Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

В Гомеле собираются штрафовать пассажиров маршруток - чтобы повлиять на водителей

Инициатором такой стратегии выступает налоговая инспекция. Здесь убеждены, что подобные меры заставят пассажиров требовать чеки за оплату проезда, а перевозчиков – платить налоги со всей получаемой выручки.

 

В Гомеле собираются штрафовать пассажиров маршруток - чтобы повлиять на водителей

Трудности перевоза

– Честно говоря, все, что можно, мы уже перепробовали, – начальник ИМНС РБ по Гомельской области Галина Пашед рассказывает об одной из самых сложных категорий плательщиков. – Нареканий множество: как к фирмам-перевозчикам, так и непосредственно к водителям маршрутных такси. Сколько мы с ними ни "воюем", кардинально ситуация не меняется. И не изменится, пока не изменят свою позицию пассажиры.

Пробуждать сознательность гомельчан, ездящих в маршрутках, вместе с ИМНС будут сотрудники предприятия "Гомельоблпассажиртранс" и Транспортной инспекции. Они уже в "засаде" – на остановке "Торговое оборудование". Туда же с начальником отдела контрольных мероприятий Борисом Альтерманом выдвигаемся и мы.

Садимся в маршрутку. Приняв деньги, водитель тут же выбивает чеки. Вроде все чисто. Согласно номерам квитков, на начало одиннадцатого утра мы становимся пассажирами №№ 76 и 77, учитывая прошедший час пик, вряд ли это соответствует действительности...

Борис Альтерман обращает внимание на еще одну странность, которой я бы и не заметил. На билетиках указано время с разницей в 8 минут. Значит, один был выбит заранее и торчал из кассового аппарата. Возможно, случайная ошибка. Но не исключено, что кто-то за него уже заплатил и покинул салон, не получив чек. В таком случае билетик продан дважды. А 6000 рублей в обход кассы водитель положит в карман. Однако доказать это весьма проблематично…

Подъезжаем к "месту встречи". Сотрудник Транспортной инспекции взмахом жезла останавливает бус. Проверка проездных документов. Пассажиры несколько удивлены, но чек предъявляет каждый.

Иная ситуация со следующей машиной. Прежде чем остановиться, желтая "Газель" проносится добрый десяток метров за пределы остановки. Бывает, таким маневром водитель пытается выиграть время и "обилетить" пассажиров.

Как бы там ни было, у одного из них чека нет. Парень лет двадцати, выдернув наушники, пытается понять, чего от него хотят:

– Меня штрафовать?! Что за бред?! Я на прошлой остановке сел и деньги уже передал…

Другие пассажиры в один голос подтверждают. Ограничившись разъяснениями, молодого человека отпускают. А вот разбирательства с водителем продолжаются на конечной остановке.

В Гомеле собираются штрафовать пассажиров маршруток - чтобы повлиять на водителей

– Да говорю вам, выбивал я чек – просто не успел передать! – нервничает он. – Мне 50 тысяч дали – я сдачу отсчитывал. Как все успеть за одну остановку?!

К слову, трудностям перевозок посвящены и висящие в салоне листовки с лозунгами. Особенно "улыбнуло" про жалобную книгу. Правда, контролерам такой специфический юмор не по душе – одним пунктом в списке претензий больше. Предупредив водителя, они снимают навешенную "художественную самодеятельность", оставляя лишь уведомление про штраф за безбилетный проезд:

В Гомеле собираются штрафовать пассажиров маршруток - чтобы повлиять на водителей

Есть и другие нарекания. Например, насчет чистоты в салоне. Точнее – ее отсутствия.

– А вы что, не убирали здесь с тридцатого мая? – начальник контрольно-ревизионной службы "Гомельоблпассажиртранса" Жанна Ходаковская предъявляет улику – поднятый с пола чек.

Против такой дедукции не попрешь.

