Закрыть

Выберите город

Закрыть

Минск стал более критично относиться к сотрудничеству с Пекином

Минск стал более критично относиться к сотрудничеству с Пекином

Как отмечают аналитики BISS в новом выпуске Белорусского внешнеполитического индекса, предоставленном "Ежедневнику", укрепление данной тенденции стало результатом, с одной стороны, отсутствия значительных китайских кредитов и выгодных для Беларуси совместных проектов, а с другой — увеличением помощи от России, когда белорусская экономика не так отчаянно нуждается во внешних заимствованиях. Поэтому, на место громких заявлений об амбициозных, но, как правило, не реализуемых на практике проектов, постепенно приходят не такие масштабные, но реалистичные и, в целом, взаимовыгодные для обеих сторон предложения.

Значительная часть событий в развитии анализируемых в июле-августе белорусско-китайских отношений пришлась на июль и была связана с визитом ряда высокопоставленных руководителей КНР и проведением очередного заседания двусторонней комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Результаты этих встреч и переговоров на фоне предыдущего разочарования белорусского руководства привели к кульминации в виде совещания у президента по использованию китайских кредитов.

Одним из важнейших стал визит представительной деловой делегации КНР во главе с первым замминистра коммерции Чжун Шанем. Белорусская сторона во многом рассматривала этот визит как возможность направить развитие белорусско-китайских отношений в более выгодное для Беларуси русло. Так, вице-премьер Тозик обратил особое внимание китайских партнеров на то, что Беларусь стремится получать от Китая в большей степени прямые инвестиции, чем кредиты, а тем более связанные кредиты. А премьер-министр Мясникович, по-видимому, имея в виду обсуждаемый в Китае проект «Нового шелкового пути», подробно остановился на необходимости развития транспортно-логистической инфраструктуры, соединяющей Китай, Россию и Беларусь. Кроме того, руководитель белорусского правительства предложил китайской стороне либо присоединяться к существующим белорусско-российским проектам в сфере промышленного производства, либо включать белорусских партнеров в аналогичные российско-китайские проекты.

Говоря о белорусско-китайских проектах, Мясникович и его заместитель подчеркнули необходимость активизации работ в Китайско-белорусском индустриальном парке, а также на производстве автомобилей «БелДжи». По мнению Мясниковича и Тозика, китайская сторона должна активнее участвовать в реализации этих проектов, в том числе и путем выделения кредитов, но уже не государству, а непосредственно заинтересованным экономическим субъектам. Для облегчения этого процесса Беларусь готова пойти на то, чтобы китайские банки начали работать непосредственно на ее территории.

Редкий случай, когда, рассуждая о динамике товарооборота, белорусские чиновники такого уровня прямо указали на неприемлемо большое отрицательное сальдо в торговле Беларуси с Китаем. До этого подобные заявления звучали только из уст советника МИД В.Мацеля.

Впрочем, такая озабоченность белорусской стороны пока не находит отклика у китайских партнеров. Это лишь подтверждает предположение о том, что КНР рассматривает Беларусь исключительно как удобный рынок для сбыта собственных товаров, прежде всего, через систему связанных кредитов.

Еще одним ударом по устоявшемуся позитивному образу белорусско-китайского сотрудничества стало заявление, сделанное 18 июля вице-премьером А.Калининым, которое касалось планов постройки второй взлетно-посадочной полосы Национального аэропорта «Минск». Калинин не только прямо и четко заявил, что она будет построена без участия китайских компаний, но и объяснил причину такого решения: сметная стоимость строительства, по расчетам белорусской стороны, составляет около 300 млн долл., в то время как китайские подрядчики оценили стоимость проекта в 1,2 млрд долл., то есть, завысили ее в четыре раза.

В отношении реализации самого главного белорусско-китайского проекта — КБИП — в рассматриваемый период не произошло значимых событий . А вот в контексте реализации другого знакового проекта — производства автомобилей «БелДжи» — следует отметить заявление председателя Белорусского банка развития Сергея Румаса, который заявил, что автомобили с уровнем локализации не менее 30%, а также автомобили производства белорусско-китайского СП «БелДжи» получат право свободного перемещения на территории Единого экономического пространства с августа 2014 г. Это серьезное достижение Беларуси, так как эксперты неоднократно указывали на опасность того, что Россия может посчитать производство «БелДжи» не более, чем реэкспортом китайских автомобилей, и запретить их реализацию на своей территории. Уровень же локализации в 30% не является высоким, а сама возможность беспрепятственного допуска на рынки России и Казахстана дает этому проекту шанс на успех. В подкрепление своих слов С.Румас обеспечил открытие Банком развития экспортной кредитной линии ТОО «Вираж» (Казахстан) на сумму 10,9 млн долл. США для расчетов с СЗАО «БелДжи» за поставки автомобилей Geely белорусской сборки на казахстанский рынок. Кредитная линия открыта сроком на 1 год с процентной ставкой в размере 1,9% годовых под страховое покрытие «Белэксимгаранта».

Эксперты BISS считают, что в ближайшие месяцы не стоит ожидать каких-либо громких событий в белорусско-китайских отношениях. Умелая работа китайских дипломатов позволит сгладить негативное впечатление от вышеперечисленных заявлений белорусского руководства. Однако стабильно фиксируемая с января 2014 г. тенденция постепенно все более и более осторожного отношения к сотрудничеству с КНР позволяет прогнозировать, что от громких, но нереалистичных проектов стороны постепенно перейдут к более сбалансированному конструктивному сотрудничеству.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Сколько лет в веке? (ответ числом)

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Беларуси

Гендиректор Агрокомбината "Заря" обвиняется в хищении в особо крупном размере

Хотите узнать больше? Генеральный директор ЗАО «Агрокомбинат «Заря», 1958 года рождения, признан обвиняемым по уголовному делу о хищениях в особо крупном размере. В ходе 228

Роскачеству не показался кефир «Савушкина продукта»

Хотите узнать больше? Российская система качества (Роскачество) в ходе своего веерного исследования отнесло 2,5% жирности кефир белорусского производителя к «товарам с 206

В ЕАЭС самая большущая инфляция в Казахстане и Беларуси

Хотите узнать больше? Инфляция в странах Евразийского экономического союза в 2017 году не превысила предельного значения, установленного Договором о ЕАЭС. Как, сообщили 205

Правительство упростило правила приема документов в профтехучилище

Хотите узнать больше? Постановлением Совета министров №19 внесены коррективы в Правила приема лиц для получения профессионально-технического образования. Согласно 507

Нацбанк разъяснил декрет о криптовалютах

Хотите узнать больше? В связи с большим количеством обращений, Нацбанк опубликовал разъяснения некоторых норм декрета №8 "О развитии цифровой экономики", подписанного 497

Близ 3,5 миллиона евро вернули белорусы по чекам Tax Free в 2017 году

Хотите узнать больше? В январе - декабре 2017 года по чекам Tax Free белорусы вернули себе налогов на 3,485 млн евро. Сумма увеличилась на 413 тыс. евро в сравнении с 2016 496

«Минсктранс» выпустит талоны с защитой от подделок

Хотите узнать больше? ГП "Минсктранс" с февраля 2018 года начнет выпускать талоны с новым дизайном и дополнительной защитой от подделок. Внешний вид талонов на проезд в 835

МАРТ утвердило перечень элитного алкоголя для безвозбранного импорта

Хотите узнать больше? Ратифицирован перечень алкогольных напитков, на импорт которых в 2018 году не распространяется исключительное право государства. Соответствующее 798