Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Водно-зеленая артерия Минска в опасности

Парки вдоль Свислочи – уникальный градостроительный комплекс, получивший массу профессиональных наград в области архитектуры. Кто и почему угрожает водно-зеленому диаметру столицы?

Водно-зеленая артерия Минска в опасности

Минские архитекторы констатируют: сегодня к водно-зеленому диаметру Минска относятся как к ресурсу для застройки. То там, то тут на месте зеленой зоны строят очередное офисное здание. CityDog.by поговорил с Михаилом Львовичем Гаухфельдом, главным архитектором УП "Минскпроект", о том, почему водно-зеленый диаметр – это важно и как Минск можно спасти от проедания самого себя.
 

Почему Минск – не Вильнюс

Водно-зеленая артерия Минска в опасности
– У Минска 1000-летняя история, но сам он город второй половины 20 века. У нас сохранились отдельные здания довоенного периода, но почти ничего не осталось от предыдущих исторических эпох.

Мы, специалисты-архитекторы, гордимся, что после войны город все время развивался на научной основе. Был разработан генплан, и в советское время Минск, как никакой другой город Союза, этому плану следовал. Город благоприятен для проживания: в каждом районе и микрорайоне были свои зеленые зоны, каждый район застроен комплексно не только жилыми домами, но магазинами, детскими садами и школами.
 

– Кто-то любит Вильнюс, кто-то Варшаву, кто-то ездит в Западную Европу. Хорошо быть туристом, но трудно представить себе, как жить в тех же вильнюсских или итальянских домиках в исторических центрах. Тесно, совсем нет двориков, и соседние окна в 2 метрах от твоих. Местные жители с деньгами живут в основном за городом. Так и начинаешь понимать, насколько в Минске жить приятнее. Для туристов, может быть, и скучнее, но для жителей очень удобно и комфортно.
 

Водно-зеленая артерия Минска в опасности

 

Раньше Минск застраивали по принципам классических ансамблей – на примере проспекта Независимости это особенно видно. Он пересекается бульварами Толбухина, Мулявина, Комсомольской улицы и улицы Ленина, водно-зеленым диаметром. Сейчас эта практика утрачена. Все большее влияние приобретают деньги: Минск чаще застраивается соответственно решениям инвесторов и, к сожалению, застраивается без новых градостроительных ансамблей.
 

Как рождался водно-зеленый диаметр

– А что в Минске можно назвать особенно важным достижением градостроительства?

– Одним из элементов и послевоенного, и всех последующих генпланов стал рукотворный водно-зеленый диаметр. Он "зеленой нитью" вдоль Свислочи проходит сквозь весь Минск и по плану был дополнен двумя полукольцами.
 

Водно-зеленая артерия Минска в опасности

 

В Минске есть места, где по мере расширения города просто оставляли лес – это парк Челюскинцев, парк 50-летия Октября. А вот водно-зеленую зону начали специально формировать еще до войны: еще в 1940-м году около Комсомольского озера был высажен теперешний парк Победы, обустроено само озеро, но основные работы выполнены в первое послевоенное десятилетие. Затем цепочка парков была создана вдоль Свислочи от Заславского водохранилища до ул. Пулихова. Она включает водохранилища: Крыница, Дрозды, Комсомольское озеро и в разы расширенное русло реки Свислочь, с гранитными набережными, парками, скверами и пригородными зонами отдыха. Это и есть первая половина водно-зеленого диаметра Минска.
 

Водно-зеленая артерия Минска в опасности

 

В 1980-е вместо технического водопровода, который должен был по трубам снабжать заводы Минска технической водой, была построена Слепянская водная система. Она начинается с искусственного Вилейского водохранилища – это второй по объему водоем после Нарочи. От него вода насосами подавалась в Минск, который находится на возвышенности. Дальше от Цнянского до Чижовского водохранилища было создано Слепянское водно-парковое полукольцо – им гордились, за него авторы получили Государственную премию СССР.
 

Водно-зеленая артерия Минска в опасности

 

Все ли задуманное получилось реализовать?

– После развала Союза уже не хватало средств, чтобы построить вторую половину диаметра на продолжении Свислочи и второе полукольцо на базе реки Лошица. Но были построены отдельные фрагменты системы: Лошицкий парк, парк в районе Курасовщины и другие. Целой системы, начинающейся от ул. Притыцкого, через Сухарево, Юго-Запад, Михалово, Курасовщину, Лошицу и заканчивающейся в Чижовском водохранилище, сформировать пока не удалось. Мы надеемся, что, возможно, цепь водохранилищ и парков все-таки будет построена.
 

Водно-зеленая артерия Минска в опасности

Водно-зеленая артерия Минска в опасности

 

Изначально предполагалось, что зелено-водный диаметр дойдет до Чижовского водохранилища через весь центр города. Но все, что успело сделать старшее поколение, – это довести эту зону до ул. Пулихова. Там уже начинается вынос завода Кирова и других предприятий, который мы не можем реализовать до сих пор, – в этом месте водно-зеленый диаметр заужен и фактически перестает существовать.

 

Исправить ситуацию

– А что еще не получилось сделать, как было задумано?

– Вдоль проспекта Победителей и улицы Маяковского зеленый диаметр окаймлялся двумя городскими магистралями, которые, в отличие от проспекта Независимости, должны были оформляться застройкой только с одной стороны. Идея была такой: въехав в город, вы видели бы застройку с одной стороны, но с другой – зеленую зону с отдельными уникальными объектами вроде Дворца молодежи или Футбольного манежа. То же самое предполагалось сделать и с проспектом Победителей с одной стороны диаметра, и улицей Нововиленской – с другой. Не получилось. На ул. Маяковского тоже не получилось. Они сейчас тотально застраиваются с обеих сторон.
 

