Самый большой в мире вулкан обнаружили ученые в Тихом океане

Массив Таму сопоставим по размерам с высочайшей горой Олимп на Марсе. Фото с сайта bbc.co.uk

Ученые утверждают, что обнаружили крупнейший в мире вулкан, огромный потухший колосс, находящийся глубоко под водами Тихого океана.

В статье, опубликованной в журнале Nature Geoscience, сказано, что огромный массив Таму площадью 310 тысяч кв. км сопоставим по размеру с крупнейшим в Солнечной системе потухшим вулканом Олимп на Марсе. Об этом пишет Русская служба Би-би-си.

Массив Таму больше по размерам, чем вулкан Мауна-Лоа на Гавайях, считавшийся ранее самым большим на Земле.

Таму находится на глубине примерно 2 км ниже уровня моря, на подводном плато, известном как поднятие Шатского, на расстоянии около 1600 км к востоку от Японии.

Массив образовался около 145 миллионов лет назад, когда массивные потоки лавы, вырываясь из жерла вулкана, сформировали широкую структуру в виде щита.

Исследователи полагают, что вершина подводного вулкана никогда не поднималась выше уровня моря, и говорят, что сейчас его извержение очень маловероятно.

"Мы полагаем, что массив Таму был создан за короткий (в геологическом смысле) период времени – от одного до нескольких миллионов лет, - и после этого периода вулкан потух", – сказал агентству Франс пресс один из авторов исследования Уильям Сагер из Хьюстонского университета.

"Интересно, что во время мелового периода (145-65 миллионов лет назад) возникло немало океанических плато, но процесс с того времени остановился. Ученые хотели бы знать, почему", - добавил он.

Профессор Сагер начал изучать структуру Таму два десятилетия назад, но долгое время было неясно, является ли массив одним вулканом или включает в себя несколько вулканических образований: на Земле есть десятки подобных структур.

И если гора Олимп на Марсе покоится на относительно неглубоком подножии, массив Таму уходит в глубину земной коры на 30 км.

Профессор Сагер полагает, что крупные океанические плато могут скрывать и другие похожие структуры.

"У нас нет возможности заглянуть в них и узнать, какова их структура. Но я бы не удивился, окажись где-нибудь массив, схожий с Таму", – сказал исследователь.

"В действительности, крупнейшее океаническое плато Онтонг-Ява, расположенное в Тихом океане к востоку от Соломоновых островов, по своим размерам намного превышает Таму - оно размером с Францию", – добавил Сагер.

Название Таму произведено от аббревиатуры университета Texas A&M University, где профессор Сагер преподавал до того, как перебрался в Университет Хьюстона.

По материалам Русской службы Би-би-си