Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Григорий Ширма - наш земляк

Григорий ШирмаРыгор Шырма – стваральнік беларускага народнага хору, харавы дырыжор, збіральнік беларускіх народных песень, якіх запісаў больш за 2000. Пасля ўз’яднання Заходняй Беларусі з БССР з 1940 г. на працягу 30 год узначальваў Беларускі ансамбль песні і танца (Дзяржаўную акадэмічную харавую капэлу).

 

В небольшой деревушке Шакуны, неподалеку от города Пружаны, что граничит с бескрайней Беловежской пущей, в семье Романа Ширмы 21 января 1892 года родился сын Гри­горий. Испокон веков этот земледельческий патриархальный род в неимоверных трудах добывал хлеб на кро­шечном наделе земли, узкой полосой протянувшемся возле тучных полей помещиков Дьяконских. Помещикам приходи­лось отдавать две трети собранного урожая.

 

Эта давняя несправедливость была не первой и не единст­венной, с которой довелось в детстве столкнуться талантливо­му мальчику из нищей белорусской крестьянской семьи.

Сти­хийная тяга к знаниям проявилась у него еще в шестилетнем возрасте, когда Григорий Ширма, не расставаясь с книжкой, пас скот на кулацком хуторе. Однако учение в так называемой «школе грамоты», у переходившего из хаты в хату учителя, было тем пределом, дальше которого Роман Ширма не мог вести своего сына — старшего, значит, будущего кормильца. Несмотря на слезы, Гришу заставили с шести лет работать по найму. Лишь в 1904 году, получив от матери   благословение и одолженные у кого-то 15 копеек на дорогу, тайком от отца мальчик ушел в Пружаны, где было городское училище.   В него-то и спешил он: держать экзамены на вакантное место.

 

Первое, с чем столкнулся Григорий Ширма в Пружаиах, была насмешливая издевка над его нищенской крестьянской одеждой. Стиснув зубы, стерпел он эту обиду. Не только стерпел, но и стал лучшим учеником в училище, добился права быть репетитором многих неуспевающих барчуков, На добытые «учительством» деньги еще и помогал   отцу   оплачивать долги, которые вместе с налогами все росли и росли, в то вре­мя, как семья Романа Ширмы все больше и больше нищала. Не так-то легко было выкраивать Григорию   Ширме деньги для помощи семье. Даже обыкновенный чай становился   ла­комством, которое он разрешал себе далеко не каждый день. Так добывал крестьянский сын право на первый классный чин в чиновничьей иерархии царской России.

 

В 1907 году начались странствия пешком, которые совершил Григорий Романович по Беловеж­ской пуще. Здесь впервые в жизни увидел он железную доро­гу. Здесь же в исполнении отличного хора Управления импе­раторских уделов под руководством регента Рютова услышал он впервые произведения Чайковского, русские народные песни... Быть может, это и решило его творческую судьбу. В те же годы Григорий Романович стал записывать белорус­ские народные песни.

 

Миновали годы учения в Пружанах. В 1910 году Григорий Романович уже в Вильно. Его дядя, почтовый чиновник, реко­мендует ему поступить в юнкерское училище. Но не влечет Ширму карьера военного, он хочет обучать детей белорусских крестьян грамоте. Отказавшись от всех привилегий военного учебного заведения, юноша поступает на двухгодичные педа­гогические курсы в Свенцянах. Курсы дают право быть учи­телем начальной двухклассной школы. На этих курсах особое внимание уделялось пению и игре на скрипке. Важно и то, что выдаваемая десятирублевая ежемесячная стипендия позволяла не отрываться от учебы для заработка.

 

Курсы закончены. Началась учительская работа в Лидском. Григорий Романович организует школьные хоры, пытливо отыскивает и бережно собирает в деревнях жемчужины белорусского народного песенного творче­ства.

