сравнительно недорогих и качественных товаров на рынках небогатых постсоветских стран и третьего мира. Экспортный поток в итоге переключится в основном на вывоз сырья и металлолома из страны. И то, еще неизвестно, насколько серьезно просядет мировой рынок ввиду начавшегося очередного витка глобального кризиса.

Нельзя не затронуть вопрос ускоренной утечки белорусского бизнеса за рубеж, который в сентябре этого года обсуждало белорусское экспертное сообщество. Следует учитывать, что процент занятых в частном секторе вырос с 40% в 1995 году до 56% в 2010 году. А это значит, что уже развернувшееся бегство частного сектора окажет дополнительное давление на рынок квалифицированных специалистов, который и так будет переполнен после сокращений на госпредприятиях. Беларуси придется экспортировать уже не тракторы и молоко, а ненужных инженеров и рабочих, которые будут создавать добавленную стоимость не на Родине, а в чужих государствах, возвращая сюда лишь часть зарплаты почтовыми переводами своим родителям. Похожий эффект наблюдается, когда древесина экспортируется на корню, а не в виде мебели или хотя бы полуфабрикатов.

Не меньше пострадает и валютный баланс страны: бегство бизнеса обязательно повлечет масштабный вывоз капитала, хотя и разовый. Инвестиции только в малом бизнесе в 2010 году достигали $ 5 млрд. Если часть коммерсантов будет уезжать из страны, то они эти активы распродадут – либо белорусским, либо иностранным покупателям, а полученные деньги вывезут в другие страны (как стартовый капитал для нового дела). Таким образом, только в сфере малого бизнеса речь идет о миллиардах долларов. Что уж говорить про средний и крупный. Конечно, часть отечественного бизнеса сумеет перебросить ресурсы из материального производства в сферу услуг, но общественная польза от этого чрезвычайна сомнительна.

Вряд ли катастрофа накроет буквально всех – это те вызовы, с которыми столкнутся самые неэффективные и неподготовленные предприятия, которых, к сожалению, в нашей стране очень много. Успешным и передовым компаниям, конечно, тоже стоит взвесить будущие риски. Однако эти фирмы с высокой долей вероятности не только выживут, но и получат шанс на значительное расширение своей деятельности. Иными словами, успешный предприниматель выживет, но страна при этом может погибнуть.

В любом случае, при реализации предложений МВФ чиновникам следует руководствоваться не слепым желанием "обуздать инфляцию" и одновременно нажиться на государственных проблемах, а соображениями спасения перспективных, хоть и убыточных ныне, предприятий; поддержания платежеспособного спроса внутри страны; сохранения человеческого ресурса – как квалифицированных кадров, так и талантливых бизнесменов. Относительно благополучные примеры – Чехия и Словения, где во многом удалось сохранить и приумножить имевшийся потенциал, одновременно трансформировав социалистическую экономическую модель в рыночную. Но добиться подобных результатов возможно только при низком уровне государственной коррупции, пока недостижимом для белорусских реалий – нынешний год стал рекордным по количеству зафиксированных экономических преступлений в госаппарате. А ведь масштабная приватизация еще даже не начиналась. Сложнейший вопрос – как не превратиться при этом в подобие гайдаровской России, где по оценкам РАН в процессе разгосударствления 80% (!) акций с правом голоса попали в руки криминала, а ВВП рухнул в два раза.

Второй, менее вероятный сейчас сценарий управления белорусской экономикой – режим расширенной эмиссии. Маловероятен он потому, что идет вразрез с требованиями МВФ и ЕвразЭС, и его реализация повлечет замораживание внешнего кредитования. По сути, это стало бы продолжением линии 2010–2011 годов, прогноз чего был представлен 8 ноября на заседании Совмина. Замминистра экономики Александр Ярошенко просчитал, что при эмиссионном навесе в Br 30 трлн курс рубля достигнет к концу года 22 000 за доллар. Вполне вероятно и превышение данного показателя, поскольку открытая эмиссия вызовет всплеск недоверия к белорусскому рублю и драматическое нарастание инфляционных ожиданий.

Все это чревато очередным раскручиванием спирали гиперинфляции в десятки процентов в месяц, окончательным вымыванием оборотных средств у предприятий, работающих на внутреннем рынке, бегством квалифицированных кадров из-за падения уровня доходов и сокращением объемов внутреннего спроса. В условиях отсутствия убедительных перспектив и наличия открытых границ Таможенного Союза продолжится повальное бегство малого и среднего бизнеса в страны с более стабильными и предсказуемыми условиями работы.

