Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Самое тяжелое в монашестве - молитва. Монахиня Гомельского Свято-Тихвинского монастыря о жизни в обители

Самое тяжелое в монашестве - молитва. Монахиня Гомельского Свято-Тихвинского монастыря о жизни в обители

Ирина Палубец, TUT.BY

Матушка Надежда (до пострига Наталья) более 9 лет назад приняла постриг в монахини Гомельского Свято-Тихвинского монастыря. До этого она 4 года жила в обители в качестве послушницы. Будучи человеком скромным и крайне непубличным, она все же согласилась дать интервью лишь по той причине, что верила: раз Господь свел нас, значит у него на то свои планы.

- Самый первый и самый популярный вопрос: почему вы стали монахиней?

- На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Скажу только, что сознательного стремления стать монахиней не было никогда. Все получилось само собой. Я третий ребенок в семье. Родилась семимесячной. Первоначально доктора поставили диагноз "детский церебральный паралич", после – "повреждение шейных позвонков в результате родовой травмы". В детстве мой недуг был практически незаметен окружающим и не доставлял мне неудобств. Но с возрастом симптомы все чаще напоминают о себе, и не скажу, что это меня не беспокоит или не смущает. Однако я научилась справляться со своей болезнью: окончила среднюю школу, параллельно получив специальность швеи, устроилась работать на швейное предприятие в Гомеле для людей с ограниченными возможностями. Шили все: от спецодежды до высококачественных дорогих вещей. Работа мне очень нравилась, платили хорошо.

Правда, до этого пыталась поступить в Гомельское училище бытового обслуживания, но директор предпочел подстраховаться и отказал мне. Я, конечно, немного расстроилась, но рядом всегда была мама, она меня поддержала и сказала, что в конечном итоге все будет так, как надо. И действительно, Господь ни в чем мне не отказывал.

Переехав в Гомель, жила у старшей сестры, посещала церковь. Так незаметно протекли 7 лет. И однажды мои знакомые, зная о том, что я верующая, рассказали мне, что объявлен набор в Слонимское духовное училище. Я прошла собеседование и поступила заочно на катехизаторское отделение. Приходилось нелегко: на протяжении года совмещала работу и учебу. А потом все стало на круги своя. Певчая прихода Сергия Радонежского, где я пела на клиросе, предложила посетить в один из ближайших дней монастырь. До сих пор помню слова настоятельницы, матушки Веры, которые она сказала, когда я собиралась уходить: "Ну что, остаешься с нами?" Она словно видела меня насквозь, а я не могла поверить: неужели матушке нужен такой слабый, больной человек, ведь никто до нее не хотел брать на себя ответственность.

"Некоторые люди не могут не петь или не писать, а я не мыслю себя без служения Богу"

- Как вы сообщили родным о своем уходе?

- Отца к тому времени уже не было: он был ликвидатором на Чернобыльской АЭС и вскоре умер от рака легких. А для сестер это стало полной неожиданностью. Они сперва не поняли меня, осудили, наверное. Но на сегодняшний день у нас все хорошо: приезжают, помогают чем могут. Матери я сказала, как есть: ухожу, мол, в монастырь, благослови меня. Она не противилась. Возможно, у нее было понятие о монастыре, как и у любого другого мирского человека, что обители населяют сплошь святые, добрые монахини, которые будут любить меня и заботиться обо мне. Но это не совсем так. Сюда приходят совершенно разные люди, со своими характерами, взглядами, к каждому нужно найти подход, подстроиться. Нередко возникают разногласия, а порой чуть не война. Да коли б в монастыре все хорошо было да гладко, так в миру б ни одного человека не осталось.

Знаете, у нас даже юмор своеобразный. Как-то у нашего духовника отца Антония спросили: зачем монахиням клобук (головной убор)? На что он ответил: "Чтобы люди не видели, как у монашек растут рога". Вот так.

- Так что же вас держит в монастыре?

