Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Беларусь закупит «летающие парты» для будущих ...

Беларусь закупит «летающие парты» для будущих ...

В течение одного-двух лет Беларусь намерена закупить в России учебные самолеты Як-130. Об этом заявил накануне нового года заместитель министра обороны по вооружению — начальник вооружения Вооруженных сил Беларуси генерал-майор Иван Дырман. По его словам, вопрос о поставке этой авиационной техники сейчас прорабатывается с российской стороной.

 

Впервые вопрос о закупке машин этого типа был поднят более семи лет назад, когда началась подготовка к организации учебной эскадрильи в составе 206-й штурмовой авиабазы в Лиде. Эскадрилья понадобилась для летной подготовки курсантов авиационного факультета Военной академии Республики Беларусь, а также совершенствования профессиональных качеств военных летчиков строевых частей.
Дело в том, что тогда лишь начальный этап практической подготовки летного и летно-технического состава для ВВС и войск ПВО Беларуси осуществлялся на национальной территории. При этом использовались вертолеты Ми-2 и самолеты Як-52 аэроклубов ДОСААФ.
Для освоения же переходного к боевым самолетам реактивного учебно-тренировочного самолета (УТС) L-39 курсанты-летчики 4-го курса авиационного факультета Военной академии направлялись в соседнюю Россию — в Вяземский аэроклуб. Что, надо полагать, не устраивало военно-политическое руководство Беларуси.
В числе УТС и учебно-боевых самолетов (УБС), которыми предполагалось оснастить эскадрилью в Лиде, рассматривался и Як-130. Однако в январе 2005 года тогдашний командующий ВВС и войсками ПВО Олег Паферов заявил: до завершения испытаний и принятия на вооружение Як-130 в ВВС России пройдет еще не один год. А готовить боевых летчиков для белорусской авиации необходимо было безотлагательно. Да и цена Як-130 обещала существенно превысить первоначально заявленные 10 млн. долларов.
Поэтому выбор был сделан в пользу подержанных (и поэтому дешевых) L-39, которых имелось немало практически во всех бывших советских республиках. 21 декабря 2005 года первые два L-39 из 10 приобретенных Беларусью по контракту в Украине прибыли на аэродром в Лиде. А уже весной 2006 года, после поступления всех закупленных самолетов L-39, на 206-й штурмовой авиабазе в полном объеме началась подготовка летчиков как для истребительной, так и для штурмовой авиации.
Таким образом в Беларуси была создана классическая трехзвенная система подготовки военных летчиков, которая существовала и до сих существует во многих странах (в том числе в Советском Союзе и затем в России). Ее первый этап — это начальная подготовка на поршневых самолетах; второй — основная подготовка на реактивных дозвуковых УТС; наконец, этап три — это подготовка строевых летчиков в специализированных центрах на двухместных вариантах боевых машин.
Впрочем, в последнее время взгляды на систему подготовки летного состава практически повсеместно претерпевают серьезные изменения.
Поскольку вооруженные силы во многих странах сокращаются, масштабы подготовки летчиков для фронтовой авиации резко уменьшились. Соответственно, уменьшилась и нагрузка на УТС. Их количество во ряде стран стало избыточным.
В то же время центры подготовки летного состава ВВС, эксплуатирующие двухместные варианты военных самолетов (в наших условиях это Су-27УБ, МиГ-29УБ, Су-25УБ), столкнулись с серьезными трудностями. Использование такого самолетного парка в учебно-тренировочных целях обходится нынче чрезмерно дорого. Как с точки зрения расхода топлива, так и по причине ускоренного износа материальной части. Что в условиях постсоветских стран с неизбежностью ведет к резкому снижению налета на боевых машинах у молодых летчиков и падению уровня их квалификации.
За последнее десятилетие существенно изменилась и военно-политическая ситуация в мире. Если раньше ВВС основных военных держав в своей подготовке ориентировались в первую очередь на ведение интенсивных широкомасштабных боевых действий против технически хорошо оснащенного противника, то теперь боевой авиации приходится действовать в основном в условиях конфликтов малой интенсивности.
Практика показывает, что для военных действий такого рода существующий самолетный парк далеко не оптимален, использование штурмовиков и фронтовых бомбардировщиков для борьбы с партизанскими и полувоенными вооруженными формированиями обходится чрезмерно дорого. К тому же скоростные самолеты, оптимизированные для условий «большой» войны, нередко малоэффективны в антитеррористических и контрпартизанских операциях.
Короче говоря, опыт современных вооруженных конфликтов выявил острую потребность в легких боевых самолетах для непосредственной поддержки наземных войск.
Выход многие аналитики видят в использовании в локальных конфликтах военных самолетов нового типа, значительно более дешевых (как при закупке, так и в эксплуатации), чем существующие образцы. При этом они, конечно, должны быть оснащены современными навигационными и прицельными комплексами, относительно мощным вооружением (в том числе и высокоточным), а также системами боевой живучести, обеспечивающими защиту от ручного стрелкового оружия.
Здесь, очевидно, уместно будет сказать, что и в Беларуси военная мысль также склоняется к необходимости принятия на вооружение принципиально нового боевого самолета, отвечающего требованиям военной доктрины государства и недорого в эксплуатации.
По пути применения таких машин уже пошли многие страны, реально столкнувшиеся с необходимостью вести действия против повстанцев. Как следствие, на мировом рынке вооружений появились боевые варианты учебно-тренировочных машин с усиленным вооружением, оснащенные современной авионикой и обладающие повышенной защитой (в этом ряду можно назвать такие самолеты, как британский ВАе Howk-200, чешский Aero Vodochody L-159, китайский К-8 «Каракорум»).
Российским ответом на вызовы времени стал Як-130. Важнейшей особенностью этой машины является перепрограммируемая цифровая многоканальная система дистанционного управления. Она позволяет в учебных целях изменять характеристики устойчивости и управляемости Як-130 в зависимости от типа имитируемого самолета. Благодаря этому машина способна выполнять полеты практически во всех режимах, свойственных современным и перспективным боевым самолетам, включая семейства Су-30 и МиГ-29, Mirage, Eurofighter, F-15, F-16, F-22, F-35 и другие.
Немаловажным показателем экономической эффективности этого летательного аппарата является и относительно низкая стоимость его летного часа. По данным ОАО «ОКБ имени А.С.Яковлева», один летный час Як-130 в шесть раз дешевле, чем у МиГ-29, и в восемь раз дешевле, чем у Су-27. К тому же значительно ниже расходы на наземную эксплуатацию самолета.
В общем, когда у российских военных возникла потребность в самолете, способном выполнять функции непосредственной поддержки наземных войск в условиях локальных боевых действий, было решено взять за основу Як-130.
Доработанный в соответствии с требованиями ВВС, этот УБС теперь способен эффективно решать как учебные (на нем можно отрабатывать до 80% программы подготовки строевых летчиков), так и боевые задачи (обеспечивать применение всей номенклатуры средств поражения фронтовой авиации, включая высокоточное оружие).
Как отмечают эксперты, Як-130 является полноценным легким штурмовиком, способным одновременно играть роль «летающей парты» для молодых пилотов.
Прикидывая, по карману ли Як-130 Беларуси, следует принять во внимание, что, исходя из конъюнктуры мирового рынка, эта машина может потянуть на 15-18 млн. долларов. Это примерно в 2,5-3 раза дешевле, чем МиГ-29 последней модели, но, конечно, многовато для небогатой и кризисной страны.
Впрочем, можно предположить, что по мере наращивания серийного производства издержки и отпускная цена Як-130 будут снижаться. Да и особый характер отношений Беларуси и России в военной сфере нельзя сбрасывать со счетов. Так что шансы появления на белорусских аэродромах новых самолетов выглядят достаточно реально.

