Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Быт Мозырян

Путешествуя с относительным комфортом автотранспорта по асфальтированным нашим дорогам, ругая колдобины и выбоины, мы даже и представить не можем, сколько препятствий и трудностей приходилось преодолевать нашим далеким предкам, отправляясь в дорогу по сухопутью! Необъятные лесные чащи, топкие болота, озера, малые и большие реки – на пути их встречалось множество. В конце 70-х – начале 80-х годов 19в только на Мозырщине насчитывалось 101 река и 30 озер, которые в половодье сливались вместе, образуя настоящее море. На поверхности оставались лишь островки суши насквозь пропитанные влагой.

Сами дороги по обыкновению оставляли желать лучшего. Да и что это были за дороги? В условиях полесской природы прежде всего приходилось иметь дело с гатями, бродами, запрудами, переправами и мостами. Гати тянулись на десятки верст, по непроходимой трясине. Причем дороги, о которых идет речь, были отнюдь не второстепенными. К примеру, древнейшая дорога до Князь-озера (Красного озера) на Озераны и Туров в одном из мест на 13 верст состояла из сплошной гати, которая буквально колыхалась под путниками на зыбком болоте. Отправляясь из Якимовской Слободы через Мозырь на Волынь дорогой первого разряда приходилось преодолеть 158 верст и встретить на пути 20 мостов и 36 гатей. Общая протяженность последних составляла 11 км. А вот к Минску через Слуцк вела дорога второго разряда длиной в 324,5 верст, которая содержала в себе 19 мостов и 182 гати. И это лишь несколько примеров, которых, впрочем, достаточно для общего представления. Для полноты картины добавлю только, что в половодье гати затоплялись, весной и осенью дороги становились непроходимы, а передвижение по ним – опасно и весьма затруднительно.

Так что же такое гать? Нам сегодня трудно представить подобное сооружение. А состояло оно из настила… веток, реже применяли бревна. Простейшую гать делали из одного только слоя ветвей, укладывая их поперек дороги. Для большей же прочности сначала вдоль дороги клали слой так называемых фашин (связанных в пучки веток), а сверху – поперек – набрасывали слой хвороста. Еще более прочное основание требовало уже нескольких слоев фашин. Все слои связывались воедино канатами, укреплялись дополнительно вбитыми кольями. Все это пересыпалось землей, чтобы не оставалось между слоями пустот. Поверхность же дороги состояла из насыпанного сверху крупного песка слоем не менее 15 см.

Если дорога проходила через места, затопляемые половодьем, ее приподнимали над уровнем розлива, как, впрочем, делают так и сейчас. Землю для строительства дороги брали тут же, а потому по обе стороны гати образовывались глубокие канавы, полные воды. Предприимчивые полешуки использовали их с не меньшей пользой: плавали по ним в лодках, перевозя сено, дрова и другие грузы,  а весной сплавляли лес и лесоматериалы.

После затяжных полесских паводков гати, запруды, переправы и мосты нуждались в ремонте. Содержать их в исправности приходилось жителям близлежащих населенных пунктов. И все же путешествие по этому так называемому сухопутью превращалось в настоящую пытку, ежеминутно грозило опасностями и обходилось довольно дорого даже на собственных лошадях. Куда удобнее было зимой, когда грязь подмерзала, а воду сковывало льдом. И люди действительно этим пользовались, подвозя к сплавным рекам и складируя на бер

 

егу различного рода товары. А по весне грузы отправляли по воде. Водным способом сообщения часто пользовались и путешественники, находя в нем не только дешевизну, но и удобство.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Первый месяц лета?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Мозыря

Пьяный мозырянин на несколько часов парализовал работу приемного покоя больницы

Хотите узнать больше? 56-летний бездомный мозырянин почувствовал недомогание и вызвал скорую помощь. Медики доставили его в приемный покой, он, в свою очередь, стал 132

Житель Калинковичей в одну из ночей обворовал пациентов мозырской больницы

Хотите узнать больше? 36-летний житель Калинковичей волей случая оказался в мозырской больнице. Он решил, что не зря судьба ему дала такой шанс, и решил им 141

В суде Мозырского района огласили приговор по делу о взятках на «Ельской мебельной фабрике»

Хотите узнать больше? В суде Мозырского района утром 12 ноября озвучили приговор по резонансному уголовному делу. Главные фигуранты – экс-руководитель филиала 162

Незабываемой останется для мозырян поездка в древний Туров

Хотите узнать больше? Экскурсанты – это воспитанники Мозырского Центра туризма и краеведения детей и молодежи, СШ № 15 города, а также взрослые – родители школьников.  167

Сельское благоустройство по-мозырски: опыт района изучали председатели местных Советов депутатов

Хотите узнать больше? Актуальная тема благоустройства сельских населенных пунктов в Год малой родины получила всестороннее обсуждение во время выездного семинара с 213

В Мозырском районе парень повредил 11 автомобилей

Хотите узнать больше? В деревне Козенки Мозырского района 18-летний парень повредил 11 автомобилей, сообщил БелТА представитель УВД Гомельского облисполкома Игорь 225

Мобильная группа работала в Мозырском районе

Хотите узнать больше? Мобильная группа облисполкома работала в Мозырском районе. Объектами внимания стали филиал «Автобусный парк № 2» ОАО «Гомельоблавтотранс» и КСУП 318

Велосипедист погиб под колесами автомобиля в Мозырском районе

Хотите узнать больше? В Мозырском районе в аварии погиб велосипедист, сообщили БелТА в УГАИ УВД Гомельского облисполкома. Смертельное ... 275