Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Возможно, статуэтка Паскевичей имеет куда большую ценность, чем считалось ранее

Возможно, статуэтка Паскевичей имеет куда большую ценность, чем считалось ранее

Изящную беломраморную скульптуру, украшающую экспозицию Красной гостиной Дворца Румянцевых и Паскевичей, следует называть не «Похищение сабинянки», а «Похищение Елены».

Скульптурная группа состоит из трех человек: двух мужчин и одной женщины. Главный герой, в греческом шлеме и с мечом на бедре, держит в объятиях изящную обнаженную женщину. При этом он переступает через пригнувшегося человека с веслами в руках. Основанием группе служит плоская платформа, в которой угадываются очертания лодки. Волнистые линии по нижнему краю обозначают волны.

В сохранившихся описях дворцовой наличности Паскевичей статуэтка проходит как «группа», без указания каких-либо подробностей. А вот в музейной документации за 1923 год появляется запись о том, что это «скульптурная группа из белого мрамора, маленькая, "Похищение сабинянок", римский воин, прижав коленом распростертого мужчину, держит сабинянку. Неизвестного скульптора».

Статуэтка Паскевичей могла быть создана одним из известных европейских классицистов, например, французом Фальконе или итальянцем Кановой.

Раскрывая сюжет того или иного похищения, художники пользуются общепринятой схемой: схватив в «объятия» сопротивляющуюся женщину, мужчина, играя мышцами, тащит свою «добычу». Самыми излюбленными сюжетами для художников были «Похищение Прозерпины», «Похищение Елены», «Похищение сабинянок». Сходство изображений налицо, но сущест­вуют и различия. Например, если речь идет о Прозерпине или Персефоне, то в скульптуре присутствует фигура еще одной женщины — служанки, домашние животные, колосья. Если о Елене — у ее ног мужчина-гребец, есть корма лодки, море. Рядом с сабинянкой — мужчина (по легенде муж похищаемой), цепляющийся за жертву, городские стены, лежащие в беспорядке кувшины и фрукты.

По легенде, Прозерпина, дочь богини зерна Цереры, была похищена воспылавшим к ней любовью богом подземного мира Плутоном. С тех пор она пребывает по полгода на земле и под землей.

Похищение сабинянок — легенда из истории Древнего Рима. Когда был основан Рим, среди его жителей не было женщин, а соседние племена не хотели заключать браки с римлянами, известными своим разбоем. Первый царь Рима Ромул прибег к хитрости: устроил праздник Консуалий, на который пригласил соседей — сабинян. В разгар веселья, по знаку Ромула, рим­ские юноши похитили сабинянских женщин. На всех известных нам изображениях фоном служит пейзаж с городскими стенами. Море при этом не изображается. Ни о какой любви или «неземной» красоте героинь не может идти речи. Ведь в соответствии с планом царя Ромула действие происходит во время пира неожиданно, в чрезвычайно резкой и грубой форме.

Похищение Елены относится к мифам Древней Греции. Безмятежная жизнь спартанского царя Менелая и Елены длилась около десяти лет, пока в Спарту не приехал троянский царевич Парис, которому Афродита обещала самую прекрасную из женщин — Елену — в награду за то, что Парис признал Афродиту прекраснейшей из богинь. Парис, пользуясь отсутствием Менелая, увозит Елену в Трою. Согласно популярной версии мифа, Афродита сама внушила Елене любовь к Парису, которой Елена не могла противиться. Во всех произведениях искусства, именуемых «Похищение Елены», море, лодка или ожидающий мужчина-гребец с веслами изображаются обязательно. Все это есть в скульптуре Паскевичей.

Приведем еще аргументы. Скульптура из дворца Румянцевых и Паскевичей обнаруживает значительное сходство с работой Филиппа Бертрана «Похищение Елены», которая находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Не отрывая глаз от прекрасного лица девы, уверенный в победе, молодой воин переносит свою добычу на корабль, чтобы быстрее уйти от оскорб­ленного мужа, от чужого берега. Фигуры полны динамики, стремительного действия. Пластика движения подчеркивается энергичными спиральными завитками одежд. Все изображение дано в соответ­ствии со стилистикой барокко. При том, что прототипом являлся оригинал 430 — 420-х гг. до н. э. греческого скульптора Кресилая, Филипп Бертран создал произведение в духе своего времени. Можно только предположить, как выглядело «Похищение Елены» в эпоху эллинизма!

