Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

«Воздушный терроризм»: США выдвинули обвинения против должностных лиц Беларуси из-за инцидента с самолетом Ryanair

Власти США предъявили обвинения в воздушном терроризме должностным лицам Беларуси, которые, по их мнению, причастны к инциденту с вынужденной посадкой в Минске самолета авиакомпании Ryanair, сообщается на сайте Минюста.

«Воздушный терроризм»: США выдвинули обвинения против должностных лиц Беларуси из-за инцидента с самолетом Ryanair
Самолет Ryanair, на котором находились Роман Протасевич и Софья Сапега перед задержанием, во время посадки в Вильнюсе. Фото: Reuters

Обвинение предъявлено генеральному директору «Белаэронавигации» Леониду Чуро, его заместителю Олегу Казючицу, а также двум сотрудникам КГБ Беларуси. Всем им инкриминируется «сговор с целью осуществления акта воздушного терроризма».

В обвинительном заключении, которое было передано в федеральный суд Южного округа Нью-Йорка, сообщается, что должностные лица Беларуси сфабриковали информацию о том, что на борту Ryanair была бомба. Это было сделано для того, чтобы задержать находившегося в самолете Романа Протасевича.

В Минюсте отметили, что эти действия поставили под угрозу жизни пассажиров самолета, в том числе находившихся на его борту четырех граждан США.

«Обвиняемые находятся на территории Беларуси. Каждому из них грозит от 20 лет лишения свободы до пожизненного заключения», — говорится в сообщении Минюста.

Что случилось с самолетом Ryanair и как менялись «показания» белорусской стороны?

Напомним, инцидент с посадкой в аэропорту Минска рейса Ryanair под номером FR4978 произошел 23 мая 2021 года. Первоначально говорилось о том, что самолет совершил экстренную посадку, а вскоре стало известно, что причиной стало сообщение о минировании. На борту рейса находились бывший главный редактор телеграм-канала NEXTA Роман Протасевич и его девушка Софья Сапега, которых после посадки задержали.

В минском аэропорту эвакуация пассажиров началась не сразу. Позже они вспоминали, что им пришлось подождать некоторое время перед тем, как покинуть самолет.

Государственные СМИ и провластные телеграм-каналы в тот же день сообщили о том, что пилоты самостоятельно обратились в аэропорт Минска и попросили принять самолет. Информацию якобы сразу же доложили Лукашенко, который разрешил посадку и направил для сопровождения рейса истребитель.

Фото: Reuters

О том, что пилоты сами запросили посадку в Минске, говорила и пресс-секретарь аэропорта Минска Ромина Саматханова. Информацию о том, что самолет сопровождал истребитель Миг-29, подтвердил заместитель командующего ВВС и войсками ПВО Беларуси генерал-майор Андрей Гурцевич.

Уже на следующий день, 24 мая, на телеканале «Беларусь 1» показали отрывок переговоров диспетчера и пилота. Согласно ему, решение сажать самолет в Минске принял экипаж. Однако уже 25 мая Департамент по авиации Беларуси опубликовал на своем сайте полную расшифровку переговоров диспетчера и пилота. Как оказалось, настойчивые рекомендации сажать самолет в Минске передавал белорусский диспетчер, но в материале «Беларусь 1» его слова приписали пилоту.

В отчете Департамента по авиации приводился полный текст письма, которое поступило на адрес [email protected] c электронного адреса protonmail.com: «Мы, солдаты ХАМАС, требуем, чтобы Израиль прекратил огонь в Секторе Газа. Мы требуем, чтобы Европейский Союз отказался от поддержки Израиля в этой войне. Известно, что участники Delphi Economic Forum возвращаются домой рейсом FR4978. В этот самолет заложена бомба. Если вы не выполните наши требования, бомба взорвется 23 мая над Вильнюсом».

В тот же день представитель ХАМАС выступил с опровержением этой информации:

— Это совсем не наши методы. Какие-то подозрительные стороны делают это, чтобы демонизировать ХАМАС и помешать мировым симпатиям к палестинскому народу и его законному сопротивлению, — заявил представитель организации.

А 27 мая представители email-провайдера Proton Technologies AG заявили, что письма с угрозами были отправлены уже после того, как самолет развернулся в аэропорт Минска.

В Департаменте по авиации Беларуси утверждали, что сразу же после того, как самолет вошел в воздушное пространство страны, белорусский диспетчер довел до пилотов информацию об угрозе и самостоятельно порекомендовал совершить посадку на запасной аэродром в Национальном аэропорту Минск. Таким образом, ведомство опровергло первоначальную информацию белорусских властей и СМИ о том, что пилоты сами запросили посадку в Беларуси. В Департаменте по авиации заявили, что экипаж несколько раз уточнял источники получения информации и ему было сообщено, что первичная информация с угрозами поступила в Национальный аэропорт Минск. В Департаменте также утверждали, что пытались дозвониться до представительства авиакомпании Ryanair в Литве, но сделать это не удалось.

