Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Список наград, которыми был оценен воинский подвиг Михаила Ивановича, впечатляет

Активное участие в Великой Отечественной войне  приняли 647 жодинцев это почти 50 процентов взрослого населения. К сожалению, 209 из них погибли. Ветераны Великой Отечественной войны своим мужеством, добротой, рассудительностью, личным примером  формируют у молодежи  представление о доблести, чести, подвиге, воспитывают бережное отношение к ее историческому прошлому, патриотическим ценностям и идеалам.

Я хотел бы рассказать о нашем земляке, активном участнике Великой Отечественной войны, человеке исключительной порядочности и мужества – летчике, капитане в отставке, Михаиле Ивановиче Булавском.

Великая Отечественная война приготовила ровесникам Михаила Ивановича суровый экзамен. Это был экзамен на проверку чести, мужества, гражданского долга, и они его с честью выдержали.      Булавский Михаил Иванович родился 14 марта 1909 года в селе Жодино Смолевичского района Минской области в семье крестьянина. Окончил семь классов, потом в городе Клинцы Брянской области окончил рабфак (рабочий факультет). В 1929 году вступил в комсомол. Жизнь свою с армией Михаил Иванович связал в 1931 году. Служил в артиллерии. Но очень хотелось юноше стать летчиком. Приложил все старания и добился поступления в Батайскую школу гражданской авиации, что в Ростовской области.

Список наград, которыми был оценен воинский подвиг Михаила Ивановича, впечатляет

По окончании школы в 1938 году младший лейтенант летчик гражданской авиации Михаил Булавский направлен в один из авиаотрядов под Москвой, где его  и застала война. С начала Великой Отечественной войны – он в бомбардировочной авиации Брянского фронта. С первых дней войны проявил себя мужественным, смелым летчиком и показал отличную технику пилотирования. Красноармейская газета «Крылья Родины» в ноябре 1941 года  писала: «Только за последние два месяца сделал более четырехсот вылетов на своем самолете комсомолец, летчик Михаил Иванович Булавский». Летать товарищу Булавскому приходилось при любой погоде и в самых сложных условиях, выполняя самые различные поручения командования.

Однажды Михаил заметил, что его преследуют два фашистских самолета,  умелым маневром он скрылся от них. Но фашисты не хотели отставать и продолжали кружить поблизости. Тогда Булавский посадил свой самолет среди копен в поле и замаскировал его. Вражеские самолеты кружились еще несколько минут, но обнаружить летчика не смогли. Когда фашисты улетели ни с чем, смельчак взлетел и продолжал выполнять приказ командования.

За образцовое выполнение боевого задания командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Президиум Верховного Совета  СССР наградил орденом Красной Звезды младшего лейтенанта Булавского Михаила Ивановича – пилота звена связи 61-й авиационной дивизии.

Сложной задачей было летать к партизанам и совершать посадки на неизвестных площадках. Из-за вынужденных обстоятельств партизаны часто меняли месторасположения. Немцы стремились использовать оставленные посадочные площадки для захвата наших самолетов. Они разжигали оставленные костры, чтобы привлечь внимание летчиков. Однако, ни один из самолетов М. И. Булавского не попал в эту ловушку.

У них с партизанами был разработан план, которого они придерживались: по договоренности, при появлении самолета около одного из костров, должна взлететь вверх красная или зеленая ракета.

Вспоминается Михаилу Ивановичу такой случай: в 1943 году не вернулся один самолет из их группы. Поиски не дали результата. Однажды ночью экипаж Булавского возвращался с задания, в лесу, в тылу немцев заметили подозрительные огоньки, а потом – сигнальную ракету. А что, если это не наш самолет? Решили сесть, хотя риск был большой. Развернулись и пошли на посадку. Не было никаких ориентиров, садились вслепую. И все же Булавскому удалось посадить  самолет на небольшом «пятачке». Это был экипаж потерянного самолета. Во время выполнения задания они попали под сильный зенитный огонь, самолет был подбит, а во время вынужденной посадки машина была повреждена еще больше.