Возможно, статуэтка Паскевичей имеет куда большую ценность, чем считалось ранее

О том, что наша скульптура создавалась позже, уже во времена классицизма, говорят более спокойные линии, упорядоченность масс, подчерк­нутость изящества женской фигурки и мужественности героя и т. д. Для уравновешенности композиции в руке миниатюрной женщины появляется наполненное воздухом покрывало. Лицо дамы почти невозмутимо. Происходящее вполне согласуется с ее чув­ствами. Перед нами разыгрывается прекрасная любовная сцена.

Возможно, в скором времени, продолжая исследование скульптуры, можно будет говорить о более точном времени и месте ее создания. «Похищение Елены» Паскевичей вполне может быть создано одним из известных европейских классицистов. Французу Этьену Морису Фальконе и итальянцу Антонио Канове, например, очень удавались сентиментально-лирические произведения в духе классицизма XVIII века. Как знать!

И, наконец, немаловажным фактом служит открытка, изданная в первые годы суще­ствования музея, где белым по черному написано: «Гом. Дзярж. Музей. Статуэтка мармур. Пахiшчэньне Гэлены». Так что можно смело утверждать: в Красной гостиной дворца Румянцевых и Паскевичей представлена скульптура «Похищение Елены», а не «Похищение сабинянок», как считалось многие годы. Не забудьте убедиться в этом сами во время посещения музея!

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Первый месяц лета?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Нужно ли городу новое колесо обозрения в парке?

Новости Гомеля

Новый проект Гомельского химзавода позволит экономить более 9300 рублей в сутки

Хотите узнать больше? На Гомельском химическом заводе завершаются пуско-наладочные работы на транс­портной линии механической подачи сырья в первое и второе отделения цеха 18

Профсоюз АПК возьмёт на себя защиту работников «Милкавиты»

Хотите узнать больше? Председатель Гомельского областного комитета профсоюза работников агропромышленного комплекса Василий Яцевич взял на личный контроль ситуацию с 81

Готовьте вопросы начальнику Гомельского городского отдела по ЧС

Хотите узнать больше? Начался сезон шашлыков. Можно ли их готовить на балконе или во дворе собственного дома? Как не омрачить отдых на природе штрафом за несоблюдение 53

«Весна в Гомеле — 2017» стала самой масштабной за время существования

Хотите узнать больше? Крупнейшая региональ­ная выставка экономическо­го потенциала развернулась на территории, превышающей огороженную площадь катка на Речицком проспекте. 34

Начальник отдела призыва Гомельского военкомата: в элитные войска попадает один из ста призывников

Хотите узнать больше? В военкоматах горя­чая пора — идёт отправ­ка в войсковые части. До конца месяца ряды доблестных защитни­ков Отечества пополнят более пятисот 82

Сегодня стартап, завтра - своя фирма. В Гомеле в девятый раз прошел турнир "Молодёжь и предпринимательство"

Хотите узнать больше? Международный чемпионат «Молодёжь и пред­принимательство» объединил авторов стартапов из Беларуси, России, Украины и Казахстана. Будущих бизнесменов 35

Проверка показала. Каждый десятый уклонялся от уплаты подоходного налога

Хотите узнать больше? С начала года налоговая инспекция по Совет­скому району проанализировала доходы и расходы 562 граждан. По итогам мониторинга каждому десятому 49

Дочь двух поэтов. В Гомеле с лекцией выступила российский историк-японовед Екатерина Симонова-Гудзенко

Хотите узнать больше? Помимо того, что Екатери­на Кирилловна является док­тором исторических наук, за­ведует кафедрой истории и культуры Японии в Институ­те стран Азии и 38