- Вы знаете, есть такое выражение: Божье произволение. Это про меня: Господь от самого рождения вел меня к этой жизни. Однажды в детстве, переступив порог церкви, моя душа так и осталась там. Думаю, это призвание: так же, как некоторые люди не могут не петь или не писать, так и я не мыслю себя без служения Богу. Я нашла себя в монастыре. А что до раздоров, которые случаются между сестрами, то о них я упомянула лишь с той целью, чтобы показать вам, что жизнь в монастыре – это тяжкий труд, и тут можно погибнуть, а в миру спастись, и наоборот. Все зависит от человека.

- В вашей семье были верующие? Это они воспитали в вас религиозность?

- Знаете, время было неоднозначное: открыто ходить в церковь могли позволить себе разве что пожилые люди, которые не боялись потерять работу. Мать, хоть и верила в Бога, но явно это не показывала, и никто по большому счету моим религиозным воспитанием не занимался. А знакомство с церковью произошло случайно: чисто из любопытства.

Родители знали и отпускали. А ныне покойная бабушка по отцовской линии сказала, что я позорю семью, и если немедленно не прекращу заниматься этим мракобесием, я ей не внучка, а она мне не бабушка. Не подумайте, что я ее осуждаю. Вовсе нет. Бабушку можно понять, такое время было. Но под конец долгой и трудной жизни (умерла она в возрасте 90 лет), после того как похоронила сына, она смягчилась.

Вспоминая свои школьные годы, не припомню, чтобы кто-то из одноклассников чуждался меня из-за того, что я посещаю церковь. Но в целом походы в храм, конечно, не одобрялись, и время от времени мне приходилось выслушивать от некоторых учителей откровенное осуждение.

- Из школьной жизни только это запомнилось?

- Нет, что вы. У меня остались только хорошие воспоминания. Я всех помню и за всех молюсь. Меня неоднократно звали на ежегодные встречи с выпускниками, но, как вы сами понимаете, я вынуждена отказываться от предложений, хотя и приятно, что помнят, не забывают: не хочется смущать их своим внешним видом.

Знакомых встречаю редко, ведь домой я приезжаю только на выходных, чтобы проведать мать. Ей 73 года, и с недавнего времени у нее возникли проблемы со зрением. Врачи настаивают на операции по замене хрусталика, но пока мама отказывается. Говорит: "Сколько Господь отмерит, столько и проживу". Она не понимает, каково это – ослепнуть, а я понимаю: каждый день вижу. При монастыре живет одна такая пожилая женщина.

"Много приходило в монастырь молоденьких девушек, но практически все выбрали супружескую жизнь"

- Что самое тяжелое для вас в монашеской жизни?

- Не поверите, но – молитва. Монах должен молиться непрестанно, а мы люди несовершенные, отвлекаемся, и мысли то и дело норовят уйти в сторону. (Смеется.) Легче нести послушание, выполняя поручения, требующие физического труда: на кухне, в огороде, ухаживая за скотиной. Да и работы в монастыре хватает. На сегодняшний день обитель насчитывает 15 трудниц и 30 монахинь, не считая бабушек, за которыми нужен уход. Рук молодых маловато, поэтому все, в том числе и игуменья, работают много. В Бобовичах у нас скит, в котором проживают постоянно 6 монахинь. Там они ведут хозяйство: 5 коров, курочки. Есть и земельный участок, на котором в сезон мы все работаем. Обеспечиваем себя молоком, творогом, маслом, овощами, а в пост продаем молочные продукты здесь же, в монастыре. У нас есть и своя пекарня, а постный хлеб, который мы выпекаем там, пользуется большим спросом. Кто знает, приходит и покупает. Кстати, в лавке, что располагается в притворе монастыря, работает трудница, и мне почему-то кажется, что она останется с нами. Ей 26 лет, имеет высшее экономическое образование, но выбрала она церковную лавку и пекарню.

Обычно в монастырь приходят, имея за плечами опыт и профессию, по которой чаще всего и продолжают трудиться здесь. У всех идет стаж, мы получаем заработную плату, небольшую, но нам хватает. Распоряжаемся ею по своему усмотрению: и шампунь, и мыло купить надо, да и обувь имеет свойство изнашиваться. Но если есть возможность, мы отдаем деньги в монастырь.

