Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Почти 35 лет режиссер, заслуженный артист Республики Беларусь Сергей Куриленко и актриса Валентина Харитонова вместе работают в Гродненском областном драматическом театре

Почти 35 лет режиссер, заслуженный артист Республики Беларусь Сергей Куриленко и актриса Валентина Харитонова вместе работают в Гродненском областном драматическом театре

Почти 35 лет режиссер, заслуженный артист Республики Беларусь Сергей Куриленко и актриса Валентина Харитонова вместе работают в Гродненском областном драматическом театре. И почти столько же лет они вместе. Актерский стаж семьи – около ста сорока сыгранных ролей. И все же самые главные – внимательных и любящих супругов. Роли, которые они исполняют каждый день, но которые совсем не нуждаются в зрителях.

ОН
Сергей Куриленко из числа тех актеров, о ком можно сказать «на него зритель идет». Яркий, индивидуальный, очень характерный… Более 70 сыгранных ролей и 11 поставленных спектаклей. Но начиналось все на Гродненщине с импровизированной сцены – два грузовых автомобиля, поставленных бортами друг к другу. Так он играл в своем первом гродненском спектакле «Павлинка».

– Практически сразу после диплома я приехал в Гродно, а здесь начинались гастроли. Уезжали артисты на месяц, а то и два, вывозили сразу два-три спектакля и выступали в районах, небольших деревнях. Интересное было время, но, честно говоря, я против таких выездных спектаклей. Ведь театр – это когда все вместе: игра актеров, декорации, музыка, свет… А так получалось, мы «огрызок» показываем. В Литве, например, сельских жителей возили в город. Это гораздо лучше – они видят настоящий спектакль, каким он и должен быть.

У самого актера в детстве не было ни гастролей театра, ни поездок из маленького Сафоново Смоленской области в большой город. Любовь к сцене начиналась со школьного, точнее, классного (причем во всех смыслах слова, как замечает актер) театра. Его организовал отец одного из однокашников. А вот поступление в вуз едва не сорвалось.

– Как выяснилось, у меня проблема с голосом, – рассказывает Сергей Владимирович. – Еще при поступлении отправили к врачу. Сходил, но потом оказалось, она обманула всех: написала, что все в порядке. Очень скоро я полностью потерял голос, долго лечился. Но последствия слышны до сих пор, – говорит актер, имея в виду характерную для него хрипоту.

– Но зато это воспринимается как индивидуальная черта актера! Нет никого с таким голосом, – подключается к разговору Валентина Григорьевна. – Говорят же, что после талантливого артиста остается либо интонация, голос, либо жесты. Доронину, Караченцова, Ахеджакову, Чурикову, Ливанова и многих других мы хорошо знаем именно по голосу.

Не спорю, оказаться в одном ряду с кумирами многих тысяч советских людей – это приятно. И все же Сергею Куриленко еще очень рано подводить черту и суммировать сделанное. Успешный и признанный актер, он уже больше десяти лет сам ставит спектакли. Этот талант в нем давно рассмотрела супруга, отмечая, что муж умеет видеть сцены, выстраивать их… Для него же главное было решиться на этот шаг – стать режиссером. Как в одном человеке уживаются роль ведомого (все-таки актер должен слушать и слушаться) и ведущего? И не хочется ли, будучи на сцене актером, поправить режиссера?

– На мой взгляд, это нормально артисту прийти к режиссеру, принести свое видение сцены и сказать: а давайте так попробуем, – рассуждает Сергей Куриленко. – Согласится режиссер или нет – другое дело. Я иногда приносил такие вещи, на которых режиссеры строили концепцию всего спектакля. А иногда у них было совсем другое видение героя, и они не соглашались. Но это все равно нормальный творческий процесс.
Профессия актера занимает всю жизнь. Как и в любой творческой можно думать или делать что-то совсем отвлеченное, а процесс в голове идет, и тут вдруг раз – решение. Но как бы ни делал, главное быть искренним. Самый простой способ – самому актеру испытывать эмоцию. Для этого, как говорится, все средства хороши. В спектакле «Дорогая Памела» Куриленко согласился даже на настоящую пощечину.

– Светлана Морецкая должна была меня ударить, а она все отказывалась. Я ей сам говорю: «Мне надо! У меня это эмоцию вызывает». Делать вид легким шлепком ничего не даст. И она начала бить. Первый раз, правда, перестаралась, меня даже пошатнуло, – смеется актер. – Если это рождает эмоцию, это надо делать.
Слушая о тонкостях игры, я все-таки не могу не задать вопрос, как же актерам удается выучить роль?

– Учится она легко – на ногах. Включаются все виды памяти. Сесть и просто вызубрить текст очень сложно, поэтому он учится во время репетиций. Когда делаешь какое-то действие, текст запоминается.