 

Первая мировая война застает Григория Романовича в Седлеце, где он занимается на литературном факультете учи­тельского института. Вместе с отходящими русскими войсками эвакуируется и институт — сначала в Москву и Ярославль, потом в Воронеж. В Воронеже Ширма вступает в ряды Красной Армии. Однако молодой Советской республике учителя нужны не меньше, чем воины. Григория Романовича демоби­лизуют и направляют на работу в Ново-Хоперский уезд Воро­нежской губернии. Здесь он руководит школой в селе Новогольском, преподает литературу, заведует волостным отделом народного образования.

 

Воронежцы — народ певучий и на песню отзывчивый. Ширма организует любительские хоры, на­родный театр, ставит пьесы А. Н. Островского, читает лекции.

 

В июне 1922 года нача­лась реэвакуация из РСФСР жителей многих районов Запад­ной Белоруссии на родину, Григорий Романович решил поехать в Шакуны.Рыгор Шырма

 

Легче оказалось вернуться в родительский дом, чем полу­чить какую-нибудь работу. Учитель-белорус, да еще   числившийся по вероисповеданию православным  (атеист вообще не имел права преподавать на территории Польши), был лицом нежелательным и в Пружанах, и в Бресте, и в Вильно. В кураториуме — польском попечительстве по вопросам просвещения — с учителем Ширмой даже разговаривать не захотели. К тому же брестский воевода запретил выдавать бело­русам паспорта, а без   документов в городах    жить было нельзя. И пришлось Ширме работать месяцы на лесоразработках возле Шакунов.

 

С грехом пополам удалось ему пристроиться учителем пения и белорусской литературы в открывшейся на частные средства Виленской белорусской гимназии. Работа Ширмы в этой гимназии явилась началом его многолетней деятельности хормейстера — воспитателя большой плеяды любителей и профессионалов хорового искусства.

 

В основе репертуара гимназического хора всегда была бе­лорусская народная песня, большей частью в композиторских обработках.

 

В хоре совсем не было текучести. Занятия назначались регулярно два раза в неделю, и каждый участник считал своей обязанностью прийти в назначенное время. Каждая репетиция была инте­ресной, она всегда вносила нечто новое в духовный мир хори­стов. В перерывах хормейстер знакомил хористов с новинками западно-белорусской литера­туры, читал стихи М. Василька и М. Машары, ре­волюционную лирику Ф. Пестрака и М. Танка. Получало огласку то, что не могло попасть в печать из-за сурового цензурного режима. На этих же занятиях Ширма делился своим богатым опытом фольклориста-краеведа.

 

Однако работа даже в этой  частной школе недолго кор­мила  Григория Романовича Ширму. В  1928 году он был изгнан из гимназии!

 

Уже в 1930 — 1931 годах Ширма, как один из руководителей культурно-просвети­тельской организации — Товарищества белорусской школы, — подвергается судебному преследованию польских властей. Его сажают в тюрьму Лукишки, обвиняя в комму­нистической деятельности, в «злоумышленном препятствии полонизации белорусского населения»,   которая   насильственно проводилась властями. Очутившись на свободе, Григорий Романович, как секре­тарь Главного управления Товарищества, принимается за ра­боту. Он организует в Западной Белоруссии национальные школы, устраивает спектакли и концерты с белорусским ре­пертуаром, читает лекции, причем не только в таких круп­ных городах, как Вильно, Белосток, но и в самых отдаленных, «заброшенных» пунктах Западной Белоруссии, как например, Будслав.

 

Многие поэтические произведения западнобелорусских пи­сателей вообще впервые были «обнародованы» на квартире Ширмы, которая превратилась в те годы в своеобразный штаб творческой молодежи. Тут можно было отдохнуть, назначить свидание с товарищем, найти нужную литературу. Голодных кормили, выделяя из скудных личных средств деньги. При­унывшего приободряли, слишком горячего приостужали. Муд­рым советчиком был Ширма. Тут, после побега из-под ареста, М. Танк в 1935 году впервые прочитал Григорию Романовичу свои стихи «Спатканне», и хозяин квартиры горячо оцепил произведение молодого поэта.

