Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Народные артисты России Ольга Остроумова и Валентин Гафт рассказали о самом сокровенном

Народные артисты России Ольга Остроумова и Валентин Гафт рассказали о самом сокровенном

На двоих более 70 сыгранных ролей в театре, более 180 ролей в кино и подаренная любовь за талант и умение ждать, подаренное счастье и терпение – это о самой прекрасной и известной, достойно и красиво живущей паре российского театрального мира – народных артистах России Ольге Остроумовой и Валентине Гафте! Самым сокровенным любимые артисты щедро делились со своим зрителем на своем совместном творческом вечере «Жизнь на двоих», проходившем в рамках Международного театрального фестиваля «Лето в Друскининкае».
Ольга Остроумова – актриса театра имени Моссовета, Валентин Гафт играет в «Современнике». Они нашли свою любовь в зрелом возрасте – событие, за которое оба благодарны судьбе. Супружескому дуэту Гафта и Остроумовой уже второй десяток лет. Познакомившись более 30 лет назад на съемках фильма «Гараж», они прониклись друг к другу симпатией. По сюжету картины персонаж Гафта обмолвился одной лишь фразой с героиней Остроумовой, произнося в ее адрес реплику «Рациональная вы моя». За кадром даже и этого не было. Он знал, что она замужем и не позволит интрижек и фривольностей. Поэтому даже не сделал попытки подойти к ней. А чтобы не думать о понравившейся коллеге, даже пытался приписать ей несуществующие недостатки. Прошло много лет, оба к тому моменту были одиноки. Их встреча произошла в середине 90-х и изменила судьбу обоих. На одной из частных вечеринок в Сокольниках, куда оба были приглашены, Гафт попытался привлечь к себе внимание Ольги, не найдя ничего лучшего, как сказать ей: «Посмотрите, какие у меня мускулы!». Затем был долгий период ухаживаний, завершившийся регистрацией брака. Тоже, к слову, весьма оригинальным образом. Это произошло, когда актер лежал в больнице после серьезной операции, – в больничной палате пара и расписалась. Сюда пришли свидетели и работница загса, новобрачной принесли букетик цветов. С тех пор они живут, как в той сказке, долго и счастливо. Их союз – творческий и семейный – можно брать в качестве примера для подражания: отношения даже спустя годы не претерпели изменений, они по-прежнему не наигранно теплые и искренние. Нечасто выходя на одну сцену, в Друскининкае они поддерживали друг друга там, где это было необходимо. Например, в какой-то момент из памяти Валентина Иосифовича вылетела стихотворная строка… На выручку поспешила жена, которая из-за кулис помогла супругу выйти из ситуации.
О том, как влияют сыгранные роли на мировоззрение актера, о судьбоносных встречах и спасительном словоблудии, о чем будет помнить даже на смертном одре, Ольга Михайловна откровенно рассказала со сцены и покаялась… за поступки, которые совершала под гнетом времени.
– Знаете, я играла в фильме «Василий и Василиса», и по сюжету главная героиня не могла всю жизнь простить своего мужа за то, что он, когда она была беременна, стал ее бить и она потеряла ребенка. Вся деревня говорила: «Его надо простить, он же пьяный был…», а она не могла. Выгнала жить в амбар (она жила в доме с детьми). А в конце жизни пришла к нему и попросила прощения за то, что всю жизнь не могла простить. Иногда спрашивают, влияют ли на меня роли? Конечно, влияют. Такие, как эта, глубокие. С тех пор я поняла, что прощение выше всякого праведного гнева. Только мы люди, а не святые, и нам это очень трудно сделать, даже если это иногда дается. Чаще всего нет. Это трудно.

– На стихи Марины Цветаевой есть романс «Окно», его написал Сергей Таюшев. Давно-давно, собственно, с Сережи началось, я попробовала петь со сцены. Когда была жива Маргарита Александровна Эскина – замечательная в моей жизни женщина! Мне везет на хороших людей, правда. И везло всю жизнь, слава Богу, чтобы не кончалось. Она собирала такую небольшую команду, ехали в какой-то город, где давали сборный концерт. В нашем случае это была Тюмень. И затем весь сбор раздавался актерам, которые были уже на пенсии. А это давно было, пенсия у театрального актера, понимаете сами, какая … И тут исполнительница романсов подходит ко мне и интересуется:
– А что вы пели?


