Закрыть

Выберите город

Закрыть

Более З0 белорусских бизнесов являются лидерами мирового рынка, но держатся в тени

Более З0 белорусских бизнесов являются лидерами мирового рынка, но держатся в тени

«Как выглядит белорусский бизнес, не знает никто», - заявил Павел Данейко, руководитель Директор Бизнес-школы ИПМ на форуме Всемирной недели предпринимательства в Беларуси.

Лидеры белорусского бизнеса, с которыми ИПМ работал в рамках образовательных и исследовательских проектов, предпочитают держаться в тени. И дело тут не только в природной скромности белорусов. Эту скромность сильно преумножила белорусская действительность в 90 – начала 2000 годов, не благоволившая людям, которые делали большие деньги.

Поэтому большинство успешных бизнесменов в нашей стране являются так называемыми «скрытыми чемпионами», отметил Павел Данейко. Данный термин был предложен немецкими исследователями. Согласно их концепции, «скрытыми чемпионами» являются в основном небольшие по размеру компании, которые при этом стали лидерами – либо технологическими, либо рыночными – во всем мире или своем регионе. Часто их доля на рынке превышает 50%. Обычно это бизнес «B2B» («бизнес для бизнеса», то есть их потребителями являются другие бизнесы). Поэтому такие компании мало известны широкой публике.

Кто они – скрытые чемпионы Беларуси?

ИПМ обнаружил в Беларуси 32 компании, полностью соответствующие данным критериям. Они являются номером 1 или 2 на мировом рынке или номером 1 на рынке Европы или СНГ. Все они обладают сходными чертами: являются производственными, сфокусированы на очень узкой нише, ориентированы на экспорт. И все они, как полагается, крайне скромны: при озвучивании результатов исследования попросили Павла Данейко не упоминать названия их компаний.

Согласно исследованию, вышеописанных «скрытых чемпионов» Беларуси можно поделить на три группы.

Первая группа – это производители новых продуктов, которые не выпускались в СССР. Например, упаковочные материалы или роллетные ворота. Все они добивались успеха по одной схеме: изначально работали дилерами, захватывали значимую часть рынка, открывали собственные производства. Потом им помогла прекрасная идея свободных экономических зон в Беларуси. Условия СЭЗ помогали снизить издержки на столько, что продажная цена товаров падала минимум на 15%. После чего доля этих предприятий на рынке постсоветских стран резко вырастала. Тогда уже цены восстанавливались, и компании выходили на высокую прибыльность.

Вторую группу составляют характерные для нашей страны производства машиностроительной продукции, только сфокусированные на очень узкой сфере. Например, производители экскаваторов для ремонтных работ на аварийном нефтепроводе.

«На всем евразийском пространстве, включая Китай, существует только два производителя этой продукции – один в Словакии, другой в Беларуси. При этом мировой рынок (не считая американский) составляет около 100 миллионов долларов – две компании аккуратно это делят», -- отметил эксперт.

Схема возникновения таких производств сходна с предыдущей: начиналось все с торговой деятельности. Потом в процессе работы находился некий нишевой продукт, компании учились его продавать. После этого создавалось производство, резко снижались издержки, быстро захватывался рынок и удерживался после поднятия цен.

Третья же группа особая – это предприятия, рожденные из советского ВПК. «Спасибо военпрому Советского Союза за значительный вклад в развитие белорусской рыночной экономики», - сказал Павел Данейко.

Схема возникновения таких компаний совсем другая, отметил эксперт: «Младшие и старшие научные сотрудники, кандидаты и аспиранты, в 90-е годы оставшись без еды, пытались как-то заработать себе на хлеб, и начинали делать, что умеют, чтобы потом продать. Они использовали осколки советского производства для создания какой-то технологии».

Сегодня такие компании ориентируются на рынок США. Например, одно из белорусских предприятий имеет доминирующую долю на американском рынке приборов ночного видения гражданского назначения.

Откуда в Беларуси такие необычные бизнесы?

Почему в Беларуси возникли вышли вперед такие необычные производственные бизнес-модели, ориентированные на экспорт и сфокусированные на нишевые продукты?

Здесь как раз все «согласно теории», считает Павел Данейко. Эффективные национальные бизнес-модели получаются, когда бизнес преодолевает преодолимые барьеры в национальной экономике.

Такими преодолимыми барьерами в Беларуси были жестокий бизнес-климат, неустойчивая макроэкономика, отсутствие приватизации и недоступность длинных денег.

Жесткие условия бизнеса не позволяли показывать успех внутри страны. Но если ты работаешь на внешних рынках, то твой успех незаметен. Поэтому в условиях давления на бизнес выживали модели с экспортной ориентацией.

Неустойчивая макроэкономика внутри страны также сделала более выгодной работу на экспорт.

Отсутствие приватизации привело к тому, что самые талантливые предприниматели не ринулись скупать госпредприятия.

«В моем понимании социалистические предприятии нереформируемы в принципе, - отметил Павел Данейко. – Они изначально создавались как неэффективные». Это заставило предприимчивых людей заняться «гринфилдом» -- созданием бизнеса с нуля.

И, наконец, нехватка финансирования не позволяла предпринимателям выходить на массовые рынки, заставляя выбирать нишевые стратегии.

Следует отметить, что "Ежедневник" уже несколько лет готовит свой собственный Топ крупнейших бизнесменов страны, где называет в том числе бизнес, предпочитающие оставаться в тени. В настоящеее время, "Ежедневник" готовит Топ региональных бизнесменов, который расскажет о крупнейших представителях бизнес-сообщества в шести белорусских областях.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Спутник планеты Земля?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Беларуси

Гендиректор Агрокомбината "Заря" обвиняется в хищении в особо крупном размере

Хотите узнать больше? Генеральный директор ЗАО «Агрокомбинат «Заря», 1958 года рождения, признан обвиняемым по уголовному делу о хищениях в особо крупном размере. В ходе 284

Роскачеству не показался кефир «Савушкина продукта»

Хотите узнать больше? Российская система качества (Роскачество) в ходе своего веерного исследования отнесло 2,5% жирности кефир белорусского производителя к «товарам с 264

В ЕАЭС самая большущая инфляция в Казахстане и Беларуси

Хотите узнать больше? Инфляция в странах Евразийского экономического союза в 2017 году не превысила предельного значения, установленного Договором о ЕАЭС. Как, сообщили 261

Правительство упростило правила приема документов в профтехучилище

Хотите узнать больше? Постановлением Совета министров №19 внесены коррективы в Правила приема лиц для получения профессионально-технического образования. Согласно 561

Нацбанк разъяснил декрет о криптовалютах

Хотите узнать больше? В связи с большим количеством обращений, Нацбанк опубликовал разъяснения некоторых норм декрета №8 "О развитии цифровой экономики", подписанного 550

Близ 3,5 миллиона евро вернули белорусы по чекам Tax Free в 2017 году

Хотите узнать больше? В январе - декабре 2017 года по чекам Tax Free белорусы вернули себе налогов на 3,485 млн евро. Сумма увеличилась на 413 тыс. евро в сравнении с 2016 545

«Минсктранс» выпустит талоны с защитой от подделок

Хотите узнать больше? ГП "Минсктранс" с февраля 2018 года начнет выпускать талоны с новым дизайном и дополнительной защитой от подделок. Внешний вид талонов на проезд в 883

МАРТ утвердило перечень элитного алкоголя для безвозбранного импорта

Хотите узнать больше? Ратифицирован перечень алкогольных напитков, на импорт которых в 2018 году не распространяется исключительное право государства. Соответствующее 850