Закрыть

Выберите город

Закрыть

Сергей Варивода: «до «обеления» автосервиса Беларуси еще далеко»

Сергей Варивода: «до «обеления» автосервиса Беларуси еще далеко»

С 1 ноября - времени вступления в силу указа N432 Беларусь медленно двинется в сторону легализации отечественного автосервиса в гаражных кооперативах.

Вопрос скорой легализации деятельности гаражных мастеров обсуждался на конференции «Автосервис Республики Беларусь: перспективы и пути развития». По просьбе «Ежедневника», один из ее участников - заместитель председателя РОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация» Сергей Варивода (на фото) рассказал о причинах существования теневого автосервиса в стране и путях его «обеления».

- Как оцените долю теневого автосервиса в Беларуси?

- По оценке председателя Белстата Владимира Зиновского., доля «теневой экономики» составляет 20-22%, «ненаблюдаемой» (бизнесмен, осуществляя законную деятельность, минимизирует налоговую базу, используя незаконные методы) - около 13%. По оценкам автомобильной ассоциации «БАА», доля утаиваемой налогооблагаемой базы в автосервисе достигает 50%, что косвенно подтвердили и результаты интернет-опроса пользователей услуг СТО.

Сергей Варивода: «до «обеления» автосервиса Беларуси еще далеко»

- Речь идет только о гаражных мастерских или любой СТО, пусть даже авторизованной, утаивающей часть выручки?

- По моему глубокому убеждению, доля «теневых» доходов организаций автосервиса ничуть не меньше, а то и больше, чем в гаражах. Возможности «дяди васи» ограничены одним рабочим местом, выручка, а, следовательно, и сокрытая часть доходов, не могут быть большими. При этом масса мелких СТО оказывает услуги без отражения выручки в регистрах налогового учета, расчеты зачастую ведутся в валюте, а значит, о чеке не может быть и речи. Многие СТО приобретают запчасти у лжепредпринимательских структур за наличный расчет. Как видите, форм и методов ведения теневого автобизнеса много, «дядя вася» - лишь надводная часть айсберга.

- Неужели клиентам СТО все равно, дают им чек после оплаты ремонта автомобиля или нет?

- Я опираюсь на данные опроса, проведенного по моей просьбе на одном из интернет-порталов. Отвечая на вопрос, готовы ли они отказаться от чека при условии, что оплата будет на 20% меньше, большинство респондентов ответили положительно. Следовательно, теневой бизнес выгоден не только производителям услуг, но и потребителям, существует определенный негласный договор о минимизации налогов с выгодой для обеих сторон.

- Часто ли в «тень» попадают легальные СТО?

- Чем крупнее бизнес, тем больше он думает о рисках. И тем важнее для него исключить возможность внезапных потерь в результате контрольно-проверочных действий. Думаю, что доля теневой составляющей у крупных дилерских, авторизованных и иных легальных СТО незначительна.

- Выходит, что чем меньше станция, тем больше на ней нарушений?

- Автосервисы выживают в условиях низкой платежеспособности, минимизируя свои расходы. Правительство должно понимать это и идти навстречу, снижать налоговую нагрузку, а не повышать НДС до 22%. Совершенствуйте механизм администрирования действующих налогов, административные процедуры, снижайте арендную плату, сопутствующие платежи, ведь повышение налогов на фоне замедления экономики ни в одной стране мира не принесло эффекта.

- Более половины выручки легального автосервиса уходит на уплату налогов. Отсюда искушение скрыть хотя бы часть выручки?

- Да. Поэтому мы ратуем за снижение налогов и упрощенный режим налогообложения для всех предприятий автосервиса, что пока не находит поддержки у властей. Результат - с автосервисов уходят квалифицированные сотрудники, не скрывая, что в гаражах от нормочаса получат на треть больше. Знаю об этом не понаслышке - самому приходится выслушивать объяснения слесарей.

- Какова же их средняя зарплата?

- Около 10 миллионов рублей. Предполагаю, что, работая в гаражной мастерской, можно получить 1,5-2 тысячи долларов в месяц.

- Еще одна особенность Беларуси - большое количество подержанных автомобилей. Если в России на тысячу населения в 2012 году продано 20,14 новых машин, Украине 4,79, а Казахстане - 5,15, то у нас показатель составляет всего 2,14. В такой ситуации количество «гаражников» не уменьшится?

