Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Быт Мозырян

Путешествуя с относительным комфортом автотранспорта по асфальтированным нашим дорогам, ругая колдобины и выбоины, мы даже и представить не можем, сколько препятствий и трудностей приходилось преодолевать нашим далеким предкам, отправляясь в дорогу по сухопутью! Необъятные лесные чащи, топкие болота, озера, малые и большие реки – на пути их встречалось множество. В конце 70-х – начале 80-х годов 19в только на Мозырщине насчитывалось 101 река и 30 озер, которые в половодье сливались вместе, образуя настоящее море. На поверхности оставались лишь островки суши насквозь пропитанные влагой.

Сами дороги по обыкновению оставляли желать лучшего. Да и что это были за дороги? В условиях полесской природы прежде всего приходилось иметь дело с гатями, бродами, запрудами, переправами и мостами. Гати тянулись на десятки верст, по непроходимой трясине. Причем дороги, о которых идет речь, были отнюдь не второстепенными. К примеру, древнейшая дорога до Князь-озера (Красного озера) на Озераны и Туров в одном из мест на 13 верст состояла из сплошной гати, которая буквально колыхалась под путниками на зыбком болоте. Отправляясь из Якимовской Слободы через Мозырь на Волынь дорогой первого разряда приходилось преодолеть 158 верст и встретить на пути 20 мостов и 36 гатей. Общая протяженность последних составляла 11 км. А вот к Минску через Слуцк вела дорога второго разряда длиной в 324,5 верст, которая содержала в себе 19 мостов и 182 гати. И это лишь несколько примеров, которых, впрочем, достаточно для общего представления. Для полноты картины добавлю только, что в половодье гати затоплялись, весной и осенью дороги становились непроходимы, а передвижение по ним – опасно и весьма затруднительно.

Так что же такое гать? Нам сегодня трудно представить подобное сооружение. А состояло оно из настила… веток, реже применяли бревна. Простейшую гать делали из одного только слоя ветвей, укладывая их поперек дороги. Для большей же прочности сначала вдоль дороги клали слой так называемых фашин (связанных в пучки веток), а сверху – поперек – набрасывали слой хвороста. Еще более прочное основание требовало уже нескольких слоев фашин. Все слои связывались воедино канатами, укреплялись дополнительно вбитыми кольями. Все это пересыпалось землей, чтобы не оставалось между слоями пустот. Поверхность же дороги состояла из насыпанного сверху крупного песка слоем не менее 15 см.

Если дорога проходила через места, затопляемые половодьем, ее приподнимали над уровнем розлива, как, впрочем, делают так и сейчас. Землю для строительства дороги брали тут же, а потому по обе стороны гати образовывались глубокие канавы, полные воды. Предприимчивые полешуки использовали их с не меньшей пользой: плавали по ним в лодках, перевозя сено, дрова и другие грузы,  а весной сплавляли лес и лесоматериалы.

После затяжных полесских паводков гати, запруды, переправы и мосты нуждались в ремонте. Содержать их в исправности приходилось жителям близлежащих населенных пунктов. И все же путешествие по этому так называемому сухопутью превращалось в настоящую пытку, ежеминутно грозило опасностями и обходилось довольно дорого даже на собственных лошадях. Куда удобнее было зимой, когда грязь подмерзала, а воду сковывало льдом. И люди действительно этим пользовались, подвозя к сплавным рекам и складируя на бер

 

егу различного рода товары. А по весне грузы отправляли по воде. Водным способом сообщения часто пользовались и путешественники, находя в нем не только дешевизну, но и удобство.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Спутник планеты Земля?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Мозыря

Мозырский живодер задержан в Подмосковье?

Хотите узнать больше? 14 сентября стало известно, что «мозырского живодера» нашли в Подмосковье — он задержан. Об этом сообщают российские СМИ со ссылкой на 41

Мозырянка хотела отремонтировать кровлю в своем доме, а в итоге лишилась крыши над головой

Хотите узнать больше? 8 сентября в дежурную службу Мозырьского МЧС поступило сообщение о возгорании одного из домов по улице Интернациональная. К моменту прибытия 40

В нашу гавань не заходят корабли. Вернется ли на Припять судоходство?

Хотите узнать больше? Не только природные катаклизмы чинят препятствия речному судоходству. Труженики реки на вынужденном отдыхе По календарю уже осень, но погода стоит 91

В Мозыре неизвестный парень совершил хищение в парикмахерской

Хотите узнать больше? Неизвестный молодой человек совершил кражу из парикмахерской по ул. Пролетарская. Приметы подозреваемого: на вид 20-22 года, рост около 180 см, 109

В Мозыре неизвестный хулиган избил молодого человека. Его разыскивает милиция

Хотите узнать больше? 22 июля в районе 4 утра на крыльце ночного клуба «NumberOne» произошла драка, в результате которой неизвестный молодой человек сломал нос мозырянину. 100

В Мозыре сестра ударила брата ножом, а после сама оказала ему первую медицинскую помощь

Хотите узнать больше? В Мозыре сестра ударила брата ножом, а после сама оказала ему первую медицинскую помощь. За причинение тяжких телесных повреждений в отношении 166

На водоемах мозырщины состоялся очередной рейд представителей надзорных органов

Хотите узнать больше? В прошедшие выходные в рамках акции «Летний патруль» на водоемах мозырщины состоялся очередной рейд представителей надзорных органов. На этот раз 123

Мозырянин спрыгнул с моста, причину своего экстраординарного поступка объяснить не смог

Хотите узнать больше? Молодой житель Мозыря спрыгнул в реку с автомобильного моста. Парень остался жив, но его хулиганской выходкой заинтересовалась милиция. Поведение 148