Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

«Витать в облаках не очень комфортно». Житель Мозыря летает на параплане почти 20 лет

Кто из нас хотя бы раз не мечтал парить в небе как птица? А он может! Вот уже девятнадцать лет мозырянин занимается парапланеризмом.


Красивый и пока экзотический для нашей страны вид спорта. Но перспективы есть.

«Витать в облаках не очень комфортно». Житель Мозыря летает на параплане почти 20 лет

В этом году зарегистрирована Белорусская парапланерная федерация. Впервые в чемпионате мира участвовали представители Беларуси: Евгений Вихор и еще один наш земляк — гомельчанин Вячеслав Тумаш. Соревнования проходили на Балканах, в Боснии и Герцеговине. Об этом и многом другом рассказывает мой собеседник, умеющий летать.

— Начну с того, что поехать на чемпионат мира было непросто, ведь это достаточно затратное мероприятие. И наше участие в нем стало возможным благодаря финансовой поддержке Мозырского нефтеперерабатывающего завода, где я работаю, а также личной заинтересованности генерального директора Анатолия Куприянова и главного инженера Сергея Тукача. Официально чемпионат мира проходил под эгидой ФАИ — это международная федерация, которая объединяет все авиационные, воздушные виды спорта. Мы впервые участвовали в соревнованиях такого ранга, и мое 33-е место из 79 участников — неплохо для начала. У Вячеслава 54-е место. Кстати, мы открывали парад спортсменов, несли белорусский флаг. Соревновались в классе на точность приземления. Это одна из трех категорий. Есть еще — на дальность полета и воздушная акробатика.

— И кто задавал тон на мировом первенстве?

— Очень сильные команды Сербии, Словении, Чехии, Болгарии. В Европе они и сражаются между собой за призовые места. Как конкуренты все сильнее становятся россияне. В Беларуси парапланеристов всего около сотни. В Мозыре четыре человека. Мы знакомы, ведь в одиночку этим видом спорта заниматься невозможно. Но профессионально занимаюсь я один, причем только последний год, хотя моему увлечению уже 19 лет.

— Всего год, как вы профессионал, и почти сразу участие в ЧМ?

— Понял, что уже приобрел какой-то опыт. Дважды, в 2011 и в 2012 годах, участвовал в Кубке Боржавы в Украине, в Карпатах. Соревнования хотя и неофициальные (они не проводились под эгидой ФАИ), но довольно представительные. И я их выиграл. Вот тогда появились уверенность в себе, азарт.

— Прошедшим летом, незадолго до мирового первенства, вы участвовали еще в одних престижных соревнованиях — открытом чемпионате России и завоевали серебряную медаль.

— Было такое. В истории Беларуси это первая медаль, завоеванная в соревнованиях такого ранга в парапланеризме, проводившихся под эгидой ФАИ. Причем система зачетов такая, что моего результата хватило на второе командное место, хотя я один и был командой.

— Наверное, чтобы получить такой высокий результат, надо иметь талант, да и хороший тренер много значит.

— Просто я поставил перед собой цель и стремился ее достичь. Тренера у меня вовсе нет, и это плохо. На тренировках чувствую, что мне просто необходимы взгляд со стороны, подсказка. Получается, варюсь в собственном соку. Большую пользу приносит общение с товарищами по увлечению.

— Что означает точность приземления?

— Место приземления — круг диаметром 10 метров. Наилучший результат — если получится попасть в самый центр круга. ЧМ показал, что результаты у призеров и новичков отличаются на несколько порядков. У чемпиона, израильтянина, в восьми попытках сумма отклонений от заданной точки в среднем составила 35 сантиметров, а у занявшего последнее место — 35 метров. У меня — около 5,5 метра. Сказалось отсутствие опыта участия в таких соревнованиях. На российском чемпионате мой результат был вдвое лучше. В следующем году хочу попасть на чемпионат Европы, он состоится в Сербии.

— Обычно международные соревнования проходят в горах. А где вы тренируетесь?