- Вы пришли в монастырь в 24 года. Это поздно или рано? И существуют ли вообще какие-либо ограничения или возрастной предел, после которого вы при всем желании не станете монахиней?

- В монастырь можно прийти в любом возрасте. Для Господа все одинаковы: молод ты или стар, главное, чтобы желание было искренним, помыслы – чистыми, а вера – крепкой. Я сама пришла в монастырь с приличным жизненным багажом. Было все: и горести, и радости, и грехи были. Но я ни о чем не жалею, так как понимаю, через все это нужно было пройти, чтобы снисходительнее относиться к людям, чтобы понять их, пожалеть, дать при случае совет, утешить. А что может знать о жизни юная, неопытная девушка? Ничего. Зато велик соблазн ошибиться, осудить за грехи, отнестись свысока. Вы знаете, я всегда вспоминаю слова настоятеля Свято-Николаевской церкви в Буда-Кошелево отца Сергия, который, когда его спросили, как спастись, ответил: "Коли любишь людей, спасешься, а коли не любишь, то нет тебе спасения".

На моем веку много приходило в монастырь молоденьких девушек, но практически все они выбрали супружескую жизнь. И хорошо, что это случилось до пострига. А ведь случается, что сестры, уже будучи монахинями, понимают, что совершили ошибку и что для монашеской жизни не предназначены. Я лично была свидетельницей подобной трагедии. Но не мне кого-то осуждать: каждый сам за себя ответит перед Богом.

- Мне как человеку мирскому со своим характером и взглядами очень трудно понять и, главное, принять один из монашеских обетов – обет послушания. Честно признаюсь, я настороженно, с опаской можно сказать, отношусь к людям, слепо и беспрекословно исполняющим чьи-то приказы, не думая о последствиях. Не могу понять послушника, который по слову старца сажает рассаду корешками вверх.

- Если вас это утешит, я и сама только читала о подобных послушаниях. Наша настоятельница матушка Вера человек высокодуховный и относится к нам, как к своим чадам, раздавая посильные послушания. Причем мы всегда имеем право выбора. Что касается упомянутого вами примера, то я, как и многие святые отцы, считаю, что послушание должно быть с рассуждением. Не стоит слепо подчиняться своему руководителю: раз Господом тебе был дан разум, ты должен им пользоваться.

Расскажу один случай. Нашу матушку больше интересует молитва, она готова пребывать в ней постоянно. В силу этого все хозяйственные заботы отодвигаются на задний план. А теперь представьте себе: лето, засуха, в огороде все вянет, а поливать нельзя, потому что праздник большой, нужно служить в храме. Матушка непреклонна, а нам трудов своих жалко, пропадет ведь все. И мы на свой страх и риск идем наперекор игуменье.

О повседневной монастырской жизни: ни газет, ни интернета

- Матушка Надежда, расскажите, пожалуйста, о повседневной монастырской жизни. Думаю, читателям будет интересно узнать, чем в течение дня занимаются в обители.

- Утро в монастыре начинается в 5.30 с общего молитвенного правила, литургии, по завершении которых все монахини и послушницы расходятся по своим послушаниям. Под послушанием подразумевается любая работа: готовить еду и мыть посуду, работать в иконописной мастерской, петь на клиросе или преподавать в воскресной школе, кормить больных, одиноких в домах престарелых. Завтракать в обители не принято. Но чаю выпить можно. В 12 часов колокольчик собирает всех на обед в трапезную, после чего сестры могут немного передохнуть и снова продолжить послушание. В 16.45 все идут на вечернюю службу, которая длится до 19 часов. В 21.00 – ужин. С 22.00 – получасовое вечернее правило. Потом матушка с иконой обходит каждую келью, чтобы благословить сестер на сон грядущий. С этого момента у монахинь есть время, которым они могут распорядиться по своему усмотрению: кто устал – отдыхает, у кого псалтырь – идет читать. Лично я очень люблю вязать и читать. Видите, сколько у меня книг?

- Да, но здесь только церковные книги. А светскую литературу вам читать разрешается?

- Нет. Нам нельзя читать ни газеты, ни журналы. Мы не слушаем радио, не смотрим телевизор, не пользуемся интернетом. Единственное, что нам позволено – это мобильная связь. Но многие и ее не принимают. Мне же телефон нужен для связи с мамой.

