Закрыть

Выберите город

Закрыть

Александр Центер: «Я езжу на работу на велосипеде»

Александр Центер: «Я езжу на работу на велосипеде»

Чем «лупатый» электромобиль лучше премиум-бренда, выгодно ли торговать топливом на АЗС и прав ли Билл Гейтс «Ежедневнику» рассказал председатель правления группы компаний «А-100» Александр Центер.

Окна кабинета Александра Центера, бизнесмена, занявшего 51 место в списке «200 самых успешных и влиятельных бизнесменов Беларуси - 2011», по версии «Ежедневника», выходят на АЗС «А-100», Витебскую трассу и автомобильную парковку со стареньким бензовозом советского производства. Сегодня этот ЗИЛ - часть истории крупнейшей частной компании по торговле нефтепродуктами.

На каких машинах ездил председатель правления группы компаний «А-100» и чем рулит сегодня, решил выяснить «Ежедневник», попросив об интервью об автомобилях и не только.

- Закончив БГПА, новоявленный инженер-механик довольно быстро ушел в бизнес. Почувствовал, что в «лихие 90-е» можно заработать?

- Я инженер в третьем поколении - после отца и деда и считаю себя инженером до сих пор. В 90-е многие меняли работу - учителя, врачи. Проработав год в конструкторском бюро, я понял, что эта деятельность не востребована и оглянулся посмотреть, что происходит вокруг.

- Заправки стали первым из трех направлений деятельности группы компаний «А-100»: сеть из 28 АЗС «Астротрейдинг», инвестиции в недвижимость «А-100 Девелопмент», сеть кафе «Асторэс». На продаже топлива легче всего заработать?

- Нет, выбор связан с инженерным образованием, кроме того я с детства интересовался топливом. Хорошо помню книгу, подаренную отцом, - «Химмотология топлив и смазочных жидкостей», которую читал подростком. И когда вместе с обретением независимости в стране начались проблемы с топливом, оказалось, что тема эта мне интересна - не столько выгодна, сколько интересна.

- Пришлось услышать мнение, будто бы название группы компаний «А-100» образовано от первой буквы вашего имени и трансформированной фамилии (центнер - 100 кг?). Это верно?

- Нет. А-100 - название идеального бензина. Мы тогда еще не знали, что бензин с октановым количеством 100 существует, просто стремились к идеалу. Сейчас компания продает авиационное топливо с октановым числом 100.

- Получив в начале 2013 года кредит в 10 миллионов долларов у Европейского банка реконструкции и развития, группа компаний «А-100» начала активно приобретать заправки, взять хотя бы брестскую сеть «Галлон». В начале бизнеса, когда денег было меньше, АЗС брали в аренду?

- Мы начали с продажи топлива через передвижную заправочную станцию – бензовоз ГАЗ-53 выпуска начала 80-х, прозванный «Зинкой». Автомобиль с цистерной в 4620 л каждое утро заправляли на нефтебазе, а потом торговали топливом. Сегодня этот бензовоз стоит на площадке у офисного здания компании, он - один из экспонатов нашего будущего музея.

- Торговля нефтепродуктами находится под пристальным контролем государства, не слишком охотно пускающим сюда частников. А вам не только удалось войти в заправочный бизнес, но еще и стать первым частником. Сложное это дело?

- Направлений в те годы было несколько, занимались всем, что подвернется. Помню, мои партнеры уверяли, что торговля топливом нерентабельна и неперспективна, предлагали заняться телевизорами или мясом. Знакомые, торговавшие сникерсами, богатели на глазах, покупали новые дорогие машины. А у нас - гайки, смазки, копейки.

- Зато сегодня все изменилось…

- Только прошло 20 лет. Не думаю, что торговля нефтепродуктами входит в десятку наиболее прибыльных бизнесов. Если бы вопрос, браться за это дело или нет, стоял сегодня, не думаю, что взялись бы.

- Но на первый автомобиль заработали именно благодаря топливному бизнесу?