Отвечаю, что романс Сергея Таюшева.
– Вы не можете мне его дать?

– Я могу, – отвечаю. – Собственно, это стихи Марины Цветаевой, а нот у меня нет, позвоните Сереже.

Сама, конечно, при этом думаю, если эта певица романсов будет его петь, то я на своих немногочисленных творческих вечерах буду петь уже ее романс. Но дело не в этом. Я понимаю, что для Сережи это было важно, когда ни у кого не было ни работы, ни денег. Через некоторое время мне звонит Сергей. Я спрашиваю:

– Звонила тебе?
– Звонила.
– Ты отдал?
– Нет, – говорит. – Я же его тебе подарил.


Вы знаете, вот я вроде бы такая благополучная (тьфу-тьфу-тьфу, слава Богу), все живы и здоровы. Но я не получала такого подарка от мужчины, не ощущала такого благородства. Когда человек себя лишает, со своей выгодой не считается, сбрасывая ее со счетов. Это не просто – пошел и купил. Это драгоценный подарок.
– Виток судьбы или руку судьбы, я уж потом поняла, что это так. Сначала хочу покаяться. Знаете, когда я снялась в «Зорях» («А зори здесь тихие» – прим.авт.), то из меня хотели сделать такое знамя советской молодежи. Я сопротивлялась – не люблю быть ни в какой толпе. Если хочу что-то сказать, скажу сама. А тут однажды (я работала в театре на Малой Бронной) меня даже с репетиции вызвали. Двое молодых людей подошли и говорят, мол, поедемте-поедемте, под белы рученьки в какую-то черную «Волгу» посадили. Привозят меня к тогдашнему замминистра Кухарскому (был такой), а я с репетиции – растрепанная, в рабочей одежде, и он говорит:

– Знаете, вот сейчас юбилей Леонида Ильича Брежнева, и мы бы хотели, чтобы вы поздравили его от всей советской молодежи.

Я про себя думаю: «Ой-ой-ой… Что делать?» Понимаете?! Смотрит на меня испытующе так, внимательно. Потом говорит:

– Ну, а что сказать, мы вам напишем.


И тут я ляпаю (знаете, эти ляпы меня очень выручали, но я ляпаю, совершенно не подумав, а просто так):
– Ну зачем мне писать? Уж как поздравить пожилого человека, я найду слова.

Все. Он так сказал с удивлением:
– Ну, мы вам позвоним...
Конечно, никто не позвонил. Слава Богу.

Тем не менее мое поколение помнит эти концерты в Кремлевском Дворце съездов, посвященные Октябрьской революции. Были и хоры, и оркестры, и обязательно какой-то драматический артист. И меня приглашали. Причем всегда давали что читать – идейно выдержанное, небольшое, типа «вперед к коммунизму!». Теперь вот каюсь, потому что я не любила этого, но ведь не отказывалась. Получала потом две театральные зарплаты в гонорар: если получали 140 рублей, то это было 280.
Правда, один раз (не нахожусь обычно вовремя, а тут нашлась) надо было что-то из Крупской читать, а я «Что вы, что вы! Я вам сейчас подскажу – Наташа Белохвостикова так замечательно сыграла Крупскую! Позвоните ей». А она играла в фильме Донского «Юность Ильича» Крупскую. Но тем не менее. Так несколько раз было. Отказаться не могла.
– Как началось для меня время перемен? Опять у меня раздался звонок, и был какой-то последний гала-концерт (19-я партконференция что ли…). Звонит обычный чиновник, не министр, естественно, и я упавшим голосом говорю:

– А что читать-то?

Мало того, читали под фонограмму. Записывали сначала стихотворение, а потом перед выключенным микрофоном открывали немножко рот, чтобы попасть в свою фонограмму. Мне отвечают:

– Что хотите.

Как? В секунду все так может перемениться?! И я, конечно, называю «Реквием» Анны Ахматовой. Потому что тогда много говорили о необходимости покаяния за невинно убиенных, трудно даже говорить об этом. Никто, конечно, не покаялся. И мне отвечают: «Хорошо». Я думаю: «Не может быть! Не может так поменяться время: вчера было одно, сегодня другое. Как?!».
На следующий день раздался еще один звонок:
– Не надо «Реквием» – все-таки очень мрачно, концерт-то праздничный.