Сложнее, как я уже усвоила, вызвать эмоцию. Впрочем, бывают эмоции совсем незапланированные.
– В одном спектакле про Ленина был текст «Все думают, что революция вершится там-то… Революция вершится здесь, в Смольном, в бывшем институте благородных девиц…». Спектакль был тяжелый – артисты сидели на стульях и практически все говорили сидя. Тот случай, когда текст был вызубрен, потому что нет никаких физических действий. И вот актер начинает говорить: «Революция вершится в институте бывших благородных девиц…». Мы сидим, пытаемся не засмеяться. Он остановился, понял, что сказал не так, и повторяет: «…в бывшем институте бывших благородных девиц…». Все! Мы еле сдерживались от смеха, отворачивались от зрителя… Бывает и такое…

ОНА
Валентина росла в благоприятной для будущей актрисы атмосфере: в родном Челябинске были театры, театральные кружки, студии… С детства участвовала в постановках, занималась в театре-студии у педагогов из Санкт-Петербурга, потом старательно готовилась к поступлению… Но московские театральные вузы ей так и не покорились.

Попробовав несколько раз, все же устроилась в Челябинске помощником режиссера в ТЮЗе. Самое интересное, что в то же время в далеком Челябинске познакомилась с Геннадием Мушпертом – еще не знала, что к моменту следующей встречи она уже будет играть в Гродненском драмтеатре, куда Мушперт приедет работать режиссером. В Челябинск Геннадий Владимирович приехал как артист в составе группы из Питера.

Еще одна группа актеров во главе с Леонидом Лурье прибыла из Минска. Именно у Лурье Валентина стала помощником режиссера, что и сыграло важную роль в ее будущей профессии. Будучи активной и хорошо знакомой с театром, она была задействована в массовках. А накануне премьеры Лурье спросил, не хочет ли она сама поступать. Узнав, что Харитонова несколько раз провалилась в Москве, пригласил в Минск и первое время даже помог с жильем.

– Все роли, которые у меня были, играла с удовольствием, – признается актриса. – Нравится играть в сказках. В сказке «Кот Леапольд» в молодости была мышкой, потом сыграла бабушку. Среди спектаклей для взрослых очень люблю «Раскіданае гняздо». Роль Марыли для меня как подарок. Мне вообще нравятся роли, в которых человек в какой-то момент испытывает катарсис.

– Быть женой режиссера – это главные роли или как у ученика на уроке мамы – двойной спрос? – интересуюсь у супругов.

– Те роли, которые мне давал Сергей, интересные и хорошо продуманные, – говорит актриса. – Но он не делал что-то специально для меня и на меня.

– На репетициях жене достается больше остальных. Если кто-то не понимает меня, это полбеды, но ты-то (жена) должна меня понимать, мы же каждый день общаемся, – продолжает Сергей Куриленко. – Поэтому когда я кому-то два-три раза объясняю, меня это не раздражает. А когда начинаю жене третий раз объяснять, меня это раздражает. Это плохо, но сложно что-то с собой сделать.
Кстати, в упомянутом спектакле «Раскіданае гняздо» Валентина Григорьевна и Сергей Владимирович играли мужа и жену, но сами они не очень любят параллели этой пьесы с жизнью: на сцене в их семье все рушится. Поэтому куда милее другая история, где они познакомились. Но сначала молодой актер влюбился… в маму.
ОНИ
Они учились на одном курсе, но на разных отделениях. Встречались на занятиях, концертах, ездили на картошку. Примерно в одно время приехали в Гродненский драмтеатр. В общем, были знакомы не один год, а влюбились на сцене.

– В 1981 году в театр приезжает молодой режиссер Каменская, – начинает рассказывать Валентина Григорьевна. – Она ставила пьесу «Воспоминание». Я там влюбляюсь в Сергея.Он приехал с девушкой, влюбился в мою маму, а у моего папы, оказывается, есть возлюбленная. Короче, такой клубок завязывается. Я его обвиняю в том, что развалил семью, и влюбляюсь… Думаю, это нас и «продвинуло».

– Да просто там была проблема со спектаклем и протест против режиссера: старшее поколение артистов не понимало, что она делает, – предлагает свою версию Сергей Владимирович. – Так получилось, что мы стали на сторону Каменской. И пошла борьба. Думаю, нас это и сблизило. Но закончилось все хорошо.

Да, закончилось все хорошо – скромной свадьбой, которая не обошлась без маленького спектакля: девушки-коллеги спели молодым весельную песню из «Нестерки».

Еще один спектакль, о котором нередко вспоминают в творческой семье, – «Питер Пэн». Это уже история про дочку Ксюшу, самого что ни на есть закулисного ребенка, который едва не с годовалого возраста ездил на гастроли и, сидя за пультом на руках помощника режиссера, смотрел на папу и маму. Привилегией сидеть не в гримерке, а за кулисами, пользовалась только она.