— И парапланеристов больше в горных странах: на горных курортах есть соответствующая инфраструктура. Во время соревнований там устраивают настоящие праздники. Для тренировок же необходимо большое открытое пространство, а на Мозырщине в основном пересеченная местность. Так что тренируемся в основном в соседнем Калинковичском районе. Там есть достаточно большие поля.

«Витать в облаках не очень комфортно». Житель Мозыря летает на параплане почти 20 лет

— С чего начиналось ваше увлечение?

— Все, что связано с полетами, авиацией, мне всегда очень нравилось. Правда, никогда не было желания стать летчиком. Возможно, потому что зрение было неидеальное, и в авиацию меня никогда не взяли бы. Параплан же оказался самым доступным летательным аппаратом.

А до того, еще подростком, в конце 80-х, увлекся парашютным спортом. В Мозыре существовал аэроклуб, но, к сожалению, в середине 90-х он был закрыт. Потом все случилось как по стечению обстоятельств. В 1990 году я впервые увидел чертежи параплана в журнале “Моделист-конструктор”. В 1994-м познакомился с парапланеристом из Гомеля и окончательно заболел полетами.

С парашютом к тому времени прыгал уже десятки раз. Первый полет на параплане совершил в Мозырских оврагах, спустившись в один из самых глубоких с Коршаковой горы.

— Парашют и параплан сильно отличаются друг от друга?

— У них много общего. Параплан в воздух поднимается, как воздушный змей, с помощью лебедки, создающей тягу. Спуск же самоуправляемый, на 90% с помощью строп. Параплан — это усовершенствованный парашют, который вначале использовался для развлечений на горных курортах. Но производители очень скоро поняли, что он будет востребован.

В начале 90-х годов появились первые советские конструкции. Парашют спускается в точку, которую задает летчику инструктор или спортсмен. Мы же сами определяем траекторию и путь полета, держа в поле зрения пригодную для приземления площадку — длиной не менее 100 метров. Приходилось порой, “держась за облако”, пролетать километров двадцать в поисках такой площадки.

Есть разница и в скорости спуска. У параплана она в несколько раз ниже, так что можно долго любоваться пейзажем с высоты. Решаешь сам, будет ли тебе комфортно в небе и соответствует ли погода твоему уровню мастерства.

«Витать в облаках не очень комфортно». Житель Мозыря летает на параплане почти 20 лет

— Но ведь погода может неожиданно измениться?

— Ничего не бывает в атмосфере вдруг. Необходимо изучить все ее признаки настолько хорошо, чтобы ни одно движение воздушной массы не оказалось непредвиденным. Собственную безопасность пилот обязан обеспечить сам.

Каждый полет — это разгадывание задачи. Атмосфера только внешне выглядит спокойной, но там непрестанно двигаются, сталкиваются между собой потоки воздуха. И чтобы полет удался, надо чувствовать это движение. Полет не обязательно проходит по прямой, а вверх, вниз, в стороны.

Спуститься обычно просто, а вот чтобы подняться вверх, надо найти восходящий поток и суметь удержаться в нем. Когда изучишь все эти тонкости, на уровне рефлекса чувствуешь, где этот поток: за ближайшим кустом или возле дальнего леса. Этим и отличается опытный пилот от новичка.

— Как долго и как далеко можно летать на параплане?

— По-разному. Если на точность приземления, то минут пять. Для собственного удовольствия — по несколько часов. От того, насколько ты разгадаешь атмосферу, зависит дальность и продолжительность полета. Мне приходилось летать три часа подряд, преодолев шестьдесят километров. Но есть рекордсмены, у которых счет идет на сотни километров. В этом году украинец установил рекорд Европы, пролетев без посадки 412 километров за восемь с половиной часов.

— Если все же параплан улетит “не туда”, легко вернуться в безопасное место?

— Такое развитие событий тоже надо предполагать. Но если это и случается, то только из-за излишней самонадеянности пилота. С моими знакомыми такого не случалось: они ответственно относятся к каждому полету.

— Какую высоту полета можно считать безопасной и часто ли вам приходилось в прямом смысле витать в облаках?

