Закрыть

Выберите город

Закрыть

Сумеет ли Беларусь добиться от Китая инвестиций в транспортно-логистическую инфраструктуру?

Официальный Пекин стал более внимательно относиться к сотрудничеству с Минском.


Сумеет ли Беларусь добиться от Китая инвестиций в транспортно-логистическую инфраструктуру?

Это связано с набирающим обороты проектом Экономического пояса Шелкового пути, а также с ухудшением экономического положения в Беларуси и дискуссиями о возможном реформировании белорусской модели экономики.

Как отмечают эксперты BISS в новом выпуске Белорусского внешнеполитического индекса, в сентябре-октябре основное содержание белорусско-китайских отношений определялось итогами визита Александра Лукашенко в Китай 1-3 сентября.

Повестка дня для белорусской делегации в ходе этого визита была достаточно очевидна. Это продолжение переговоров о получении льготных китайских кредитов (хотя официальный Минск в этом вопросе гораздо менее оптимистичен, чем несколько лет назад), реструктуризация уже имеющихся кредитов, продажа китайским инвесторам отдельных белорусских предприятий или пакета их акций, активизация военно-технического сотрудничества с КНР, поддержка со стороны официального Пекина на международной арене.

Белорусские государственные СМИ и официальные лица представили крайне радужную картину итогов визита. В частности, прозвучала информация о наличии кредита в размере 7 млрд долл. США , хотя речь идет все о той же старой кредитной линии общей суммой 15 млрд долл. США. Тем не менее какие-то обещания были даны, так как А.Лукашенко дважды делал заявления о том, что китайские партнеры готовы пересмотреть связанность выделяемых кредитов.

Наблюдалась некоторая активизация и в направлении реализации Экономического пояса Шелкового пути. Эксперты BISS напоминают, что китайское правительство учредило Фонд Шелкового пути с капиталом около 40 млрд долларов США (нацеленного преимущественного на Среднюю Азию), Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (50 млрд долларов) и Новый банк развития БРИКС (10 млрд долларов). Используются и другие финансовые инструменты. Однако общая сумма средств, которые официальный Пекин готов выделить на поддержку проекта, оценивается в размере от 160 до 300 млрд долларов. И хотя перевозка грузов по новому Шелковому пути уже осуществляется, основное внимание китайских властей сконцентрировано пока на развитии слаборазвитых районов на западе КНР, а также на защите своих интересов в Средней Азии. Беларусь же в контексте реализации данного проекта пока интересует официальный Пекин лишь как один из возможных (хотя и наиболее вероятных) путей транзита в страны ЕС, а также в рамках евразийской интеграции, предполагающих безбарьерное (бестаможенное) продвижение китайских товаров от границ Поднебесной до границ Евросоюза. Таким образом, обеспечение транспортной инфраструктуры и надежность в качестве таможенного партнера – вот те параметры, которым Беларусь должна соответствовать, чтобы в среднесрочной перспективе быть включенной в проект нового Шелкового пути.

При этом эксперты подчеркивают, что Беларусь – далеко не единственная страна в регионе Восточной и Центральной Европы, где Китай стремится заранее гарантировать свои позиции при реализации проекта Экономического пояса Шелкового пути. По крайней мере, при правильной и взвешенной политике Беларусь сможет добиться от КНР определенных инвестиций в свою транспортно-логистическую инфраструктуру. Впрочем, уверенности, что эти вложения не будут представлять собой связанные кредиты, нет.

Дальнейшее развитие в сентябре-октябре получило и строительство Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень» (КБИП). Ощущая ухудшение экономического положения в стране и опасаясь более внимательного отношения государства к своей экономической деятельности, работающие в Беларуси китайские компании стремятся использовать КБИП как определенную гарантию своего привилегированного положения на белорусском рынке.

Например, в сентябре 2015 г. был зарегистрирован новый резидент КБИП – ООО «Цзюйсинь Солод Технология». Было заявлено, что планируемая мощность нового завода составит 300 тыс. тонн пивоваренного солода в год. Ряд экспертов предположили, что такое производство станет прямым конкурентом белорусскому ОАО «Белсолод», тем более что отсутствие качественного солода является одной из хронических проблем отечественного пивоварения. И хотя администрация КБИП поспешила заверить в ошибочности таких оценок, это не первое выражение озабоченности тем, что китайские компании собираются использовать КБИП как прикрытие для своего бизнеса, конкурентного белорусским производствам.

И белорусская, и китайская стороны все в большей степени выходят на относительно сбалансированное сотрудничество друг с другом, при котором ни одна страна не рассчитывает решить сложившиеся объективные проблемы за счет подписания 1-2 договоров или реализации 1-2 проектов. По мнению экспертов, официальный Минск и далее будет пытаться пересмотреть условия уже выделенных китайских связанных кредитов, хотя каких-то особенных успехов в этом направлении ожидать не приходится. Параллельно белорусские власти все в большей степени начинают вовлекать КНР в строительство и развитие транспортно-логистической инфраструктуры на территории нашей страны в рамках реализации проекта Экономический пояс Шелкового пути.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: 24 часа это - ?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Беларуси

Ради бегства от рутины белорусы продавали почки

Хотите узнать больше? Стали известны подробности громкого дела черных трансплантологов из Косово, их жертвами стали три белоруса. фото: Rosmed.ru Над громким делом 403

Глава Минпрома рассказал о перспективах завода «БелДжи»

Хотите узнать больше? На запускаемом заводе полного цикла по выпуску легковых автомобилей «БелДжи» на первом этапе планируется производить до 60 тысяч автомобилей в год, 255

Первый блок БелАЭС будет запущен в 2019 году. Беларусь призывает активизировать работу

Хотите узнать больше? Вице-премьер Владимир Семашко рассказал о переносе сроков запуска белорусской АЭС и проблемах энергетической зависимости Беларуси. фото: tut.by 170

Команды ИТ-специалистов всё лето будут бесплатно реализовывать нужные обществу проекты

Хотите узнать больше? Есть проект, который будет полезен людям вокруг, но нужна помощь с IT? Участвуйте в конкурсе - и получите целую IT-команду для реализации своего 238

В Беларуси упростили получение государственной адресной социальной помощи

Хотите узнать больше? Президент Беларуси Александр Лукашенко 15 июня подписал указ № 211 "О совершенствовании порядка предоставления государственной адресной социальной 236

Парламент Литвы признал БелАЭС угрозой нацбезопасности

Хотите узнать больше? За принятие такого законопроекта в четверг проголосовали 104 депутата литовского Сейма из 141. фото: tut.by В документе говорится, что строящаяся в 203

В Беларуси уточнен порядок приостановления деятельности ИП

Хотите узнать больше? ИП может прекратить деятельность в порядке, предусмотренном декретом №1 от 16 января 2009 года, либо приостановить деятельность в случае содержания 278

Минфин назвал западным инвесторам 15 рисков зависимости Беларуси от России

Хотите узнать больше? Беларусь, пытающаяся сократить зависимость от российских кредитов, возвращается на западный долговой рынок. В проспекте еврооблигаций она 214