Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

В борьбе сетевиков с магазинами шаговой доступности выигрывает клиент

В борьбе сетевиков с магазинами шаговой доступности выигрывает клиент

Как жителю центра города было неприятно узнать о закрытии магазина «Горячий хлеб»: все же в двух шагах был магазинчик… Пусть и маленький, но зато выпечку, масло, молоко здесь купить можно было. Но, как говорится, свято место долго не пустует – с тех пор покупки совершаю в появившемся неподалеку магазине сетевика. Дело было пару лет назад. Но тенденция осталась неизменной. Ритейл активно пытается войти в сегмент рынка, принадлежащий объектам шаговой доступности. Что из этого выходит и как сопротивляются «акулам» большой торговли их мелкие собратья, разбиралась корреспондент «ГП».
С приходом в Гродно первого магазина сетевой торговли много воды утекло… Какие только догадки и предположения не строились относительно ближайших и долгосрочных перспектив в развитии торговой сети областного центра. Мол, не выжить маленьким магазинчикам, если они не объединят свои усилия и не смогут противостоять торговым «монстрам».

– Пример, «Горячего хлеба» не показателен, – считает начальник управления торговли и услуг Гродненского горисполкома Наталья ВОРОБЕЙ. – Его закрытие связано скорее с тем, что население в районе не увеличивается, наоборот, идет на убыль. Отсюда снижение продаж… И как следствие, решение собственника о закрытии нерентабельного объекта.

Почему то, что невыгодно одному, сетевику приносит выгоду? Смею предположить, что дело в широком ассортименте предлагаемой продукции. Судите сами. На ходовых и социально значимых товарах много не заработаешь: максимальная торговая надбавка, например, на молоко составляет 11%, на мясо – 18%. В магазинчике с крошечной торговой площадью разнообразие ассортимента (даже при всем желании собственника) обеспечить невозможно! Зато линейка продукции в сетевом магазине приятно радует покупателя… Хочешь местные помидоры бери, а хочешь – заморские «черри». Причем выбор бывает круглый год.
От такого соседства покупатель уже ощутил плюсы. Я, например, и не вспоминаю о закрывшемся ближайшем магазинчике, когда в двух шагах от дома мои покупательские аппетиты удовлетворяет «Евроопт». И это не единичный пример. Сетевики активно занимают нишу магазинов шаговой доступности, руководствуясь принципом: «Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе». Так в спальных районах ритейлеры начинают открывать небольшие магазины (со скромными торговыми площадями), но благодаря собственному импорту с привлекательными для покупателей ценами. И не все существующие ранее там магазины могут выдержать такую конкуренцию.
Справедливости ради заметим, что закрываются единицы, остальные ищут пути для собственного спасения.

Третий не лишний

– С появлением сетевиков в близлежащих магазинах происходит перераспределение покупательских потоков и ассортимента продукции. Это неизбежно, – уверена Наталья Воробей.
К примеру, в непосредственной близости друг от друга «живут» два магазина, появляется третий – кто-то решит, что лишний, но это совсем не так – и чтобы выжить всем, необходимо перераспределить товарооборот. Магазины в борьбе за покупателя стараются найти свою «фишку» – например, продают «товар дня» по сниженным ценам или завлекают особенным ассортиментом. Многие начали практиковать проведение всевозможных акций, распродаж, заманивают скидками и дисконтными программами…

Взять, например, магазин «Журавинка», что на БЛК. Он весьма рентабелен и востребован у жителей микрорайона, несмотря на то, что рядом предлагают свои товары магазины-конкуренты «Немига», «Родная сторона» и «Нарочь». Дела там шли не самым лучшим образом, но руководство «Плодоовощсервиса» вложило в модернизацию «Журавинки» два миллиарда рублей.
По мнению директора ОАО «Плодовощсервис» Светланы Шематович, помимо гибкой стратегии в области формирования цен привлекать должен и внешний вид предприятия. После ремонта в магазине открылся зал самообслуживания. Есть и свои секреты поддержания интереса у покупателей. Например, каждый месяц в магазине проводят акции со снижением торговой надбавки от 10 до 25 процентов. Помимо этого, устанавливают заманчивые цены на свежемороженую рыбу и предлагают качественные кондитерские изделия.

