Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Мосты Борисова

Переправа через Березину в Борисове известна с незапамятных времен...

Мосты Борисова

А знаете ли вы, что некогда Борисов славился своими разводными мостами? Не верите?

Переправа через Березину в Борисове известна с незапамятных времен. Да и как ей было не быть, если город пересекала кратчайшая дорога, ведущая из стран Западной Европы в Москву. Однако не Екатерининскому «шляху», а Березинской водной системе обязан борисовский мост разводным зваться. Так предполагают некоторые местные краеведы. С тем чтобы крупные парусные речные суда могли беспрепятственно ходить по реке и швартоваться у борисовской пристани, прежний изрядно обветшавший мост перестроили враз. Накануне памятного 1812 года.

Во время сражений между русскими и наполеоновскими войсками переправа пылала дважды. 23 ноября вторично сожженный мост, сам того не ведая, изменил весь ход европейской истории. Принимавший участие в русской кампании французский аристократ Арман де Коленкур в «Мемуарах» не единожды упоминает борисовский мост. В день 25 ноября 1812 года, за сутки до начала переправы в Студенке, сподвижник Наполеона отметит: «Император вместе со мной прошел по оставшейся части моста; мост сохранился приблизительно на четверть своей длины». Бонапарт лично убедился в невозможности здешней переправы...

Мост отстроили заново в 1818–м, по какой–то причине «позабыв» сделать его разводным, отчего судоходство выше Борисова с годами совершенно прекратилось.

В начале 40–х годов XIX столетия о борисовской переправе и пристани «неожиданно» вспомнили. С 1843–го здесь ведется строительство. И вот историк–краевед граф Евстафий Тышкевич в книге «Описание Борисовского уезда», изданной в Вильно в 1847 году, уже пишет: «...чтобы с первыми весенними паводками водить суда к Двине, в прошлом 1846 г. построен при городе Борисове на реке Березине разводной мост стоимостью 15.000 рублей серебром».

Немалая по тем временам сумма ушла на строительство длинного (более 550 метров) моста с подъемной частью на цепях, который содержался за счет казенных денег «отдела сообщений, дорог и общественных строений». И вскоре творение безымянного инженера превратилось в излюбленное место отдыха борисовских обывателей...

Особую притягательность Березинского моста, который считался едва ли не главной достопримечательностью города, отмечали многочисленные путешественники и исследователи, посещавшие этот край. Известный исследователь белорусской истории, культуры и быта Павел Шпилевский, не единожды бывавший в Борисове на рубеже 40–х — в начале 50–х годов XIX века, оставит в своем знаменитом «Путешествии...» следующие строки: «...вы невольно обратите внимание на портовую пристань, застроенную красивенькими домиками и амбарами струговщиков, или байдачников, на значительном пространстве правой стороны Березины, наполненной судами с распущенными парусами. На пристани вечное движение, постоянный шум и толкотня — признак оживленной торговли... Пристань соединена с городом посредством деревянного разводного моста... Мост довольно красив и велик, поднимается и разводится на цепях... Надзор за мостом и переправами через Березину поручен инженерному офицеру. Всякий раз, проживая в Борисове, я встречал на этом мосту множество гуляющих, которые, увлекаясь воспоминаниями о событиях Отечественной войны, во время гуляний заводили речь об этом ужасном для французов времени и рассказывали множество анекдотов из событий 12–го года».

Сколь долго разводы моста тешили взоры местных обывателей — доподлинно неведомо. С 70–х годов XIX века, когда рядом с Борисовом прошла ветка Московско–Брестской железной дороги, водный путь потихоньку стал терять первостепенное значение в грузоперевозках. В конце концов, как красноречиво свидетельствуют документы той поры, «суда отправляются вниз по течению только от г. Борисова, выше же г. Борисова и по Березинской водной системе ходят только плоты».

Раз так, отпала нужда в подъеме, и в один прекрасный момент мост стал неразводным.

Возвращению привилегии мост обязан экономическому подъему и... пароходам. Кстати, эти прогрессивные суда с механическим двигателем на паровой тяге строились здесь же — на левом берегу Березины, на стапелях судостроительной фабрики саратовского промышленника Соломонова. А чтобы их высокие чадящие трубы не цеплялись за надводные опоры переправы, в 1908 году градоначальники Борисова за счет земского капитала «устроили» новый — с подъемной частью — деревянный мост общей протяженностью около одной версты, т.е. в современном исчислении — чуть более километра!

Спустя пару лет в ста метрах выше по реке возник и второй мост, в отличие от первого «украшенный» четырьмя башенками, с конструкцией подъемной части наподобие лифта. «Отцом» сих творений являлся борисовчанин Матвей Бычковский. Техник–строитель по профессии и инженер по призванию, он сам чертил проекты, составлял техническую документацию и, прежде чем пускать в большую жизнь свои «детища», давал им жизнь малую. Игрушечной копией моста, созданной его руками, восторгаются маленькие и взрослые современные посетители Борисовского объединенного краеведческого музея.

И верхний, и нижний мосты нисколько не соперничали между собой, даже, наоборот, гармонично дополняли и уравновешивали друг друга.

Увы, как ни прискорбно, а десятилетие спустя их уничтожит иное соперничество, теперь уже людское. Но так хочется верить, что когда–нибудь загремят цепи подъемного механизма, натужно заскрипит дерево и вдруг захочется посмотреть на зрелище под названием «развод моста».

Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Информация
Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь на сайте или зарегистрируйтесь

Нужен ли Борисову свой форум?

Новости Борисова

зерносушилка - видео

Хотите узнать больше? Видео-сюжет телеканала "Скиф" 31

Беседа - видео

Хотите узнать больше? Видео-сюжет телеканала "Скиф" 71

Выставка фарфора - видео

Хотите узнать больше? Видео-сюжет телеканала "Скиф" 58

рейд Гостехосмотр - видео

Хотите узнать больше? Видео-сюжет телеканала "Скиф" 121

Чемпионат Беларуси - видео

Хотите узнать больше? Видео-сюжет телеканала "Скиф" 71

мой любимый цвет - видео

Хотите узнать больше? Видео-сюжет телеканала "Скиф" 68

EPAM и «Образование для будущего» открывают детский социальный IT-лагерь

Хотите узнать больше? 9 августа 2019 года EPAM и ассоциация «Образование для будущего» в третий раз открывают детский социальный лагерь “Junior Ignite Camp”. 100 92

Пьяная девушка покаталась на машине друга. Теперь ей грозит пять лет за угон

Хотите узнать больше? Девушка без спроса взяла машину у своего спящего друга и поехала кататься, но улетела в кювет. Теперь ей грозит пять лет за угон. 98