Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

В борьбе сетевиков с магазинами шаговой доступности выигрывает клиент

В борьбе сетевиков с магазинами шаговой доступности выигрывает клиент

Как жителю центра города было неприятно узнать о закрытии магазина «Горячий хлеб»: все же в двух шагах был магазинчик… Пусть и маленький, но зато выпечку, масло, молоко здесь купить можно было. Но, как говорится, свято место долго не пустует – с тех пор покупки совершаю в появившемся неподалеку магазине сетевика. Дело было пару лет назад. Но тенденция осталась неизменной. Ритейл активно пытается войти в сегмент рынка, принадлежащий объектам шаговой доступности. Что из этого выходит и как сопротивляются «акулам» большой торговли их мелкие собратья, разбиралась корреспондент «ГП».
С приходом в Гродно первого магазина сетевой торговли много воды утекло… Какие только догадки и предположения не строились относительно ближайших и долгосрочных перспектив в развитии торговой сети областного центра. Мол, не выжить маленьким магазинчикам, если они не объединят свои усилия и не смогут противостоять торговым «монстрам».

– Пример, «Горячего хлеба» не показателен, – считает начальник управления торговли и услуг Гродненского горисполкома Наталья ВОРОБЕЙ. – Его закрытие связано скорее с тем, что население в районе не увеличивается, наоборот, идет на убыль. Отсюда снижение продаж… И как следствие, решение собственника о закрытии нерентабельного объекта.

Почему то, что невыгодно одному, сетевику приносит выгоду? Смею предположить, что дело в широком ассортименте предлагаемой продукции. Судите сами. На ходовых и социально значимых товарах много не заработаешь: максимальная торговая надбавка, например, на молоко составляет 11%, на мясо – 18%. В магазинчике с крошечной торговой площадью разнообразие ассортимента (даже при всем желании собственника) обеспечить невозможно! Зато линейка продукции в сетевом магазине приятно радует покупателя… Хочешь местные помидоры бери, а хочешь – заморские «черри». Причем выбор бывает круглый год.
От такого соседства покупатель уже ощутил плюсы. Я, например, и не вспоминаю о закрывшемся ближайшем магазинчике, когда в двух шагах от дома мои покупательские аппетиты удовлетворяет «Евроопт». И это не единичный пример. Сетевики активно занимают нишу магазинов шаговой доступности, руководствуясь принципом: «Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе». Так в спальных районах ритейлеры начинают открывать небольшие магазины (со скромными торговыми площадями), но благодаря собственному импорту с привлекательными для покупателей ценами. И не все существующие ранее там магазины могут выдержать такую конкуренцию.
Справедливости ради заметим, что закрываются единицы, остальные ищут пути для собственного спасения.

Третий не лишний

– С появлением сетевиков в близлежащих магазинах происходит перераспределение покупательских потоков и ассортимента продукции. Это неизбежно, – уверена Наталья Воробей.
К примеру, в непосредственной близости друг от друга «живут» два магазина, появляется третий – кто-то решит, что лишний, но это совсем не так – и чтобы выжить всем, необходимо перераспределить товарооборот. Магазины в борьбе за покупателя стараются найти свою «фишку» – например, продают «товар дня» по сниженным ценам или завлекают особенным ассортиментом. Многие начали практиковать проведение всевозможных акций, распродаж, заманивают скидками и дисконтными программами…

Взять, например, магазин «Журавинка», что на БЛК. Он весьма рентабелен и востребован у жителей микрорайона, несмотря на то, что рядом предлагают свои товары магазины-конкуренты «Немига», «Родная сторона» и «Нарочь». Дела там шли не самым лучшим образом, но руководство «Плодоовощсервиса» вложило в модернизацию «Журавинки» два миллиарда рублей.
По мнению директора ОАО «Плодовощсервис» Светланы Шематович, помимо гибкой стратегии в области формирования цен привлекать должен и внешний вид предприятия. После ремонта в магазине открылся зал самообслуживания. Есть и свои секреты поддержания интереса у покупателей. Например, каждый месяц в магазине проводят акции со снижением торговой надбавки от 10 до 25 процентов. Помимо этого, устанавливают заманчивые цены на свежемороженую рыбу и предлагают качественные кондитерские изделия.