- На Москвич 2141 копил, начиная с шабашек и стройотрядов. Стоил он 3 тысячи советских рублей, был длинным, тяжелым и очень медленно разгонялся. Каждый раз, когда на шоссе нужно было обогнать грузовик, я долго думал, стоит ли это делать. Доходы в те времена были небольшими и порой меньше, чем у сотрудников госпредприятий. Помню свой первый крупный заработок - 250 долларов.

Москвич продал, чтобы купить бензовоз. Следующую машину - VW Golf сам пригнал из Германии. Едва ли не 20-летний, он был с автоматической коробкой передач - большая редкость по тем временам. Поездив год-полтора, купил новую Toyota Corolla золотистого цвета в кузове универсал. Это было событие: в середине 90-х у нас еще не было салонов, а машины гоняли, если не ошибаюсь, из Финляндии.

- И вы тут же стали уважаемым человеком в стране, где новые иномарки считались редкостью?

- Нет. «Правильные пацаны» ездили на BMW и Mercedes, моя Toyota котировалась на уровне нынешней KIA. Однако те, кто ценит деньги и нуждается в надежных автомобилях, покупают, в первую очередь, рабочую лошадку. Я предпочитаю японские машины.

- Считаете Toyota самой надежной?

- Я фанат этой марки и считаю ее самой лучшей. За все время у меня было 5-6 автомобилей Toyota.

- Ваш нынешний автомобиль - тоже Toyota?

- Нет, Infinity.

- Человек, попавший в топ-200 по версии «Ежедневника», решил, наконец, пересесть на премиум-класс?

- Нет. Куда чаще я езжу на служебном электромобиле Nissan Leaf, который считаю и самым престижным, и приятным. Мнения, будто машина должна быть статусной, не придерживаюсь. Но Infinity нужен, поскольку в семье четверо детей. Когда я покупал этот автомобиль, у Toyota не было требуемого количества мест.

- Видите ли детей в своем бизнесе?

- Они должны определиться и самостоятельно найти место, на котором почувствуют себя комфортно. А для этого один путь - учиться. Сегодня в нашем бизнесе достаточно талантливых людей, стратегической цели ввести в него своих детей не ставлю.

- Но ведь наверняка кто-то из них уже интересуется машинами или заправками?

- Ни у кого нет водительского удостоверения - старшей дочери скоро 18 лет, и я не уверен, что, несмотря на навыки управления автомобилем, у них есть некие предпочтения. Первый автомобиль, когда станет вопрос покупки, будет подержанным и бюджетным, соразмеренный с теми, на которых начинал я.

- А вот мне казалось, что состоятельные люди дарят детям новые и дорогие автомобили не только из-за статуса, но еще и надежности…

- Дарить детям машины не собираюсь. Знаете, как в Библии: «Я дам вам не рыбу, но удилище» Да, семья должна ездить на надежных и безопасных автомобилях. Но любая машина - консервная банка, безопасность которой определяется, в первую очередь, поведением водителя. К слову, более скромная машина и провоцирует на дороге меньше.

- «Я уверен, что отдать деньги моим детям - не лучшая идея. Это не было бы полезно ни для самих детей, ни для общества», - сказал Билл Гейтс. Поддерживаете ли этого и других известных богачей, заявивших, что не оставят детям наследства?

- Я на эту тему еще не думал - денег не так много, как у Билла Гейтса, их постоянно не хватает для развития. Давать ли детям деньги - вопрос педагогический, полагаю, что их надо научиться зарабатывать, неважно - много или мало, главное, чтобы тебя за это уважали. И нужно немного подождать, чтобы узнать, что за люди вырастут из детей Гейтса.

- Какого уровня должен достигнуть руководитель компании, управляющий автомобилем самостоятельно, чтобы устыдиться перед партнерами, которых на деловую встречу привез водитель?

- Мне нравится читать новости скажем, о директоре крупного банка Амстердама, который приезжает на работу на велосипеде. Я сам езжу на работу на велосипеде и считаю, что приехать на встречу на автомобиле передовых технологий - электромобиле гораздо круче, чем сидеть на пассажирском месте дорогой машины.