- Неужели никогда не возникало желания сменить черное одеяние на более веселое, жизнерадостное, а жития святых – на исторический роман, например?

- Не подумайте, что я ханжа или лицемерка, но яркую одежду и в миру не носила: не хотелось привлекать к себе внимание. Я, наверное, другая. А может, из-за своего недуга привыкла ощущать себя не такой, как все. Хотя иной раз могу залюбоваться на людей, одетых красиво и со вкусом. Будучи в отъездах, если под руку подвернется журнал – просмотрю. Не стоит путать простое человеческое любопытство с грехопадением.

- Ожидая своего первенца, я прочла книгу Никоса Казандзакиса "Последнее искушение Христа". По мнению автора, самым сильным искушением были простые человеческие радости: семья, дети. Воплощение Господа, которого герой романа искал всю жизнь, он увидел в своем ребенке. Вас никогда не посещало такое искушение, вам не хотелось почувствовать высшую радость материнства?

- Вы знаете, а ведь мне довелось испытать это волшебное ощущение. Будучи в миру, я попала в больницу, и мой лечащий врач попросил меня ненадолго присмотреть за его шестимесячной доченькой: матери нужно было срочно отлучиться на экзамен. Сначала было боязно сделать что-то не так, но первый страх скоро прошел, а в сердце навсегда поселилась любовь к этому ребенку. Присматривала я за ней около 3-х лет. Сейчас Женя уже студентка архитектурного отделения. Мы по-прежнему близки. Для меня она – мое дитя, моя крестная дочь. А что до искушений – как без них. Да и обитель расположена в городе. Это накладывает свой отпечаток на уклад жизни монастыря. Но я свой выбор сделала осознанно. Вера моя крепка, а коли так, то спасающая рука Господа поднимет и поддержит меня, как это уже было много раз.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: 24 часа это - ?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Нужно ли городу новое колесо обозрения в парке?

Новости Гомеля

Строительные объекты Гомеля под прицелом интернет-провокаторов. Почему неймется "ляпиным"?

Хотите узнать больше? Так или иначе, все архитектурные проекты в городе над Сожем попадают под огонь критики в интернете. Корреспондент "Гомельскай праyды" разбирался в 36

Новый проект Гомельского химзавода позволит экономить более 9300 рублей в сутки

Хотите узнать больше? На Гомельском химическом заводе завершаются пуско-наладочные работы на транс­портной линии механической подачи сырья в первое и второе отделения цеха 43

Профсоюз АПК возьмёт на себя защиту работников «Милкавиты»

Хотите узнать больше? Председатель Гомельского областного комитета профсоюза работников агропромышленного комплекса Василий Яцевич взял на личный контроль ситуацию с 111

Готовьте вопросы начальнику Гомельского городского отдела по ЧС

Хотите узнать больше? Начался сезон шашлыков. Можно ли их готовить на балконе или во дворе собственного дома? Как не омрачить отдых на природе штрафом за несоблюдение 61

«Весна в Гомеле — 2017» стала самой масштабной за время существования

Хотите узнать больше? Крупнейшая региональ­ная выставка экономическо­го потенциала развернулась на территории, превышающей огороженную площадь катка на Речицком проспекте. 48

Начальник отдела призыва Гомельского военкомата: в элитные войска попадает один из ста призывников

Хотите узнать больше? В военкоматах горя­чая пора — идёт отправ­ка в войсковые части. До конца месяца ряды доблестных защитни­ков Отечества пополнят более пятисот 93

Сегодня стартап, завтра - своя фирма. В Гомеле в девятый раз прошел турнир "Молодёжь и предпринимательство"

Хотите узнать больше? Международный чемпионат «Молодёжь и пред­принимательство» объединил авторов стартапов из Беларуси, России, Украины и Казахстана. Будущих бизнесменов 44

Проверка показала. Каждый десятый уклонялся от уплаты подоходного налога

Хотите узнать больше? С начала года налоговая инспекция по Совет­скому району проанализировала доходы и расходы 562 граждан. По итогам мониторинга каждому десятому 152