– Кроме того, в наших магазинах продаем охлажденные куриные полуфабрикаты, разделывая тушки цыплят в собственном заготовительном цеху, – говорит собеседница. Понятное дело, это отражается на снижении конечной стоимости продукции.
В итоге модернизация и усовершенствование позволили увеличить товарооборот магазина на 30 процентов, несмотря на соседство сетевиков.

Условия диктует рынок

В любом случае, имея возможность выбирать, победителем в конкуренции «ритейлер – магазин у дома» выходит покупатель. Это, конечно, радует. Но не случится ли однажды так, что отвоевывая шаг за шагом рынок, сетевик в какой-то момент превратится в монополиста и тогда сам начнет диктовать условия и покупателю, и производителю! Наталья Воробей развеяла мои сомнения. Во-первых, абсолютного установления монополии одного сетевика над другим быть не может – не позволит рынок. Кстати, в Гродно уже функционируют объекты семи (!) коммерческих ритейлов, на долю которых приходится порядка 20 процентов товарооборота города. Крепче всего позиции, конечно, у «Евроопта». В противовес им в Гродно выступают магазины и точки общепита государственной формы собственности, объединившиеся в две сетевые структуры: «Купалинка» и «Нарочь». Есть еще некоммерческая сетевая структура «Родны кут» Гродненского облпотребобщества, нацеленная на удовлетворение социально-значимых запросов населения. В удельном весе они занимают 7 процентов от всего товарооборота города.

Во-вторых, помимо рыночного существует и государственное регулирование: документально закреплено, что на долю одного юридического лица не может приходится более 20 процентов от розничного товарооборота продовольственных товаров (за предыдущий финансовый год) в границах города, в котором расположены принадлежащие ему торговые объекты. Конечно, можно переименоваться в «рога и копыта» и продолжить завоевание рынка с чистого листа, но об использовании торговой марки, узнаваемой потребителем, придется забыть…

В целом же, дать однозначную оценку динамике развития торговых сетей сложно. Одни находят в этом процессе исключительно позитив, мол, не видать нам такого уровня торговли, если бы не ритейлеры. К тому же крупные сети подстегивают частный бизнес к качественным изменениям. Другие – видят в этой стремительной экспансии скорую кончину мелкого бизнеса, который не сможет устоять под напором более могущественного собрата.

– На рынке останутся все игроки: мало кто пойдет в супермаркет за пакетом молока или буханкой хлеба, — рассуждает Наталья Воробей, добавляя, что здоровая конкуренция будет подстегивать к изменению подходов и поискам новых форм торговли.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
По оперативным данным управления торговли и услуг горисполкома, за 9 месяцев текущего года в Гродно открылись 24 торговых объекта с залами самообслуживания, а всего объектов шаговой доступности в городе порядка 450-ти. К слову, горожан обслуживают 1188 объектов розничной торговли (куда входят точки общепита, ведомственные и фирменные магазины, фирменные секции). И этого еще недостаточно.
Существующий норматив, рассчитываемый на тысячу жителей, выполнен пока на 81,3 процента. До конца 2015 года (с учетом открытия новых магазинов сетевиков) торговые площади в городе должны составить 600 кв.м на 1000 гродненцев.


Что едим...
При проверке торговых объектов санитарной службой, нарушения выявляются как у сетевиков, так и в небольших магазинчиках.

Как сообщили в зональном центре гигиены и эпидемиологии, за десять месяцев текущего года проведены проверки 177 торговых объектов и во всех выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Кроме того, проводились и мониторинги торговых залов. В 73,7 процентах обследованных объектов были выявлены нарушения.

Чаще всего не соблюдаются правила чис-тоты помещений торговых залов, торгового, холодильного, технологического оборудования, производственных помещений, прилегающих к объектам территорий. По-прежнему актуальна проблема торговли продуктов с истекшим сроком годности. По результатам проверок и мониторинга 33,8 процента обследованных объектов допускали реализацию пищевой продукции с истекшим сроком годности. Из-за этого за 10 месяцев текущего года специалисты санитарной службы города изъяли из обращения более трех тонн продуктов с истекшим сроком годности, без маркировочных ярлыков, без документов о качестве и безопасности.