В Гомеле собираются штрафовать пассажиров маршруток - чтобы повлиять на водителей

Сумма штрафа, который грозит водителю за главное нарушение, подливает масла в огонь его эмоций:

– Сколько-сколько?! Да вы что – издеваетесь? Мне проще уволиться – я столько не зарабатываю, чтобы такие штрафы платить. В общем, выписывайте, что хотите…

В сердцах хлопнув дверью, он покидает машину и, набрав номер хозяина, говорит ему то же самое.

Впрочем, все заканчивается предупреждением. На решение повлияло то, что у остальных пассажиров билеты были и, судя по времени, выдавались в момент посадки. Возможно, водитель действительно, отсчитывая сдачу, просто не успел выбить чек…

В ожидании следующих машин контролеры рассказывают, что наказывать рублем пассажиров маршруток уже приходилось – на пригородных и междугородних маршрутах. Штраф - соответственно 50 тысяч и 100. Отвечать пришлось и водителям. В этой ситуации "не успел за одну остановку" не прокатит – билеты должны выдаваться в пункте отправления. А промежуточных остановок на таких маршрутах почти нет. По крайней мере, расстояние между ними позволяет выдать нужное количество билетов. Было бы желание…

В остальных проверенных маршрутках "зайцев" не оказалось. Впрочем, скорее всего, водители оперативно обзвонили и предупредили друг друга.

В Гомеле собираются штрафовать пассажиров маршруток - чтобы повлиять на водителей
В Гомеле собираются штрафовать пассажиров маршруток - чтобы повлиять на водителей

"Выбить" чек – целая эпопея

Нарушения в сфере маршрутных перевозок выявляются постоянно. Составляются протоколы, выписываются штрафы.

– Причем суммы, надо заметить, немалые: от 20 до 50 базовых величин, – рассказывает начальник управления координации и организации контрольной деятельности областной ИМНС Виталия Клевцова. – Но перевозчиков это не особо пугает. Возможно, потому, что штраф выписывается непосредственно на водителя. Наниматель просто прощается с ним и сажает за руль нового человека.

В приватных беседах маршрутчики раскрывают и другие нюансы. Например, о том, что выручка за смену, условно говоря, делится на три части. Одна из них – дневной заработок водителя, который он забирает себе, вторая – то, что "в чистом виде" получает хозяин, и только третья, в пределах небольшой оговоренной суммы, проводится через кассу.

Заранее предусматриваются и возможные издержки вроде попадания контролирующим органам. Отношение многих директоров к таким ситуациям выражается фразой: "Это твои проблемы". Поэтому и поведение некоторых водителей в момент проверки выходит за рамки адекватности.

Одни бросали машины, оставляли ключи, выручку, документы и просто убегали. Кто-то уже при словах "контрольная закупка" начинает судорожно выбивать ленту чеков. Не говоря о других нарушениях вроде несоблюдения режима, согласно которому у водителя обязательно должен быть перерыв. На самом деле его нет и, чтобы не "палиться", они также стараются не выбивать чеки в якобы обеденное время.

– Я сама часто пользуюсь услугами маршруток, и каждый раз, когда прошу билет, – начинается целая эпопея, Виталия Клевцова делится личным опытом. – Кое-как удается "выпросить" чек для себя, тогда требую, чтобы выбили на всех пассажиров. И это вызывает негативную реакцию уже с их стороны. Меня начинают упрекать в том, что задерживаю движение, а они спешат и никакой чек им не нужен.

Ведь в троллейбусе каждый знает, что без талона может быть оштрафован. А про то, что это же может случиться и в маршрутке, все почему-то забывают. Значит, придется напомнить. Тогда и пассажиры пересмотрят свою позицию, а у водителя не будет выбора, кроме как давать чек и, соответственно, отражать всю выручку через кассу.

Говоря о хроническом характере проблемы, налоговики вспоминают про эффективную меру, действовавшую до осени 2009 года, когда за два "кассовых" нарушения, выявленных в течение года, перевозчик мог лишиться лицензии. А получить ее снова – дело хлопотное. Но потом эту норму отменили, и проблема стала обостряться.