И вот это уже была рука судьбы. Я говорю – Цветаева. Конечно, Цветаева, которая так любила Москву! И когда я вышла на эту огромную сцену и не под фонограмму, одевшись в какое-то почти гимназическое платьице, а сзади сидел оркестр под управлением Геннадия Рождественского, прочла ее стихи… Я, умирая, буду это помнить, я вдруг ощутила себя, моими связками читает Марина. Судьба позволила мне это. Помните, мы в детстве делали цепи из бумаги на елку. Просто я ощутила, что продолжаю эту непрерывную цепь русской культуры. Понимаете, судьба дала мне такую честь и возможность. Я ощутила себя таким звеном в этой цепи.
Но это не все. После этого звонок из Царского Села:
– Ольга Михайловна, мы вам хотим вручить Царскосельскую премию.

Года за два до этого ее получил Валентин Гафт, и я тогда подумала: «Наверное, по блату, договорился, чтобы мне дали». Правда, все так думали. Но это неважно в конце концов. Эта премия дорога для меня. Она никакая не денежная, а скорее является актом признания интеллигенцией Петербурга.
Вручается в Царском Селе в лицее, в том самом зале, где Пушкин читал стихи на экзамене по русской словесности. Тот день был необычайным! Вы знаете, я как человек очень сдержанный чуть в обморок не падала от нахлынувших эмоций и небывалого момента! И знаете, где судьба поставила точку? Мне вручили премию – это статуэтка, копия памятника Анне Ахматовой, который установлен в Петербурге на набережной Робеспьера. Ее я ни за что никому не отдам – она для меня самая дорогая!
Ольга АНУФРИЕВА
http://grodnonews.by/ru/3/0/nodes?search=Автор:
Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Сколько лет в веке? (ответ числом)

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Гродно

Проект «ГП» «Над Неманом»: путешествие по руслу времени и судеб

Хотите узнать больше? Более тридцати пяти километров водной глади Немана – ровной, как струна, петляющей, бурлящей, тихой – проходит по территории Щучинского района. Вдоль 42

Конструктивный диалог. Восстановление знаковых культурных объектов в нашем регионе обсудили замминистра культуры и представители строительной отрасли Гродненщины

Хотите узнать больше? С ходом работ на восстанавливаемых в Гродно и Гродненском районе культурных объектах ознакомился заместитель министра культуры Республики Беларусь 42

Александр Лукашенко подписал указ о назначении выборов в местные Советы депутатов

Хотите узнать больше? В Беларуси выборы в местные Советы депутатов 28-го созыва назначены на воскресенье, 18 февраля. Это предусмотрено указом №410 "О назначении выборов в 36

Первый серийный белорусский легковой GeelyAtlas NL3 сошел с конвейера завода "БелДжи"

Хотите узнать больше? Участие в торжественной церемонии открытия нового завода "БелДжи" и запуска серийного производства принял Президент Беларуси Александр Лукашенко. 39

Спасибо за труд. Поздравление Президента Беларуси Александра Лукашенко с Днем работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности АПК

Хотите узнать больше? Дорогие друзья! Поздравляю вас с профессиональным праздником! Сегодня агропромышленный комплекс является одной из важнейших отраслей национальной 35

Школьнікі Гродзенскай вобласці праявілі сябе ў рэспубліканскім конкурсе «Чытаем па-беларуску з velcom» (Відэа)

Хотите узнать больше? У Беларусі працягваецца анлайн-конкурс «Чытаем па-беларуску з velcom». У гэтым годзе ініцыятыва праходзіць у фармаце 222

Александр Лукашенко поздравил белорусов со 100-летним юбилеем Октябрьской революции

Хотите узнать больше? Дорогие соотечественники! Поздравляю вас со знаменательной датой – 100-летним юбилеем Октябрьской революции. В мировой истории есть вехи и события, 725

Проект «ГП» «Над Неманом»: на перекрестках дорог и времен

Хотите узнать больше? Следующая остановка – «Неман» В деревне Селец на Лидчине путешественник увидит первый в маршруте «Над Неманом» железнодорожный мост, соединяющий 725