- Иными словами, Nissan Leaf лучше Infinity?

- Infinity и рядом не стоял по сравнению с лупатеньким Nissan Leaf! С одной стороны - большой мотор, потребляющий 16 литров на 100 км, с другой - передовые технологии, экологичность и ментальный эффект. Это как полететь по турпутевке в космос, бросить вызов. Во время передвижения на Nissan Leaf по городу примерно 1-2 водителя из сотни обращают на него внимание и одобрительно показывают большой палец. Они понимают, что это будущее, экология.

- БГПА, где вы учились, считается рекордсменом по числу выпускников - состоявшихся бизнесменов. Причина успеха - в изучении точных наук?

- Нет, это просто самый большой вуз. Кроме того, считается, что наиболее прагматичные люди не отличники, а троечники. Отличники шли в БГУ, а приземленные люди, реалисты - в РТИ и Политех.

- Неужели в школе вы были троечником?

- Нет, в моем аттестате только пятерки, хотя золотой медали я не получил. В институте было по-разному: интересные мне технические предметы и инженерные науки учил, политэкономию и марксизм-ленинизм - нет. Жалею, что не занимался языками - позже пришлось нагонять.

- Среди выпускников БГПА такие люди, как Юрий Чиж (Трайпл), Виталий Арбузов (Fenox Global Group), Сергей Савицкий (Атлант-М), Упендра Махато (Амкодор). Были ли знакомы во время учебы и поддерживаете ли отношения сейчас?

- С Арбузовым знаком, с Чижом встречался, Савицкого не знаю. В число моих друзей эти люди не входят. Поддерживаю отношения с теми, кто разделяет мои увлечения - авиацию и велосипеды. Нам интересно разговаривать, а это ни от статуса, ни от бренда часов на твоей руке не зависит.

Названные вами - труженики и в очень хорошем смысле предприниматели. Верю, что такие, как они, куют будущее нашей страны.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Первый месяц лета?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Беларуси

Рейтинг паспортов: Беларусь на 88-м месте

Хотите узнать больше? Беларусь заняла 88-е место в свежем рейтинга паспортов мира, опубликованном международной консалтинговой компанией Henley & Partners. фото: tut.by 63

Минобразования: 87 процентов школ начинают уроки в 8.30 и 9.00

Хотите узнать больше? Уроки в промежутке с 8.30 до 9.00 начинают 87% белорусских школ. Актуальную цифру назвала журналистам замминистра образования Раиса Сидоренко. фото: 204

Кобяков пообещал хорошие условия для бизнеса, который придет в Беларусь

Хотите узнать больше? Премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков встретился с делегатами XI Ассамблеи Международного Конгресса промышленников и предпринимателей – объединения 58

Греф: Блокчейн перевернет мировую экономику через 5-10 лет

Хотите узнать больше? Глава Сбербанка Герман Греф считает, что через 5-10 лет в мировой экономике произойдут значимые перемены благодаря внедрению и промышленному 50

БГУ занял 115-е место в международном рейтинге университетов

Хотите узнать больше? Из всех вузов Беларуси только БГУ попал в топ-500 международного рейтинга университетов по трудоустройству выпускников по версии влиятельного 189

Лукашенко напомнил о требовании «декрета о тунеядцах»

Хотите узнать больше? Президент Беларуси заявил, что каждый человек будет иметь возможность работать и зарабатывать. Глава государства подчеркнул, что никто не отменял 242

Лукашенко не видит предпосылок для роста цен

Хотите узнать больше? 14 сентября Александр Лукашенко, согласовывая назначения руководителей местной власти, сосредоточил внимание на контроле роста цен. Президент 137

Открытое письмо Министерству Образования РБ и всем райисполкомам

Хотите узнать больше? Пишу это письмо, потому что ситуация с образованием в стране стала ухудшаться стремительно, переплюнуты даже самые пессимистичные прогнозы. Но самое 13 703