Возможности взлететь не было, о местонахождении также нельзя было сообщить. Члены экипажа потеряли надежду на спасение. И если бы не Булавский, неизвестно, чем бы закончилась эта история.

В летной жизни Михаила Ивановича было немало критических моментов. Однако благодаря своему боевому опыту, смелости, решительности Михаил Иванович всегда оставался победителем в различных ситуациях.

После награждения орденом «Красная Звезда» Булавский совершил 47 полетов на бомбометание переднего края обороны противника, 42 полета по спецзаданиям и 311 полетов по связи. Кроме того, Михаил Иванович выполнял специальные задания Военного Совета Армии. Совершил два полета с посадкой в тылу врага, вывез туда четыре человека, запас продовольствия и боеприпасов. После посадки на непригодной площадке товарищ Булавский, оставшись в тылу врага, подобрал хорошую площадку и обеспечил посадку трех самолетов.

В 1942 году представлен к правительственной награде – ордену «Красное Знамя». После награждения он совершил 12 полетов ночью для бомбардировки войск противника, 43 полета по спецзаданиям, 290 полетов по связи с частями армии, 78 полетов ночью к партизанам в тыл противника, 27 из них – с посадкой.

За отличное выполнение боевых заданий и обеспечение партизанских отрядов всем необходимым в ноябре 1943 года удостоен правительственной награды – ордена Отечественной войны I степени.

Его отличала удивительная работоспособность, целеустремленность, исключительная порядочность и честность. Настойчивость в достижении поставленной цели, особенно в выполнении боевых заданий, заслуживала особого уважения.

До окончания Великой Отечественной войны за отличное выполнение заданий командования Михаил Иванович еще награжден двумя орденами Отечественной войны II  степени.

Список наград, которыми был оценен воинский подвиг Михаила Ивановича, впечатляет. Войну он закончил в Германии.

После войны получил назначение в один из авиаотрядов в качестве инженера по эксплуатации машин.

После ухода на заслуженный отдых Михаил Иванович переехал в родной город Жодино. Человек  активной жизненной позиции, он принимал участие в общественной жизни города, был  членом группы народного контроля. Особое внимание уделял героико-патриотическому воспитанию учащихся.

И хотя уже много лет нет  рядом с нами этого замечательного человека, активного участника Великой Отечественной войны, память о нем вечно жива. Его фотография занимает почетное место в  школьном музее боевой и трудовой славы средней школы № 4.

Александр Лещеня

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Первый месяц лета?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Жодино

На месте детского дома открылся детский сад

Хотите узнать больше? На прошлой неделе в Жодино на улице Советской на месте детского дома, который был расформирован два месяца назад, открылся детский сад. Учреждение 24

«Чистые» ли грибы на полигоне?

Хотите узнать больше? С наступлением сезона «тихой охоты» в Минской области зарегистрированы шесть случаев отравления грибами (Солигорский и Дзержинский районы) и один 45

Город-побратим Жодино – Железногорск – отмечает 60-летие со дня основания

Хотите узнать больше? В ближайшие выходные Железногорск отмечает 60-летие со дня основания и День металлурга. В январе 2010 года был подписан договор о сотрудничестве 33

Жодинский отдел образования возглавила Ольга Голобородова

Хотите узнать больше? Начальником отдела образования, спорта и туризма Жодинского горисполкома назначена Ольга Голобородова. 1 июля на заслуженный отдых ушла начальник 42

Золотой юбилей встретила семья Климантович

Хотите узнать больше? Пятьдесят лет назад, 16 сентября 1967 года, в Березовском сельсовете Витебской области, родилась семья Климантович. В день свадьбы Николай Рафаилович 39

ОДО «Белавтозапчасть» единственное в Беларуси готовит специалистов изготовливающих холоднодеформированные трубы

Хотите узнать больше? Сегодня ОДО «Белавтозапчасть» – изготовитель гидроманипуляторов, гидроцилиндров, трубы бесшовной холоднодеформированной. Среди потребителей продукции 38