В качестве пряника руководство ИМНС предлагает сделать так, чтобы лучшие маршруты предоставлялись добросовестным перевозчикам. А для выявления таковых - включить в требования проводимых местными властями конкурсов такие критерии, как размер выручки и налоговых отчислений, отсутствие нарушений и т.п. Но пока это лишь инициатива.

Маршрутки на грани вымирания?

И в завершение несколько слов о другой стороне. То есть о перевозчиках.

У них, разумеется, своя правда и свои доводы, которые высказываются при каждом общении с инспекторами МНС и другими контролирующими органами. Таких встреч было уже немало. Одна из них, на которой присутствовал и автор этих строк, состоялась в конце прошлого года в облисполкоме.

Директора фирм-перевозчиков говорили о наболевшем много и эмоционально, наперебой перекрикивая друг друга. Утверждали, что едва сводят концы с концами, а их бизнес на грани вымирания. Жаловались на неправильную, по их мнению, систему налогообложения, прессинг со стороны множества контролирующих структур и штрафы, штрафы, штрафы…

И хотя в чем-то явно сгущали краски и "переводили стрелки", доля истины в их словах, бесспорно, есть. Как и то, что "маршрутный вопрос" слишком масштабен и многогранен для всестороннего изучения в рамках одной статьи. Поэтому TUT.BY готов продолжить тему…

В Гомеле собираются штрафовать пассажиров маршруток - чтобы повлиять на водителей

Руслан Пролесковский, TUT.BY

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Первый месяц лета?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Нужна ли Гомелю велосипедная инфраструктура, как в европейских городах?

Новости Гомеля

В Гомельском районе завершился региональный конкурс вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп «Навальніца»

Хотите узнать больше? Ежегодно мероприятие собирает в деревне Березки тех, кто по-настоящему ценит и любит музыку. В этот раз в конкурсе приняли участие коллективы из 10

На аэродроме в Зябровке Гомельского района прошли соревнования по парапланерному спорту "Полесский десант-2017"

Хотите узнать больше? Как рассказал директор гомельского центра авиационно-технических видов спорта и творчества Тимур Пархоменко, участие приняли 33 парапланериста из 10

В Новой Гуте прошел XXVII международный турнир по борьбе самбо среди юношей 2005-2006 годов рождения

Хотите узнать больше? Как рассказали в отделе образования, спорта и туризма райисполкома, лучший результат попытались показать 115 спортсменов из двух стран. Ребята 10

126 тонн капусты помогли убрать сельхозпредприятию "Восток" руководители Гомельского района

Хотите узнать больше? Трудовой десант насчитывал более 100 человек. Во главе с председателем райисполкома Александром Ситницей и его заместителями трудились работники всех 10

Молодые специалисты заложили в Поколюбичах рябиновую Аллею Славы

Хотите узнать больше? Каждое деревце посажено в честь одного из 18 Героев Социалистического Труда, уроженцев Гомельского района. Среди них семь женщин-животноводов, шесть 10

Почти 25% сотрудников предприятий и организаций Гомеля занимаются спортом по месту работы

Хотите узнать больше?   Сообщила сегодня на заседании городского исполнительного комитета начальник отдела образования, спорта и туризма Гомельского горисполкома 66

КОНКУРС "СТУДЕНТ ГОДА" ПРОШЕЛ В ГОМЕЛЕ

Хотите узнать больше? Победителем конкурса стал студент филологического факультета МГПУ имени И.П. Шамякина Ян Ковалёв, 2 место завоевал студент факультета физической 63

Торжественное собрание, посвящённое 100-летию Гомельского городского Совета депутатов

Хотите узнать больше? В центральной городской библиотеке имени А. С. Герцена прошло торжественное собрание, посвящённое 100-летию Гомельского городского Совета депутатов. 66