Не спасет и запуск механизмов рационирования валюты и прибыли, жесткого административного контроля, возрождение множественности курсов и активизация черного рынка. Маловероятно, что такими способами удастся надолго отстрочить процесс коррупционной распродажи государственного имущества за символическую цену и увязание в пучине внешних долгов. В итоге результат будет тот же, что и при первом жестком монетарном подходе, только более растянутый во времени.

Скорее всего, в 2012 году мы увидим некую причудливую комбинацию либерализма и дирижизма с периодическими шараханьями из огня да в полымя. Однако в успех обоих вариантов и их эклектической смеси верится с трудом: белорусское общество не созрело для рыночных отношений в силу распространенного иждивенческого паттерна, а эффективное административное управление не по плечу постсоветским элитам, насквозь пропитанным страстью к личной наживе и плебейской роскоши.

Отдельно стоит подчеркнуть еще один немаловажный фактор – внешний. Дело в том, что российская властно-олигархическая верхушка за счет своих рейдерских манипуляций с ценами на энергоносители сознательно возложила на Беларусь неподъемное бремя, которое вполне можно сравнить с версальскими репарациями, взимавшимися с веймарской Германии. Без кардинального разрешения этой проблемы любые эксперименты с запуском/остановкой печатного станка останутся абсолютно безрезультатными.

В этих условиях альтернативные сценарии, в частности, запуск мобилизационной модели экономики, даже не обсуждаются. И это неслучайно: для проведения экономической мобилизации весь народ должен сначала консолидироваться вокруг комплекса бесспорных сверхцелей, четко и внятно поставленных перед обществом. Наше же руководство открыто заявляет, что задача-максимум для белорусов – как-нибудь выкрутиться, чтобы и дальше жить «как люди». Под подобные полуживотные цели невозможно собрать внутренние ресурсы, сконцентрировать их на жизненно важные проекты; провести централизованную мобилизацию экономического потенциала, сохранив при этом разнообразие форм собственности; привлечь партнерскую поддержку ближайших соседей. Все это требует экстраординарных знаний и усилий, а также наличия в правительстве экономистов уровня Ялмара Шахта и Эдварда Деминга. Чем мы, увы, похвастаться пока не можем.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: 24 часа это - ?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Беларуси

Открыто представительство компании «Арт Обои» в Гродно

Хотите узнать больше? Компания «Арт Обои» занимается разработкой уникальных и стильных фотохолстов, выполняет печать фотообоев, рольштор и модульных 100

Более 60 процентов граждан удовлетворены работой ЖКХ

Хотите узнать больше? Как заявил заместитель премьер-министра Анатолий Калинин, главная задача организаций ЖКХ обеспечить надлежащее качество и обозначенность стоимости 78

Учения по аварии на БелАЭС пройдут в Беларуси

Хотите узнать больше? В Беларуси будут проведены командно-штабные учения по реализации плана защитных мероприятий в случае радиационной аварии на первой белорусской АЭС. 88

В Беларуси опять подняли больной вопрос социальной защиты молодых специалистов на селе

Хотите узнать больше? Сенаторы намерены проработать вопросы предоставления жилья и снижения налоговой нагрузки для молодых специалистов на селе, занятых в социальной и 193

Экс-директор Борисовводоканала «поил» жителей грязной водой

Хотите узнать больше? Бывший директор ГП «Борисовводоканал» знал о плохом качестве воды в скважинах, но не сообщал в территориальный центр эпидемиологии. Прокуратура 123

Утверждены ставки единого налога для видов деятельности без регистрации ИП

Хотите узнать больше? Минским городским советом 18 октября утверждены ставки единого налога для перечня видов деятельности без регистрации в качестве индивидуального 98

На границе с Беларусью появится хранилище радиоактивных отходов

Хотите узнать больше? Снятая с эксплуатации Игналинская АЭС может начать "горячие" испытания комплекса сортировки и хранения радиоактивных отходов, построенного при 182

Из-за гибели солдата в Печах 5 человек отстранены от должностей, а еще 4 уволены из армии

Хотите узнать больше? В Министерстве обороны уточнили количество отстраненных от должностей в части, где служил Александр Коржич, а также заявили об уволенных из 186