Михаил Львович, но почему в Минске решаются на застройку зеленых зон?

– В связи с высокой плотностью населения. В Минске 2 миллиона человек, официальная территория в два раза меньше Вильнюса, в котором всего 700 000. У нас начинают "проедать" сами себя. У города не хватает средств на содержание зеленых зон, а инвесторам выгодно осваивать свободные от застройки места в городе. Так что эти зеленые массивы пошли под застройку в первую очередь по экономическим причинам.
 

Сегодня, я считаю, нанесен уже непоправимый ущерб: офисная застройка с отелем "Кемпински", которая ведется в районе Свислочи около цирка, как нож, перерезает зелено-водный диаметр. Я считаю, это самая большая градостроительная неудача – это непоправимый удар не только по зеленой зоне, но и по ансамблю проспекта Независимости.
 

Водно-зеленая артерия Минска в опасности

 

Многие минчане шокированы новым зданием у Троицкого…

– Новое здание у Троицкого предместья, нравится оно кому-то или нет, и застройка проспекта Победителей напротив "Минск-Арены" возведены поперек зеленого диаметра. К тому же они перекрывают потоки господствующих ветров, потоки свежего воздуха, идущего от Заславля к центру города. И чем больше будет таких преград, тем больше будет смога, загрязнения и т.д. Это у нас тоже почему-то игнорируют.
 

Такую застройку можно остановить только административными рычагами, просто запретив строить в зеленых зонах. Во время обсуждения последнего генерального плана мы обращали внимание на то, что с каждым новым генпланом зеленые зоны постоянно сужаются и уменьшаются даже относительно планов 1980-х и 1990-х годов. Это может привести к тому, что город потеряет свои экологические достоинства, свежий воздух – и будет утрачено то, ради чего инвесторы и приходят в Минск.
 

Можно ли как-то исправить ситуацию?

– Экономические законы и градостроительные правила противоречат друг другу. Выигрывает тот, на чьей стороне власть. А она, как правило, на стороне инвесторов.
 

Водно-зеленая артерия Минска в опасности

 

Сейчас мы в Союзе архитекторов, в Общественной комиссии при Министерстве культуры хотим внести водно-зеленый диаметр и Слепянскую водную систему в список памятников культурного наследия Республики Беларусь. Потому что это уникальная рукотворная городская среда, за которую в свое время получали премии и награды, в том числе и в международных конкурсах. Уникальность такой системы подтверждают и иностранные коллеги. Это действительно бренд Минска. В других городах гордятся своими историческими центрами, а мы гордимся и центром середины ХХ века, и этой системой, красивой и удобной для жизни. Ее надо сохранять, развивать и бережно дополнять. Может, такое решение позволит остановить застройку водно-зеленого диаметра и Слепянской водной системы.

Фото из архива героя, ais.by, dima67574.livejournal.com.

Читайте также:
"Золото" Минска - в Слепянке
Символ Минска: униформа дворников, фонтанчик или проездной?
"На этой фотографии весь Минск без прикрас"
 

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Первый месяц весны?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Минска

Пройти квест, научиться танцевать и лазить по пещерам. Активные выходные в Минске 23-24 сентября

Хотите узнать больше? В Беларусь идет бабье лето. В субботу и воскресенье синоптики обещают около 20°C, а значит, сидеть дома будет просто преступлением. Сходите на 50

"Машин больше, чем обычно". День без автомобилей завершился огромными заторами

Хотите узнать больше? Европейская неделя мобильности завершилась Днем без автомобиля, который в Минске провели масштабнее, чем в прошлые годы: чтобы состоялись праздничные 48

В Минске мужчину сбил сначала Ford, затем Mercedes

Хотите узнать больше? В Минске пешеход попал под колеса двух автомобилей, он в реанимации. Об этом сообщили в ГАИ ГУВД Мингорисполкома. Авария ... 44

В ночь с пятницы на субботу перекроют движение на проспекте Дзержинского

Хотите узнать больше? В столице с 22.00 пятницы до 5.00 субботы (22−23 сентября) на проспекте Дзержинского от второго переулка Розы Люксембург до улицы Клары Цеткин 32

Почти четверть объема уходит неизвестно куда. Премьер возмущен потерями воды в "Минскводоканале"

Хотите узнать больше? Сегодня премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков посетил «Минскводоканал» и поручил руководству предприятия активнее работать над снижением потерь 41

Мировой рекорд, новый музей МТЗ и танцы. В Минске с размахом отметили День машиностроителя

Хотите узнать больше? В пятницу у МТЗ отмечали День машиностроителя. С двух часов дня на площадке у завода играла музыка, были выставлены образцы белорусской техники. С 105

В ночь с пятницы на субботу на проспекте Дзержинского закроют движение транспорта

Хотите узнать больше? С 10 вечера 22 сентября до 5 утра 23 сентября на участке проспекта Дзержинского от второго переулка Розы Люксембург до улицы Клары Цеткин будет 52

В Минске ищут компанию, которая поела в кафе на 550 рублей и не оплатила счет

Хотите узнать больше? Компания минчан поела в кафе на 550 рублей, не оплатила счет и ушла. Сейчас их ищет милиция, сообщается в передаче «Зона ... 149