Закрыть

Выберите город

Закрыть

Качество экспортной корзины остается на низком уровне

Качество экспортной корзины остается на низком уровне

В следующем году власти ждут от реального сектора выхода на положительное сальдо до уровня не менее 3,5% ВВП. Но в стране существует ряд проблем, которые могут помешать стабилизировать ситуацию во внешней торговле. Это и пассивный белорусский директорат, и отсутствие способностей правильно продвигать свою продукцию на внешние рынки, констатируют эксперты.

 

У целого ряда руководящего звена, начиная от председателей облисполкомов и включая глав министерств, по-прежнему отсутствует понимание необходимости стабилизации ситуации во внешней торговле.

«Много популизма, нет осознания реальной угрозы, к чему приведет непринятие соответствующих мер. А ведь от этого зависит конкурентоспособность нашей продукции», — заявил на заседании Совета министров 11 октября Михаил Мясникович.

В реальности картина еще более удручающая, констатируют Белорусские новости. По словам экспертов, многие белорусские промышленные предприятия выбрали сегодня феноменальную экспортную стратегию, суть которой в следующем: «Мы сидим и ждем, пока наши товары кто-то придет и возьмет. Если кому-то надо, пусть приходит и покупает». 

«Я давно пытаюсь растолкать наших производителей и заставить выходить на рынок Австралии, импортирующей огромное количество продовольственных товаров. Но куда там. Директора не хотят этого делать, отбиваются руками и ногами», — описал позицию предприятий во время состоявшегося в Минске круглого стола «Белорусский экспорт: как найти успешную стратегию?» заместитель директора по развитию Muzz Buzz Franchising Артем Ледовский.

По словам эксперта, даже при наличии заинтересованного зарубежного покупателя отечественной продукции сделки все равно не заключаются из-за пассивности и инертности нашего директората.

«Курьезные случаи происходят. Владелец компании, у которого на счету 200 млн. долларов, просит меня посодействовать в покупке 10 белорусских тракторов на общую сумму 2 млн. долларов. Нахожу белорусскую компанию-продавца, обеспечиваю связь. Но в итоге ничего не получается. С белорусской стороны нет понимания, как это делать, и нет воли этого делать. «Вам нужно, вы сюда приезжайте и забирайте», — вот такой ответ. А ваша стратегия какая — стагнировать?».

Вирус пассивности проник и в частный сектор. Многие компании предпочитают работать на освоенных рынках, заявляя, что без бренда на новых рынках делать нечего.

Такой подход к продвижению продукции, по мнению эксперта, изначально проигрышный: «А кто мешает создать бренд и раскрутить его за счет собственных ресурсов или привлеченных инвестиций? И продавать не прежний ассортимент, а инновационный. Не тысячу наименований, а один бренд, как «Марс» или «Сникерс», и брать маржу не за упаковку, а за бренд, за удачное решение».

Чтобы расшевелить пассивный белорусский директорат, а также в целом в корне изменить ситуацию с продвижением товаров при помощи инструментов маркетинга, необходимо вмешательство государства, считает А.Ледовский.

Государство должно стать более требовательным к директорам и прежде всего в части их профессионального соответствия занимаемой должности. Кроме того, необходимо импортировать технологии, в том числе и маркетинговые, «чтобы руководители не спрашивали, нужен им маркетолог или нет, или стоит выходить на рынок Австралии или нет. Но если у вас маржа на этом рынке 50%, зачем задавать такие глупые вопросы. Берите и делайте», отмечает эксперт.

Власти, впрочем, не были совсем уже пассивны в решении проблемы продвижения товаров на внешние рынки. Еще в феврале прошлого года правительство разродилось постановлением № 284 о проведении внеочередной аттестация всех работников внешнеэкономических и маркетинговых служб. Но, судя по всему, работы здесь у правительства непочатый край 

Впрочем, отсутствие способностей правильно продвигать товар — не единственная проблема, которая может помешать Беларуси стабилизировать ситуацию во внешней торговле. К качеству белорусской продукции также есть претензии у покупателей.

«Мы проигрываем в мелочах. К внешнему виду нет никаких претензий. Но как только копнешь в мелочах — всё, вот тут начинаем проигрывать. Это неудобно, тут что-то не так», — отмечает генеральный директор обувной фабрики «Батичелли» Наум Кац.

По его словам, даже производство продукции по зарубежным лекалам не помогает: «Все равно как-то умудряемся сделать так, что обувь получается чуть-чуть белорусская».

Кандидат экономических наук Галина Турбан в свою очередь обратила внимание на еще одну проблему. За последние 10 лет Беларусь почти не изменила структуру экспорта. Только в последние три года стали предприниматься какие-то усилия в этом направлении. Но качество экспортной корзины все равно остается на низком уровне. И именно в этой части есть потенциал для роста экспорта, считает эксперт.

Еще один способ активнее продвигать свои товары на внешние рынки, по мнению Г.Турбан, — это взаимодействие с транснациональными корпорациями.

«По официальной статистике, 75% экспорта развивающихся стран достигается именно благодаря кооперации с транснациональными корпорациями. И мы должны учитывать это в нашей маркетинговой политике», — отмечает Г.Турбан.

И у Беларуси, учитывая интеграцию с Россией и Казахстаном в рамках Таможенного союза и ЕЭП, есть для этого возможности, считает А.Ледовский.

«Есть инфраструктура, есть обученный персонал, кроме того, стоимость постоянных издержек, которые надо нести при развитии бизнеса, умеренная. Надо такими конкурентными преимуществами заманивать транснациональные корпорации», — полагает эксперт.  

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Спутник планеты Земля?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Беларуси

Ради бегства от рутины белорусы продавали почки

Хотите узнать больше? Стали известны подробности громкого дела черных трансплантологов из Косово, их жертвами стали три белоруса. фото: Rosmed.ru Над громким делом 338

Глава Минпрома рассказал о перспективах завода «БелДжи»

Хотите узнать больше? На запускаемом заводе полного цикла по выпуску легковых автомобилей «БелДжи» на первом этапе планируется производить до 60 тысяч автомобилей в год, 219

Первый блок БелАЭС будет запущен в 2019 году. Беларусь призывает активизировать работу

Хотите узнать больше? Вице-премьер Владимир Семашко рассказал о переносе сроков запуска белорусской АЭС и проблемах энергетической зависимости Беларуси. фото: tut.by 141

Команды ИТ-специалистов всё лето будут бесплатно реализовывать нужные обществу проекты

Хотите узнать больше? Есть проект, который будет полезен людям вокруг, но нужна помощь с IT? Участвуйте в конкурсе - и получите целую IT-команду для реализации своего 209

В Беларуси упростили получение государственной адресной социальной помощи

Хотите узнать больше? Президент Беларуси Александр Лукашенко 15 июня подписал указ № 211 "О совершенствовании порядка предоставления государственной адресной социальной 209

Парламент Литвы признал БелАЭС угрозой нацбезопасности

Хотите узнать больше? За принятие такого законопроекта в четверг проголосовали 104 депутата литовского Сейма из 141. фото: tut.by В документе говорится, что строящаяся в 172

В Беларуси уточнен порядок приостановления деятельности ИП

Хотите узнать больше? ИП может прекратить деятельность в порядке, предусмотренном декретом №1 от 16 января 2009 года, либо приостановить деятельность в случае содержания 243

Минфин назвал западным инвесторам 15 рисков зависимости Беларуси от России

Хотите узнать больше? Беларусь, пытающаяся сократить зависимость от российских кредитов, возвращается на западный долговой рынок. В проспекте еврооблигаций она 181