Артем Сикорский. Фото: Национальный пресс-центр

27 мая состоялось заседание Совета ICAO, в котором принял участие директор Департамента по авиации Артем Сикорский. Официальная позиция Беларуси заключалась в том, что пилот самостоятельно принял решение сажать самолет в Минске, на него не оказывалось никакого давления. По мнению Сикорского, в Беларуси не знают, почему пилот принял такое решение, ведь аэропорт Вильнюса был ближе. По итогам этого заседания Совет ICAO решил провести полноценное расследование инцидента и призвал все причастные страны к сотрудничеству.

В июне глава Ryanair Майкл О’Лири, выступая в комитете по транспорту Палаты общин парламента Великобритании, заявил, что белорусская сторона оказывала давление на пилота, угрожая ему взрывом в том случае, если самолет войдет в воздушное пространство Литвы. О’Лири сообщил, что пилот просил связать его с операционным центром Ryanair в Варшаве, но диспетчеры ему отказали, заявив, что там никто не отвечает на звонки. По мнению главы Ryanair, на экипаж оказывалось серьезное давление, чтобы он приземлился именно в Минске. «Его не обязывали делать это [сажать самолет в Минске], однако у него не было другой альтернативы», — сказал глава авиакомпании.

16 июня Совет ICAO сообщил, что Беларусь, Польша, Греция, Ирландия, Литва и Швейцария предоставили некоторую информацию для расследования инцидента. Промежуточный отчет расследовательской группы пообещали предоставить примерно 23 июня 2021 года, а полный — осенью. Промежуточный отчет действительно появился спустя несколько дней, а его главным выводом было то, что информации для завершения расследования все еще недостаточно.

Роман Протасевич. Фото: Reuters

Осенью полный отчет тоже не появился, его публикацию перенесли на зиму. В Департаменте по авиации требовали от ICAO предоставить «данные объективного контроля с борта воздушного судна», так как все еще не могли понять, по какой причине пилот решил садиться в Минске.

В декабре стало известно, что Беларусь покинул бывший авиадиспетчер Олег Галегов, работавший в день посадки самолета. Он рассказал польским следователям о том, что это была спецоперация КГБ. Белорусские власти назвали информацию «вбросом». В ответ польская сторона опубликовала аудиозапись переговоров между диспетчером и пилотом посаженного в Минске самолета Ryanair. На записи отчетливо слышен третий голос, который подсказывает диспетчеру как отвечать на тот или иной вопрос пилота.

17 января ICAO выпустила отчет по установлению фактов о посадке в минском аэропорту рейса Ryanair FR4978, на котором летели Роман Протасевич и его девушка Софья Сапега. Доклад был представлен всем 193 государствам-членам организации, включая 36 стран, которые избраны в специальный Совет.

31 января представители Совета ICAO проведут дискуссию на основе выводов доклада и решат, что делать дальше. В этот же день будет рассмотрен запрос Беларуси относительно того, что власти страны считают незаконными ограничения и санкции, которые были введены после инцидента с рейсом Ryainair.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Написать комментарий

Информация
Чтобы написать комментарий вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться

Обращались ли вы за помощью в милицию?

Новости Минска

Министр ЖКХ заявил, что не будет «никаких резких повышений» коммуналки и пообещал всей стране качественную питьевую воду

Хотите узнать больше? Ни в 2022 году, ни в следующем в Беларуси не планируют резко повышать тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Об этом в студии программы «Неделя» на

Почему Минск стал столицей Беларуси? Рассказываем, какие события к этому привели

Хотите узнать больше? Афины и Рим являлись центром своего региона — современных Греции и Италии — еще в античности. Париж и Лондон получили такой статус во Франции и

«Ребята рядом падали». Поговорили с бойцом батальона Калиновского, который на войне в Украине лишился ноги

Хотите узнать больше? 10 марта Алексею исполнилось 28 лет. За неделю до этого в бою под Бучей он потерял левую ногу. День рождения молодой человек провел в больнице. В

Блогера, снявшего забастовку на молокозаводе в Молодечно, задержали в тот же вечер и записали с ним «покаянное видео»

Хотите узнать больше? Работники Молодечненского молочного комбината 11 мая вышли на проходную, чтобы встретиться с руководством из-за низких зарплат. Местный блогер

«Был сбой». Руководство молочного предприятия из Молодечно объяснило бунтовавшим рабочим, почему они получили низкую зарплату

Хотите узнать больше? Работники Молодечненского производственного участка ОАО «Минский гормолзавод № 1» 11 мая вышли за проходную предприятия , чтобы встретиться с

С-400 и «Искандеры». Рассказываем о вооружениях, которые Лукашенко хочет купить (или просто получить) от России

Хотите узнать больше? Лукашенко заявил на совещании по государственному оборонному заказу, что Беларусь договорилась с Россией оставить на вооружении нашей страны

Приватизация Победы. Как в разные годы праздновали 9 мая

Хотите узнать больше? 9 мая 1945 года в 2.10 по московскому времени знаменитый диктор Юрий Левитан сообщил от имени Совинформбюро, что Германия подписала безоговорочную

«Нас никто не должен застать врасплох». Лукашенко видит несколько сценариев военной агрессии против Беларуси

Хотите узнать больше? Александр Лукашенко считает, что есть несколько сценариев войны против Беларуси. Все они отрабатываются в рамках проверки сил реагирования. Об этом