Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Вехи города – вехи судьбы

История длиною в 365 лет. Много это или мало? Если судить в масштабах мировой цивилизации, то это – лишь одно мгновение. Но мы говорим о нашем городе, его истории и судьбах многих поколений людей, которые здесь жили сотни лет назад и живут сегодня, продолжая традиции, заложенные предыдущими поколениями.

Вехи города – вехи судьбы

…На берегу небольшой речки Жодинки, там, где в 1663 году Хома Коршецевич построил первую в Жодино мельницу, возведен макет водяной мельницы, как символ древнего местечка Богуслав Поле, основанного в 1643 году конюшим Великого княжества Литовского Богуславом Радзивиллом и положившего начало современному городу Жодино.

Преемственность традиций помогала выжить в самые лихие годы. Совместная работа по благоустройству населенного пункта, так называемая толока, бескорыстная помощь нуждающимся, открытость и гостеприимство, уважение к родителям и старшим, почитание предков, забота о детях сплачивали людей, формировали в них высокие духовные ценности, внутреннее благородство – черты, без которых не может быть ни хлебопашца, ни воина.

А сколько войн довелось повидать местечку Богуслав Поле, а впоследствии селу Жодино! Само строительство местечка происходило в годы страшнейшей, кровопролитной войны между Речью Посполитой и Россией, в которой больше всего пострадал белорусский народ. Прошли через Жодино и Северная война начала XVIII века, когда российский император Петр I «прорубал окно в Европу», и армада Наполеона в 1812 году, и первая мировая война. Войны несли разорение и смерть. Село не раз горело, но каждый раз возрождалось из пепла, словно птица Феникс.

Но самой тяжелой для жителей Жодино была Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Жизнь в оккупации, фашистские репрессии, облавы, угон молодежи в Германию, смерть и пожары несла она. Но не покорились жодинцы оккупантам. Уже в 1942 году были созданы подпольные организации в Судобовке и на железнодорожной станции. Особенно активно действовали жодинские железнодорожники. Под руководством партизанской бригады «Смерть фашизму» они, рискуя жизнью, проводили диверсии на железной дороге, вели наблюдение за противником, его живой силой и техникой, за проходящими на фронт эшелонами и информировали обо всем партизан. Важным направлением в деятельности подпольщиков была работа по разложению немецких и словацких формирований, дислоцированных в Жодино, и их переходу на сторону партизан. Проводилась агитация и среди советских военнопленных. При поддержке подпольщиков группе военнопленных удалось бежать из лагеря в бригаду «Смерть фашизму», где они впоследствии принесли немало пользы.

Вехи города – вехи судьбы

Однако фашисты выследили жодинских патриотов. 30 октября  1943 года были проведены массовые аресты подпольщиков и членов их семей, в результате чего подполье прекратило свое существование. Большинство подпольщиков погибли в фашистских лагерях: комсорг подпольной комсомольской ячейки Дмитрий Кузнецов и его старший брат железнодорожник Владимир Кузнецов, Александр Аксенович, Петр Шатравко, Семен Кирпик и многие другие, в память о которых на здании железнодорожной станции установлена мемориальная доска.

Многие жодинцы храбро сражались с немецко-фашистскими захватчиками в партизанских отрядах и на фронтах Великой Отечественной войны. 2 ноября 1944 года при освобождении Латвии совершил свой героический подвиг Петр Куприянов, за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Всего же в Великой Отечественной войне приняли участие более 400 жодинцев, из них более 170 погибли.

Кончались войны, и жодинцы возвращались к мирному труду. Занимались хлебопашеством, строили дороги, мосты. После присоединения белорусских земель к Российской империи в конце XVIII века в Жодино была создана почтовая станция, оказавшая большое положительное влияние на судьбу маленького села. А в 1871 году через Жодино пролегла железнодорожная магистраль, сыгравшая выдающуюся роль в истории населенного пункта. Стали возрождаться ремесла и промыслы, торговля. В Жодино был завезен и начал выращиваться картофель. Повысился уровень материального благосостояния сельчан, снизилась детская смертность. Население за 30 лет увеличилось в два раза и к 1897 году составило 697 человек.

После Октябрьской революции 1917 года село Жодино вошло в состав Смолевичского района, с 20 августа 1924 года – центр сельсовета. В 1926 году в селе было 193 двора, 944 жителя, действовали начальная школа, библиотека, церковь, две кузницы, две лавки, аптека, фельдшер и ветеринарный пункт. В 1929 году был создан колхоз «Красное Жодино», объединивший несколько населенных пунктов: село Жодино, деревни Мосток, Углы, Касье, Крушинник, Дымковка. В Судобовке был создан колхоз «Борец воли», а в Заречье на базе помещичьего имения с апреля 1921 года действовал совхоз «Заречье».

Центром индустриального развития Жодино была железная дорога. В 1931 году от станции была проложена узкоколейная ветка до местечка Плещеницы, по которой в Жодино возили камни для местного камнедробильного завода, созданного при железной дороге. Камни и щебень широко использовались при строительстве дорог и в строительной отрасли. В этот период начинает прокладываться автомагистраль Москва-Брест, в строительство которой и жодинцы внесли свою лепту.

20 февраля 1938 года село Жодино вошло в состав вновь созданной Минской области. За 20 лет советской власти жизнь села заметно преобразилась. В Жодино появилось электричество, во многих домах уже имелось радио. Открылись средняя школа, амбулатория, родильный дом. Юноши и девушки ежегодно поступали в техникумы и ехали учиться в высшие учебные заведения.