«Витать в облаках не очень комфортно». Житель Мозыря летает на параплане почти 20 лет

— Знаю пилотов, которые едут в Африку, чтобы летать выше. Там нормальной считается высота до пяти километров. У нас же обычно до двух километров — восходящие потоки имеют другую структуру и образуются иначе.

“Полет в облаках” звучит заманчиво, но небезопасно, в них чувствуешь себя некомфортно. Летишь, как в густом тумане, да еще и ориентироваться сложно. В общем, ничего интересного в облаках нет, и удовольствия мало. А грозовые облака реально опасны. Они возникают в результате быстрого подъема больших воздушных масс. Восходящие потоки там очень сильны и могут поднять вверх километров на десять. А там минус пятьдесят градусов.

Мне приходилось много где летать, но больше всего нравится дома. У нас довольно спокойная атмосфера, и от полета получаешь настоящее удовольствие.

— Где вы берете снаряжение для полетов?

— Покупаем за свои деньги. В Беларуси такой техники не производят. Подвесная система у меня израильская, одно крыло — швейцарское, второе — испанское, запасной парашют итальянский. Все б/у, так дешевле, да и подбирать все надо “под себя”.

В этом году специально к чемпионату мира купил второе крыло. Предварительно изучив, на чем летают лучшие парапланеристы. Комплект нового снаряжения стоит около 2000 долларов. Неновое гораздо дешевле. Так что это не только замечательный, но и сравнительно недорогой вид спорта.

— В каком возрасте лучше начинать заниматься парапланеризмом?

— Думаю, ограничений нет. Мой товарищ, тоже мозырянин, которому уже за шестьдесят, начал летать года три назад, и все у него получается. Есть среди нас и немало женщин. Так что если хочется, то дерзайте. Рожденный ходить летать может.

«Витать в облаках не очень комфортно». Житель Мозыря летает на параплане почти 20 лет

Любовь Лобан, «Гомельская правда»

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Первый месяц лета?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Мозыря

В культурно-историческом комплексе «Мозырский замок» состоялась уже традиционная акция «Ночь музеев»

Хотите узнать больше? Разнообразную и увлекательную программу предложили гостям устроители мероприятия. Посетители смогли окунуться в многовековую историю города. К этому 38

Семинар-практикум по охране труда прошел на Мозырском НПЗ

Хотите узнать больше? Такой семинар-практикум ежегодно организуется при активном участии профкома первичной профсоюзной организации Белхимпрофсоюза, служб охраны труда и 56

Правоохранители раскрыли подробности по делу мозырского рецидивиста

Хотите узнать больше? Правоохранители раскрыли подробности по делу мозырского рецидивиста. Подробная информация размещена на сайте МВД, передает БелТА. Как ... 81

В Мозыре мотоциклист после столкновения с VW врезался в дерево и погиб

Хотите узнать больше? Смертельная авария с участием мотоциклиста произошла 5 мая, в 17.15 на Пхове, на улице Нелидова. По предварительной информации, 48-летний водитель 99

Почему развлекательные заведения Мозыря оказываются эпицентрами преступлений?

Хотите узнать больше? Злачное место пусто не бывает В феврале 2015-го в Мозыре произошло убийство, у которого, вероятно, были свидетели, но они предпочли не вмешиваться. 95

В Мозыре сотрудники милиции задержали опасного рецидивиста

Хотите узнать больше? Сотрудниками ОМОН УВД Гомельского облисполкома и 8-го управления ГУБОПиК МВД Республики Беларусь проведена операция по задержанию опасного 86

В Мозыре горожанка держала наркопритон и подсадила на опий сожителя - возбуждены уголовные дела

Хотите узнать больше? 40-летняя мозырянка, мама 3-летнего малыша, попала в поле зрения милиции за экстракционный опий. Женщина не только употребляла наркотик на квартире, 149

Пьяный водитель устроил погоню в час пик по центральным улицам Мозыря

Хотите узнать больше? Молодой человек на протяжении 10 минут не раз устраивал аварийные ситуации. Всего пару месяцев назад он был лишенный прав за езду под градусом. 161