– В октябре 2014 года проведен мониторинг торговых залов 23 торговых объектов сетевых структур, нарушения требований санитарных норм и правил выявлены на всех обследованных объектах филиала ЗАО «Юнифуд» по Гродненской области, ИООО «БелМаркетКомпани» филиала в Гродно, филиала «Волковыск» ЗАО «Доброном», Гродненского филиала СООО «Белинтерпродукт», в 80 процентах обследованных торговых объектов филиала ООО «Евроторг» в Гродно и в 67 процентах обследованных торговых объектах ОАО «Современные розничные технологии, – сообщили в зональном центре гигиены и эпидемиологии.
Покупателю предлагалась продукция с истекшим сроком годности в магазине «Доброном», расположенном на улице Домбровского, в магазинах «Современные розничные технологии» на улицах Пестрака, Дзержинского и проспекте Космонавтов, 27; магазинах «БелМаркетКомпани», что на улицах Горького, Лиможа и Домбровского.
В санитарной службе уточнили: за реализацию пищевой продукции с истекшим сроком годности виновные лица привлечены к административной ответственности.

В итоге за 10 месяцев текущего года по результатам проверок и мониторинга приостанавливалась деятельность 25 торговых объектов, был ограничен ассортимент реализуемых продуктов в связи с отсутствием необходимых условий в 62 торговых объектах. К административной ответственности привлечены 499 работников торговли и 9 юридических лиц.
Фото Виталия ДЕРНЕЙКО
Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Сколько лет в веке? (ответ числом)

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Гродно

"Отработали с высоким качеством" - Александр Лукашенко оценил итоги учения "Запад-2017"

Хотите узнать больше? Учебные вопросы совместного стратегического белорусско-российского учения "Запад-2017" отработаны с высоким качеством. Об этом Президент Беларуси 37

Александр Лукашенко наблюдает за ходом учения "Запад-2017" на полигоне Борисовский

Хотите узнать больше? Президент Беларуси, Главнокомандующий Вооруженными Силами Александр Лукашенко наблюдает со смотровой площадки за ходом совместного стратегического 41

АЭС будет вырабатывать около 25% необходимой Беларуси электроэнергии

Хотите узнать больше? Атомная электростанция в Островце после запуска будет вырабатывать около 25% необходимой Беларуси электроэнергии, сообщил заместитель министра 49

День возрождения обители.Точный список чудотворной иконы Божией Матери «Жировицкая» прибудет в Гродно 20 сентября

Хотите узнать больше? Этим важным событием Свято-Рождество-Богородичный ставропигиальный женский монастырь отметит 25-летие своего возрождения. Божественную литургию 68

XIX Республиканская универсальная выставка-ярмарка «Еврорегион «Неман-2017» пройдет в Гродно 22-23 сентября

Хотите узнать больше? Она соберет в Гродно более 300 официальных иностранных участников, свою продукцию представят более 160 предприятий. В этом году в работе выставки 61

Дзятлаўшчыну з рабочым візітам наведаў намеснік прэм’ер-міністра Рэспублікі Беларусь Анатоль Калінін

Хотите узнать больше? 16 верасня з рабочым візітам Дзятлаўшчыну наведаў намеснік прэм’ер-міністра Рэспублікі Беларусь Анатоль Калінін. Яго суправаджаў намеснік 83

Мини-круизы без визы. Сезон-2017 стал рекордным по количеству туристов, совершивших прогулки по Августовскому каналу на теплоходе «Неман»

Хотите узнать больше? До конца октября все желающие смогут прокатиться на теплоходе «Неман» по Августовскому каналу, увидеть шлюзование и полюбоваться природными красотами 87

Первый заместитель главы Администрации Президента Республики Беларусь Максим Рыженков сегодня посетил Вороновский район (Дополнено)

Хотите узнать больше? В поездке его сопровождали заместитель председателя Гродненского облисполкома Виктор Лискович и председатель Вороновского райисполкома Николай Розум. 65