 

Naviny.by

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Сколько лет в веке? (ответ числом)

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Лиды

"Я родам з Адраджэння". Фестываль кнігі адбыўся на Лідчыне

Хотите узнать больше? Кніжныя выставы, песні, танцы і многае іншае, і ўсё гэта – проста на вуліцы, пад адкрытым небам, на вачах у дзясяткаў мінакоў… Да 500-годдзя 40

Дает эффект проект. Реализованный в ОАО «Лакокраска» инвестпроект позволит предприятию увеличить экспортный потенциал

Хотите узнать больше? В пятницу в Лиде в акционерном обществе состоялся торжественное открытие технологической нитки «А» мощностью 29 тысяч тонн и отделения дистилляции 110

В Лиде с привлечением адресных субсидий построят четыре многоэтажки

Хотите узнать больше? В Лиде с привлечением адресных субсидий построят 4 многоквартирных жилых дома. Это дом № 62 (72 квартиры, 4 327 кв. м) и дом позиции 41-42 (40 58

Lidbeer, День города и рыцарский турнир: в субботу Лида превратилась в одну большую праздничную площадку (+Видео)

Хотите узнать больше? Сразу три праздника прошли в Лиде: День города, фестиваль пива, солода и воды Lidbeer и рыцарский турнир «Меч Лидского замка». Их гостями стали 90

Путь доброты. Участники велопробега МОМ проехали через Щучин и Лиду

Хотите узнать больше? 27 августа в Гродно стартовал восьмидневный велопроект в поддержку Целей устойчивого развития Bike4SDGs. Маршрут велопробега пролёг и через Щучинский 66

Дазвольце застацца, або Як у Ёдках традыцыі пляцення кошыкаў адраджалі

Хотите узнать больше? Лазовыя кошыкі, што плялі на свяце ў Ёдках майстры, увабралі ў сябе цеплыню сонечных промняў і свежы подых Нёмана, ласкавы дотык ветра, вільгаць 51

У Лідзе ўстанавілі памятны знак у гонар першага ў горадзе піваварнага завода

Хотите узнать больше? У Лідзе ўстанавілі памятны знак у гонар першага ў горадзе піваварнага завода, які функцыянаваў на тэрыторыі горада больш за паўтара стагоддзі назад. 106

Вермикультивирование, или Зачем лидчанка занялась разведением червей

Хотите узнать больше? Жительница города Лида Дина Обозовская много времени посвящает труду на приусадебном участке, который находится в черте города, по улице Загородной. 114