– Кроме того, в наших магазинах продаем охлажденные куриные полуфабрикаты, разделывая тушки цыплят в собственном заготовительном цеху, – говорит собеседница. Понятное дело, это отражается на снижении конечной стоимости продукции.
В итоге модернизация и усовершенствование позволили увеличить товарооборот магазина на 30 процентов, несмотря на соседство сетевиков.

Условия диктует рынок

В любом случае, имея возможность выбирать, победителем в конкуренции «ритейлер – магазин у дома» выходит покупатель. Это, конечно, радует. Но не случится ли однажды так, что отвоевывая шаг за шагом рынок, сетевик в какой-то момент превратится в монополиста и тогда сам начнет диктовать условия и покупателю, и производителю! Наталья Воробей развеяла мои сомнения. Во-первых, абсолютного установления монополии одного сетевика над другим быть не может – не позволит рынок. Кстати, в Гродно уже функционируют объекты семи (!) коммерческих ритейлов, на долю которых приходится порядка 20 процентов товарооборота города. Крепче всего позиции, конечно, у «Евроопта». В противовес им в Гродно выступают магазины и точки общепита государственной формы собственности, объединившиеся в две сетевые структуры: «Купалинка» и «Нарочь». Есть еще некоммерческая сетевая структура «Родны кут» Гродненского облпотребобщества, нацеленная на удовлетворение социально-значимых запросов населения. В удельном весе они занимают 7 процентов от всего товарооборота города.

Во-вторых, помимо рыночного существует и государственное регулирование: документально закреплено, что на долю одного юридического лица не может приходится более 20 процентов от розничного товарооборота продовольственных товаров (за предыдущий финансовый год) в границах города, в котором расположены принадлежащие ему торговые объекты. Конечно, можно переименоваться в «рога и копыта» и продолжить завоевание рынка с чистого листа, но об использовании торговой марки, узнаваемой потребителем, придется забыть…

В целом же, дать однозначную оценку динамике развития торговых сетей сложно. Одни находят в этом процессе исключительно позитив, мол, не видать нам такого уровня торговли, если бы не ритейлеры. К тому же крупные сети подстегивают частный бизнес к качественным изменениям. Другие – видят в этой стремительной экспансии скорую кончину мелкого бизнеса, который не сможет устоять под напором более могущественного собрата.

– На рынке останутся все игроки: мало кто пойдет в супермаркет за пакетом молока или буханкой хлеба, — рассуждает Наталья Воробей, добавляя, что здоровая конкуренция будет подстегивать к изменению подходов и поискам новых форм торговли.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
По оперативным данным управления торговли и услуг горисполкома, за 9 месяцев текущего года в Гродно открылись 24 торговых объекта с залами самообслуживания, а всего объектов шаговой доступности в городе порядка 450-ти. К слову, горожан обслуживают 1188 объектов розничной торговли (куда входят точки общепита, ведомственные и фирменные магазины, фирменные секции). И этого еще недостаточно.
Существующий норматив, рассчитываемый на тысячу жителей, выполнен пока на 81,3 процента. До конца 2015 года (с учетом открытия новых магазинов сетевиков) торговые площади в городе должны составить 600 кв.м на 1000 гродненцев.


Что едим...
При проверке торговых объектов санитарной службой, нарушения выявляются как у сетевиков, так и в небольших магазинчиках.

Как сообщили в зональном центре гигиены и эпидемиологии, за десять месяцев текущего года проведены проверки 177 торговых объектов и во всех выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Кроме того, проводились и мониторинги торговых залов. В 73,7 процентах обследованных объектов были выявлены нарушения.