Еще более масштабные преобразования произошли в Жодино после окончания Великой Отечественной войны. В 1947 году на высоком правом берегу реки Плисы началось строительство электростанции, которая уже в 1951 году дала первый ток. Рядом с электростанцией возводился поселок энергетиков. По проекту ленинградских архитекторов строились двухэтажные дома и коттеджи для специалистов. В 1950 году открылись продовольственный и книжный (ныне «Хлеб») магазины. Вступили в строй детский сад, ясли, поликлиника, баня, ателье, хлебопекарня. Были построены улицы Садовая, Куприянова, Спортивная, Школьная, Первомайская, Жодинская и другие. В ноябре 1951 года вступила в строй средняя школа №1. Рядом со школой возвели Дом культуры энергетиков (1953). На площади по улице Куприянова открылась столовая, а рядом – двух-этажное здание поселкового Совета (ныне городской краеведческий музей).

Вехи города – вехи судьбы

В 1952 году на ГРЭСе почти над самой Плисой был построен стадион. На берегу реки Плисы открылась детская спортивная школа, возглавил которую Г.С.Жуковский. Активное привлечение молодежи к спорту дало свои положительные результаты. Вскоре Жодино приобрел славу всесоюзного и мирового призера по гребле на байдарках и каноэ (руководитель отделения заслуженный мастер спорта М.З.Элимелах). Выдающимися воспитанниками школы стали мастер спорта международного класса, трехкратный чемпион мира по гребле на байдарках и каноэ Николай Астапкович; чемпион мира 1978 года по гребле на  байдарках и каноэ, заслуженный мастер спорта СССР Владимир Тайников; чемпион Советского Союза (1974), бронзовый призер на чемпионате мира в 1975 году по гребле на байдарках и каноэ Валерий Чемезо и многие другие.

Но не электростанции суждено было стать родоначальником современного города Жодино. Им стал Белорусский автомобильный завод по производству автосамосвалов большой и особо большой грузоподъемности. Предприятие, созданное в 1958 году на базе «Дормаша», известно сегодня во всем мире. А тогда, в пятидесятых, все только начиналось. Работники только что родившегося БелАза поставили перед собой задачу построить первый в мире конвейер по сборке самосвалов грузоподъемностью 25 тонн и с честью выполнили ее. Грандиозные планы воодушевляли трудовой коллектив. Люди работали с большим желанием, проявляя упорство в достижении цели и изобретательность. Первый МАЗ-525 был собран на новом конвейере 1 ноября 1958 года.

Молодое предприятие быстро набирало силу, рос выпуск машин. Перед заводом была поставлена задача в кратчайшие сроки создать принципиально новую карьерную машину, соответствующую по своим технико-эксплуатационным качествам лучшим мировым образцам современных большегрузных автомобилей. И эту задачу коллектив завода с честью выполнил. Об успехах предприятия говорят факты. Заводской первенец 27-тонный автомобиль БелАЗ-540 уже в 1965 году был награжден золотой медалью на Лейпцигской международной ярмарке, а осенью 1966 года – золотой медалью на ярмарке, проводившейся в городе Пловдив. Высшую оценку на этих ярмарках получил  в 1967-1968 годах и 40-тонный автосамосвал БелАЗ-548А. За создание семейства унифицированных большегрузных автомобилей для открытых разработок полезных ископаемых и строительства и освоение их серийного производства группе работников завода в 1968 году присуждена Государственная премия СССР. Ее лауреатами стали З.Л.Сироткин, А.В.Зотов, Г.И.Терновский, Л.И.Добрых, Э.И.Иванов, Д.И.Сырокваш, С.И.Гриценко, И.Р.Сидорович, Е.К. Слабков, В.И.Лукьяненко, А.Я.Питулин.

С тех пор прошло несколько десятилетий. Вокруг завода вырос современный город, что было отмечено уже 7 марта 1963 года, когда Жодино получил статус города областного подчинения. Наряду с Белорусским автомобильным заводом действуют Кузнечный завод тяжелых штамповок, трикотажная фабрика «Світанак», хлебозавод, металлообрабатывающие предприятия «Ремиз», «Энергоконструкция», Жодинская ТЭЦ и другие. Большой вклад в развитие сельскохозяйственных наук Республики Беларусь  вносят ученые научно-практических центров Национальной Академии наук Беларуси по земледелию и животноводству.

Современный Жодино – это крупный промышленный и научный центр Беларуси. О высоком статусе города свидетельствуют его герб, принятый в 1998 году, гимн (1999) и флаг, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь А.Лукашенко от 21 июля 2008 года.

Галина Анискевич

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Первый месяц лета?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Жодино

Домой с серебром

Хотите узнать больше? Пожарный из Жодино Евгений Алексиевич завоевал на чемпионате мира по самбо и боевому самбо серебряную медаль 13

Куда сдать стеклобой?

Хотите узнать больше? С таким вопросом читатели не раз обращались к нам. А потому мы побывали в пунктах приема вторсырья, чтобы рассказать, куда же можно сдать ветошь, 18

Фотовыставка корреспондента ТАСС-БелТА открылась в Жодино

Хотите узнать больше? Валерий Алешкевич родился в Жодино, работал на БЕЛАЗе 31

«Сердец высокая волна»

Хотите узнать больше? 17 ноября 2017 года ГУ «Жодинский территориальный центр социального обслуживания населения» распахнул свои двери для гостей из соседнего города 25

100 лет Великой Октябрьской социалистической революции

Хотите узнать больше? Накануне 7 ноября в клубе ОАО «Кузнечный завод тяжелых штамповок» прошло торжественное собрание 45