Первая женщина в космосе: неудачница или триумфатор?

Валентина Терешкова, первая женщина-космонавт, совершила полет в космос 50 лет назад. После ее проблемного полета понадобилось почти 20 лет, чтобы отправить в космос следующую женщину.

Первая женщина в космосе: неудачница или триумфатор?

Что бы вы сделали, затерявшись в открытом космосе?

Валентина Терешкова, которая совершила полет в космос ровно 50 лет назад, столкнулась с этой жуткой перспективой уже в первый день своего проблемного космического путешествия.

Г-жу Терешкову, ставшую первой женщиной-космонавтом, многие считают свидетельством триумфа советской космической программы, но некоторые из ее коллег запомнили ее, как женщину, чей полет стал полнейшей неудачей.

«Она не хотела лететь, - рассказывали мне советские научные работники в области космонавтики в те времена, когда я сама работала на агентство NASA. – Она впала в такую истерику, что ее стошнило в космосе. В последнюю минуту перед стартом ее охватила паника, поэтому ее пришлось пристегнуть в кресле против ее воли».

То, что г-жа Терешкова испытывала тошноту во время полета, было отражено в документах: ее на самом деле стошнило в космосе, поэтому большую часть своего трехдневного полета она старалась сидеть неподвижно. В то время как тошнота в космосе - это настолько распространенная проблема, что агентству NASA даже пришлось разработать высокотехнологичный способ ее решения, «истерика» - это весьма пренебрежительный ярлык, обладательницами которого практически всегда становятся женщины.

На самом деле г-же Терешковой удалось справиться с главной проблемой, возникшей во время ее полета: в первый день из-за ошибки в монтаже проводов управления автопилот космического корабля взял неверный курс, и она столкнулась с реальной перспективой затеряться в открытом космосе.

«Он был запрограммирован на подъем орбиты корабля, - рассказала она репортерам. – Я ввела новые данные, и это сработало».

Во время ее возвращения в плотные слои атмосферы, между ее кораблем и Землей не было связи, и она приземлилась не в том месте, в котором должна была. По ее словам, в работе коммуникационного оборудования произошел сбой, однако наземная команда обвинила ее в том, что она не хотела выходить на связь.

Возможно, мы так до конца и не узнаем, была ли в возникновении проблем во время полета вина Терешковой. Несомненно, в техническом смысле советские космические корабли были не вполне совершенными – это в том числе касается той ракеты, во время полета которой погибли трое космонавтов. (Крушения шаттлов Challenger и Columbia произошли в атмосфере Земли, то есть технически это случилось не «в космосе».)

В своих воспоминаниях некоторые сотрудники советского космического агентства обвиняли Терешкову в том, что во время ее полета возникали разного рода проблемы, однако заявления о том, что она полетела в космос против своей воли, вряд ли соответствует действительности. Если бы эта заядлая парашютистка в последний момент передумала лететь, она вполне могла отойти в сторону и уступить место одной из четырех женщин, которые вместе с ней проходили 7-месячную интенсивную подготовку.

Первоначально предполагалось провести два полета женских экипажей, которые должны были частично совпадать по времени: сначала в космос должна была полететь Терешкова на корабле «Союз-5», а затем, спустя несколько дней – Валентина Пономарева на «Востоке-6». Хотя Советский Союз действительно оправил в космос одновременно двоих космонавтов, в соответствии с окончательным планом Терешкова на «Востоке-6» полетела в космос вслед за Валерием Быковским, чей корабль стартовал двумя днями ранее.

Когда космический корабль Терешковой приблизился к «Востоку-5» Быковского, они разговаривали и даже пели песни до тех пор, пока их корабли не оказались слишком далеко друг от друга, чтобы поддерживать связь.

Вероятнее всего, Терешкову выбрали в качестве первой женщины-космонавта из-за того, что еще до участия в программе по подготовке космонавтов она совершила несколько десятков успешных прыжков с парашютом. Это не только позволило ей привыкнуть к ощущению свободного падения, которое она испытывала на протяжении своего трехдневного космического полета, но и очень ей помогло во время возвращения на Землю, поскольку после вхождения ракеты в плотные слои атмосферы советские космонавты должны были катапультироваться и приземляться при помощи парашюта. Во время прохождения курса подготовки космонавтов она совершила еще 120 прыжков с парашютом.

Терешкова провела на орбите 71 час – на тот момент это было больше, чем успели провести в космосе все американские астронавты, вместе взятые. Она совершила 48 оборотов вокруг нашей планеты, после чего благополучно приземлилась.

После ее полета руководители советской космической программы отменили все полеты женщин в космос, и в течение двух десятилетий Терешкова оставалась единственной женщиной, побывавшей в открытом космосе. В 1982 году Советский Союз отправил на орбиту еще одну женщину, Светлану Савицкую, а в 1983 году в космос полетела американка Салли Райд (Sally Ride). С тех пор в космосе побывали 48 американок и всего одна россиянка - Елена Кондакова, которая совершила полет в 1994 году.

Независимо от того, что на самом деле произошло во время самостоятельного полета Терешковой, ее путешествие в космос сделало ее героиней в глазах жителей ее страны и всех девочек, мечтавших о космических полетах. Терешкова получила практически все медали, которыми руководство страны могло ее наградить, и несколько десятков лет проработала на различных правительственных должностях - как до, так и после развала Советского Союза. Она до сих пор является депутатом Государственной Думы, где совсем недавно она проголосовала за закон, запрещающий американским семьям усыновлять российских сирот.

Накануне своего 70-летнего юбилея в беседе с репортерами российской газеты «Правда» она призналась, что она до сих пор мечтает вновь побывать в космосе. «Я бы хотела слетать на Марс, - сказала она. – Это была мечта первого отряда космонавтов. Если бы мне удалось сделать это! Я готова полететь туда и даже не возвращаться».

Вопрос: 24 часа это - ?

Новости Столина

Житель Столинского района едва не сжег дом, пытаясь растопить печь бензином

Хотите узнать больше? Пострадавшего диагностировали в больницу с ожогами первой и второй степени.<br clear="all" /> 35

"Можно сказать, сработали удачно". Как прошел первый сезон круизного теплохода "Белая Русь"

Хотите узнать больше? "Изначально планировали больше ночных переходов, чтобы днем пассажиры могли довольствоваться насыщенной программой на берегу. Но, изучив мнение 50

В Пинском районе такси врезалось в отбойник

Хотите узнать больше? 57-летний житель Пинского района не учел погодные условия и неправильно выбрал скорость.<br clear="all" /> 33

Почти центнер контрабандного украинского сала обнаружили пограничники в Столинском районе

Хотите узнать больше? С поезда мешки были сброшены преднамеренно: для последующего скрытного перемещения и незаконной реализации без соответствующих документов и контроля 36

В Столинском районе судили женщину, которая до смерти избила любовницу мужа

Хотите узнать больше? Во время пикника обвиняемая отлучилась на некоторое время покормить скот, а когда вернулась, застала своего мужа в объятиях голой подруги.<br 41

Паромная переправа между Столинским и Лунинецким районами приостановит работу в конце ноября

Хотите узнать больше? Построенная по программе развития Припятского Полесья переправа начала работать 5 лет назад.
57