Чаще всего не соблюдаются правила чис-тоты помещений торговых залов, торгового, холодильного, технологического оборудования, производственных помещений, прилегающих к объектам территорий. По-прежнему актуальна проблема торговли продуктов с истекшим сроком годности. По результатам проверок и мониторинга 33,8 процента обследованных объектов допускали реализацию пищевой продукции с истекшим сроком годности. Из-за этого за 10 месяцев текущего года специалисты санитарной службы города изъяли из обращения более трех тонн продуктов с истекшим сроком годности, без маркировочных ярлыков, без документов о качестве и безопасности.

– В октябре 2014 года проведен мониторинг торговых залов 23 торговых объектов сетевых структур, нарушения требований санитарных норм и правил выявлены на всех обследованных объектах филиала ЗАО «Юнифуд» по Гродненской области, ИООО «БелМаркетКомпани» филиала в Гродно, филиала «Волковыск» ЗАО «Доброном», Гродненского филиала СООО «Белинтерпродукт», в 80 процентах обследованных торговых объектов филиала ООО «Евроторг» в Гродно и в 67 процентах обследованных торговых объектах ОАО «Современные розничные технологии, – сообщили в зональном центре гигиены и эпидемиологии.
Покупателю предлагалась продукция с истекшим сроком годности в магазине «Доброном», расположенном на улице Домбровского, в магазинах «Современные розничные технологии» на улицах Пестрака, Дзержинского и проспекте Космонавтов, 27; магазинах «БелМаркетКомпани», что на улицах Горького, Лиможа и Домбровского.
В санитарной службе уточнили: за реализацию пищевой продукции с истекшим сроком годности виновные лица привлечены к административной ответственности.

В итоге за 10 месяцев текущего года по результатам проверок и мониторинга приостанавливалась деятельность 25 торговых объектов, был ограничен ассортимент реализуемых продуктов в связи с отсутствием необходимых условий в 62 торговых объектах. К административной ответственности привлечены 499 работников торговли и 9 юридических лиц.
Фото Виталия ДЕРНЕЙКО
Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Написать комментарий

Информация
Чтобы написать комментарий вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться

Обращались ли вы за помощью в милицию?

Новости Гродно

В Гродно снесли дом 1893 года постройки. Рассказываем, что там было

Хотите узнать больше? В Гродно на улице Подольной снесли дом № 48. Это двухэтажное здание было построено в 1896 году, однако не имело статуса историко-культурной ценности.

Гастрономический фестиваль Gastrofest. Кофе впервые пройдет в Гродно

Хотите узнать больше? Самый масштабный гастрономический фестиваль Gastrofest. Кофе расширяет горизонты и уверенными шагами идет сразу в три города - Брест, Гомель и

В Гродно появились фермерские островки. Что продают и по чем?

Хотите узнать больше? В двух гипермаркетах «Евроопт» в Гродно открылись фермерские островки. Что продают и по чем? Цены на деревенское мясо – одни из самых низких в

В Гродно запустили первую доставку лекарств. Как и что развозят?

Хотите узнать больше? Аптечные сети ADEL и «Добрыя лекi» первыми объявили о запуске доставки лекарств в Гродно и крупных городах Беларуси. Курьеры будут развозить заказы

Мошеннические схемы по ремонту телефонов в Гродно

Хотите узнать больше? «Вместо нормального «железа» отдадут коробку металлолома». «Сервисы-разводилы» в Гродно: как не попасться на удочку недобросовестных мастеров?

В Гродно «дом Муравьева» выкупил бизнесмен Семашко. Здание переделают под гостиницу

Хотите узнать больше? В Гродно здание на Советской площади, 2, более известное как дом купца Муравьева, переделают в гостиницу.

Детали сделки не разглашаются. В Гродно наконец-то продали здание бывшего пивзавода

Хотите узнать больше? Однако известна цена, по которой комплекс старинных зданий ушел с молотка.

Новорожденную оставили с мамой, старших детей пока не вернули. Продолжение истории семьи из Гродно

Хотите узнать больше? В конце февраля женщина родила третьего ребенка, дочь, которую могли также забрать. Однако в вмешались церковь и волонтеры. В итоге сегодня, 26

Новости Беларуси