Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

История железнодорожного вокзала Минска.

За свою историю Минский железнодорожный вокзал успел сменить не один образ, представая перед людьми в самых разных обличьях — от гостеприимного сказочного терема в конце XIX века до сурового серого бастиона накануне Великой Отечественной войны.


А начиналось все в 1871 — 1874 годах, когда в Минске встретились и пересеклись две важнейшие железные дороги — Московско–Брестская и Либаво–Роменская, что превратило город в крупный железнодорожный узел. В 1871 году самых первых минских путешественников принял Брестский (Александровский) пассажирский вокзал Московско–Брестской железной дороги, располагавшийся на Суражской улице, в районе современного университета культуры и искусств. Александровский вокзал в октябре 1914 года удостоился чести принять самого государя–императора Николая II, в связи с чем был украшен коврами, живыми цветами и тропическими растениями. Работал вокзал до 1928 года (само здание сгорело в июне 1941–го), но главная «вокзальная история» Минска все–таки принадлежит не ему.


Итак, железнодорожная летопись гласит: история Виленского (Либаво–Роменского), теперь Минского железнодорожного вокзала стартовала с момента возникновения станции Минск Либаво–Роменской железной дороги, соединявшей прибалтийские регионы и юг России. Тогда успешно тронулись в путь, но дальше на маршруте появилось немало остановок «по требованию».


Остановка первая: год 1874–й


В 1873 году были введены в эксплуатацию участки железнодорожного пути Минск — Вилейка и Минск — Бобруйск, в 1874 году рельсы пролегли до украинского города Ромны. Тогда же завершилось и строительство основных зданий Виленского пассажирского вокзала в Минске. В самом начале его постройки, как и на Брестском, были в основном деревянными. Стены–то появились, но собственных кадров, чтобы их обживать, естественно, не хватало. Может быть, поэтому первым начальником станции Минск Либаво–Роменской железной дороги назначили студента Московского университета Василия Васильевича Склифосовского — брата Николая Васильевича Склифосовского, известнейшего российского хирурга второй половины XIX века. Позже с кадрами особых проблем не возникало. Более того, минские железнодорожники, да и не только минские, выделились в особую пролетарскую категорию, активно боровшуюся за собственные социальные права, причем небезуспешно.


Остановка вторая: годы 1890–е


Однако деревянный центральный вокзал для губернского Минска как–то выглядел несолидно. В 1891 году Либаво–Роменская железная дорога перешла в ведение, как тогда выражались, казны. И одной из первоочередных забот новой администрации стало расширение Минского вокзала. Необходимый проект в 1896 году составил инженер по фамилии Щербаков. К июлю 1898 года здание стало полностью каменным. Оно вытянулось вдоль железнодорожного полотна — этакий крылатый терем с двумя башенками в центре, живописный и нарядный, настоящее украшение города. В это же время над железнодорожными путями повис переходный мост, просуществовавший вплоть до 1964 года, а перед главным фасадом вокзала постепенно сформировалась привокзальная площадь, на которую выходило несколько городских улиц и куда вел маршрут городской конки. В 90–е годы XIX века Привокзальная площадь окончательно приобрела вид вытянутого вдоль улицы Бобруйской прямоугольника.


Кстати, в 1905 году с Брестского и Виленского вокзалов стали отправляться дачные поезда в живописные пригороды Минска — урочища Курасовщина и Серебрянка.


Остановка третья: годы 1920–е


По Рижскому договору 1921 года граница СССР с Польшей прошла недалеко от Минска, и загруженность Минского железнодорожного узла резко упала. Отсюда на юг отправлялись ежедневно всего три пассажирских поезда — на Кременчуг, Харьков и Днепропетровск, а на запад, в сторону приграничных Радошковичей, и вовсе два в неделю. При необходимости к пассажирским составам прицеплялись товарные вагоны. Но с серьезными трудностями, как известно, удавалось успешно бороться, причем не только восстанавливать разрушенное, но и двигаться вперед. Так, в 1923 году Гомельский вагоноремонтный завод приступил к оборудованию пассажирских вагонов электроосвещением. Первым оснастили состав кременчугского направления. Порция новшеств досталась и зданию пассажирского вокзала. Его центральную часть достроили на один этаж, на котором разместили администрацию и комнату отдыха.


Остановка четвертая: год 1940–й


В 1940–м вокзал изменил свой облик коренным образом. Кардинальная реконструкция произошла по проекту архитектора И.Рочаника. На прежнюю основу словно нахлобучили массивную, тяжелую, неподвижную маску. От легкости и ажурности не осталось и следа.


Во время Великой Отечественной войны здание Виленского вокзала сильно пострадало. Полностью его восстановили в 1949 году в предвоенном варианте. В 1948 — 1956 годах сформировался и нынешний, узнаваемый архитектурный ансамбль Привокзальной площади, символом которой стали два 11–этажных дома–башни — ворота города.


Остановка последняя: год 1991–й


Старое здание Виленского вокзала окончательно перестало существовать в 1991 году, на его месте уже в XXI веке появился новый Минский железнодорожный вокзал. Но это уже совсем другой сюжет.


В книге Владимира Лиходедова «Минск. Путешествие во времени» опубликованы изображения разных вариантов внешнего облика Минского вокзала: и того самого, с двумя башенками, и сурово модернизированного предвоенного здания, когда от архитектурной сказки уже почти ничего не осталось, и нынешнего, сверкающего огнями и стеклянными стенами... Новый вокзал и в самом деле функциональный, современный, европейский. Авторы проекта — известные архитекторы Виктор Крамаренко и Михаил Виноградов. Тем не менее, думаю, не только у меня остается сожаление, что старый вокзал практически бесследно исчез с лица города, сейчас его можно увидеть разве что на размытой от времени фотографии. Я бы, например, проголосовала за то, чтобы воссоздать здание конца XIX — начала XX века — ведь ничего похожего в городе не было и нет. Или пусть бы, как в 1930 году, — похожее на дворец в долине Луары...


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Автор публикации: Галина УЛИТЕНОК

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Информация
Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь на сайте или зарегистрируйтесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Минска

«Зацепились за спутниковую тарелку». На доме по улице Богдановича угрожающе повисли строительные леса

Хотите узнать больше? На одном из офисных зданий по улице Богдановича опасно повисли строительные леса. Об этом сообщил пользователь TUT.BY, который работает в этом здании. 0

«Брутальную качалку» на улице Гамарника передумали закрывать

Хотите узнать больше? В сентябре руководство предприятия должно предложить пути выхода на рентабельную работу. 0

В аэропорту поймали иностранца: 7 лет ездил по миру с поддельным паспортом, и только здесь заметили подвох

Хотите узнать больше? Он сам поведал пограничникам, как много лет путешествовал с поддельным документом. 68

Новый бассейн в Шабанах откроют в октябре

Хотите узнать больше? Бассейн строят по типовому проекту, он будет с двумя чашами - детской и взрослой. 78

Две тысячи человек эвакуировали из-за сообщений о минировании аэропорта, вокзала и гостиниц

Хотите узнать больше? Из-за утренних сообщений о минировании вокзала, гостиниц и аэропорта в Минске пришлось эвакуировать около двух тысяч человек. Заведено уголовное 61

И снова ни один фильм не смог переплюнуть Тарантино в минском прокате

Хотите узнать больше? Какие фильмы привлекли наибольшее количество минчан и на какие сеансы раскупили больше всего билетов - в традиционном обзоре AFISHA.TUT.BY. 59