- Владелец подержанного автомобиля, как правило, не обращается на дилерскую или авторизованную станцию. Ввоз подержанных иномарок стимулирует рост неорганизованной торговли запчастями на рынках, в том числе бывшими в употреблении, и развитие гаражного сервиса. В 2013 году доля продаж подержанных автомобилей стремительно увеличивается, Беларусь становится страной б/у. Полагаю, и доля теневого автосервиса растет.

- Какого результата от указа ожидаете?

- Со временем - окончательного понимания властей необходимости запрета любой предпринимательской и производственной деятельности в гаражах. Автосервисы, склады, производственные мастерские организованы в гаражах, предназначенных для хранения личных автомобилей. В стране не хватит милиционеров и налоговиков, чтобы навести там элементарный порядок. Строгость наших законов легко компенсируется необязательностью их исполнения. Возможно, я излишне пессимистичен, но много ли найдется желающих выполнять требования указа и принимаемых в его развитие подзаконных нормативных актов?

- Что же бессмысленного в регистрации гаражного мастера в качестве индивидуального предпринимателя?

- Это лишь основное требование. Потребуется заключение договоров на вывоз твердых бытовых отходов, об учете и оплате за электричество по другим тарифам, нужно получить сертификат соответствия на услуги и пр. Это долго и хлопотно. Остается надеяться, что хоть какая-то часть незаконных ремесленников легализуется. Предполагаю, что их количество вряд ли превысит 10%.

При ГСК часто строят специализированные помещения СТО для выполнения ремонтных работ. Почему бы не идти по этому пути? А для организации действенного контроля я бы потребовал от председателей гаражных кооперативов усиления контроля. Возможно, следует предусмотреть даже административную ответственность за бездеятельность, ведь эти люди прекрасно знают, кто и чем занимается в их кооперативе.

Но до настоящего «обеления» автосервиса Беларуси еще далеко. Вот когда Министерство по налогам и сборам официально заявит, что декларируемая зарплата в микроорганизациях автосервиса сравнялась со средней по отрасли, можно будет рассчитывать на успех.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: 24 часа это - ?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Беларуси

Правительство упростило правила приема документов в профтехучилище

Хотите узнать больше? Постановлением Совета министров №19 внесены коррективы в Правила приема лиц для получения профессионально-технического образования. Согласно 295

Нацбанк разъяснил декрет о криптовалютах

Хотите узнать больше? В связи с большим количеством обращений, Нацбанк опубликовал разъяснения некоторых норм декрета №8 "О развитии цифровой экономики", подписанного 277

Близ 3,5 миллиона евро вернули белорусы по чекам Tax Free в 2017 году

Хотите узнать больше? В январе - декабре 2017 года по чекам Tax Free белорусы вернули себе налогов на 3,485 млн евро. Сумма увеличилась на 413 тыс. евро в сравнении с 2016 288

«Минсктранс» выпустит талоны с защитой от подделок

Хотите узнать больше? ГП "Минсктранс" с февраля 2018 года начнет выпускать талоны с новым дизайном и дополнительной защитой от подделок. Внешний вид талонов на проезд в 623

МАРТ утвердило перечень элитного алкоголя для безвозбранного импорта

Хотите узнать больше? Ратифицирован перечень алкогольных напитков, на импорт которых в 2018 году не распространяется исключительное право государства. Соответствующее 586

Развитие инициативы «Экономический кушак Шелкового пути" послужит импульсом для Беларуси и Китая

Хотите узнать больше? Беларусь готова стать узловой платформой Экономического пояса Шелкового пути. Это послужит новым импульсом для взаимодействия Беларуси и Китая. Об 591

Белгидромет планирует повысить сеть метеонаблюдений

Хотите узнать больше? В целях повышения точности прогнозов погоды, Белгидромет планирует расширить сеть метеонаблюдений в 2018 году. Об этом сообщила первый заместитель 833

Президент ликвидировал УВД по охране метрополитена

Хотите узнать больше? Указом главы государства упразднено Управление внутренних дел по охране Минского метрополитена. Согласно документу, все функции ликвидируемого УВД 850