– Ксюша была спокойным и послушным ребенком, – говорят родители. – Тогдашний главный режиссер Петровский очень сурово относился к детям, которые бегают в театре. Детей в театр нельзя было брать, а если привели, – чтобы не видно и не слышно. Но мы были исключением из правил, запреты нас не касались. Ксюша знала, что надо сидеть тихонько.

И вот «Питер Пэн» с огромным крокодилом, о котором забыли предупредить двухлетнего ребенка.

– Тут крокодил ползет прямо к ней, – рассказывает и показывает Сергей Владимирович. – Я смотрю на дочку и понимаю: катастрофа! У Ксюши глаза полны ужаса, вся в слезах, но молчит. Сцена закончилась – я бегом к ней, выношу к гримеркам и только тогда она заплакала в голос. Потом мы познакомили ее с крокодилом и она поняла: не настоящий.

Так вот рассказывая о жизни в неизменной привязке к театру и пьесам, Сергей Владимирович и Валентина Григорьевна на мой вопрос, кто же в их творческой семье более приземленный, отвечают рассказом о том, как актер и режиссер Куриленко сам делал мебель, шкафчики на кухню, шил для всей семьи, облицовывал ванну плиткой…
– Я глубоко убежден, что человек может всему научиться при большом желании, – поясняет Сергей Владимирович.

– В этом году у нас первый отпуск без ремонта, – смеется супруга.

– И то переживал, что надо было что-то делать. Оказывается, я могу ничем не заниматься, но это ужасно сложно.

Вот и сейчас не успел Сергей Куриленко вернуться из отпуска, как начались репетиции скорой премьеры – комедии по-французски «Незаконное вторжение». Готовясь к этому спектаклю, в творческой семье еще больше говорят о театре: он как режиссер, она как одна из героинь. Что получится – увидим на сцене драмтеатра уже в ноябре.

Почти 35 лет режиссер, заслуженный артист Республики Беларусь Сергей Куриленко и актриса Валентина Харитонова вместе работают в Гродненском областном драматическом театре


Почти 35 лет режиссер, заслуженный артист Республики Беларусь Сергей Куриленко и актриса Валентина Харитонова вместе работают в Гродненском областном драматическом театре


Почти 35 лет режиссер, заслуженный артист Республики Беларусь Сергей Куриленко и актриса Валентина Харитонова вместе работают в Гродненском областном драматическом театре


Почти 35 лет режиссер, заслуженный артист Республики Беларусь Сергей Куриленко и актриса Валентина Харитонова вместе работают в Гродненском областном драматическом театре


Почти 35 лет режиссер, заслуженный артист Республики Беларусь Сергей Куриленко и актриса Валентина Харитонова вместе работают в Гродненском областном драматическом театре

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Информация
Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь на сайте или зарегистрируйтесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Гродно

"Имя героя". Лев Доватор: легенда кавалерии и первый фронтовой залп "Катюш"

Хотите узнать больше? Лев Доватор был одним из последних легендарных командиров в истории кавалерии. Недолгой была его боевая биография, но он успел заслужить любовь своих 1 147

19-этажки, квартиры для многодетных, эксклюзив на проспекте. Где и какие жилые дома построят в Гродно

Хотите узнать больше? Экскурсию по новостройкам для журналиста «ГП» провел директор УКС Гродно Анатолий Врублевский.   Для больших семей Программой ... 413

"Имя героя": генерал Иван Болдин. Георгиевский кавалер, освобождавший Гродненщину

Хотите узнать больше? Иван Болдин – единственный среди генералов Красной Армии, чей боевой путь пять раз пролегал через гродненскую землю. Именно во время сражения за 286

Беларусь всегда будет надежным партнером для Европейского банка реконструкции и развития - Александр Лукашенко

Хотите узнать больше? Беларусь всегда будет надежным партнером для Европейского банка реконструкции и развития. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил 244

Ордена Матери удостоены жительницы Гродненской области

Хотите узнать больше? Орденом Матери за рождение и воспитание пяти и более детей награждены 124 жительницы Брестской, Гродненской, Могилевской и Минской областей. 275

Проект "Имя героя": легендарный комдив и подвиг кавалеристов в Гродно и на Эльбе

Хотите узнать больше? В следующем году улица Брикеля отметит свое 35-летие. Есть у нее и конкретный день рождения. Решение о наименовании улицы в честь Павла Брикеля, 418

Гродненцы удостоены государственных наград

Хотите узнать больше? Госнаград Беларуси удостоены 143 представителя различных сфер деятельности. Соответствующий указ подписал глава государства Александр Лукашенко, 355

Восемь храбрых. Подвиг скидельских комсомольцев-подпольщиков. История улицы Счастного в проекте "Имя героя"

Хотите узнать больше? Иван Счастный, Алексей Ролик, Иван Севрук, Иван Синица, Николай Деленковский, Анатолий Зеленковский, Владимир Кизевич, Федор Макарчук. Восемь 505