 

Прави­тельство Польши, желая продемонстрировать общественности якобы «расцвет» культуры на захваченной Виленщине, устрои­ло передачу по радио концертов этого хора. Даже такие про­правительственные    газеты, как «Наше время», вынуждены были признать, что хору Ширмы удалось показать свои арти­стические достижения и необычайное богатство белорусского народного музыкального творчества. Характерно, что, составляя   программы концертов своего хора, Ширма никогда  не становился на путь   этнографизма, включал в них жемчужины белорусского народного песенного творчества в хоровых обработках таких крупнейших мастеров, как Л. Гречанинов, А. Кошиц, М Гайворонский. К. Галкаускас. Стремясь познакомить общественность Западной Бело­руссии с творчеством  белорусских советских композиторов, Ширма обогащал их произведениями репертуар солистов, вы­ступавших в концертах университетского хора.

 

1 ноября 1939 года, уже после воссоединения западных и восточных областей Беларуси, Ширме был вручен мандат на организацию Ансамбля песни и пляски — первого профессионального коллектива в его жизни.

Много было споров о профиле коллектива, о том, как и что исполнять, из кого комплектовать состав. Руководитель первого профессионального коллектива на территории запад­ных областей Белоруссии, коллектива, созданного государст­вом, сумел отстоять свою, выношенную годами раздумий и ожидания, точку зрения. Ширма правильно считал, что народ, получивший социальную и национальную свободу, должен уметь воспеть ее в высшей форме хорового искусства, в форме академического, акапельного хорового пения. II проявить в этом сложном вокальном жанре даровитость своего народа он призвал крестьянина В. Юневича и крестьянку Е. Шустер, рыбака М. Шуманского и ткачиху Е. Шафран, учителя Н. Теодоровича и слесаря В. Волошина, профессиональных певиц К. Ширму и Л. Шенц и других исполнителей из профессио­нального и самодеятельного искусства западных областей Бе­лоруссии. Хор в 60 человек 15 января 1940 года начал работу в Белорусском ансамбле песни и пляски под художественным руководством Ширмы.

 

Прошел год после первых репетиций ансамбля. Начались его концерты в Минске, получившие очень высокую оценку об­щественности. Уже 6 июня 1941 года «Правда» писала о «све­жести, непосредственности и красоте белорусского народного творчества в исполнении этого коллектива». Ансамбль отпра­вился в поездку по стране. Вернуться в родные края коллективу не пришлось до сере­дины 1944 года. Ширма вместе со своими воспитанниками об­служивал концертами горняков и сталеваров Кузбасса и Ура­ла, тружеников колхозов и совхозов,  раненых в госпиталях, воинов Первого Белорусского    фронта. То, о чем    пели    артисты хора Ширмы, напоминало мирное время. И пес­ня звала на борьбу во имя освобождения от нацистской чумы, стучалась в сердца воинов и тружеников тыла.

 

В июле 1944 года ансамбль приезжает в освобожденный Минск. В коллектив съезжается группа талантливых предста­вителей белорусской певческой молодежи из освобожденных от фашистской оккупации районов республики, В прошлом все они — ученики Ширмы по бесчисленным хорам, которые он организовывал и которыми руководил до начала войны. Всем им в дальнейшем Григорий Романович «дал путевку» в боль­шое искусство. И сегодня нам хорошо известны имена Леони­да Мурашко — лауреата Международного конкурса вокали­стов; Владимира Рубацкого — заслуженного артиста Литов­ской ССР и ведущего солиста оперного театра; Виктора Ровды — кандидата искусствоведения, доцента и заведующего кафедрой Белорусской государственной консерватории; Дмит­рия Рулинского — дирижера капеллы; Леонида Федорова научного сотрудника Института искусствоведения, фольклора и этнографии Академии наук БССР.

 

Григорий ШирмаПосле приезда в Минск Ширма писал: «Будить в народе чувство гордости и восхищения   родным    творчеством, нести культуру песни на освобожденные земли - вот задача, которую ставит перед собой наш коллектив. Песню нельзя искус­ственно примитивизировать, ее нельзя рассматривать как му­зейный экспонат или искать в ней только экзотику. Песня - это душа народа, его живая история...».

 

Следующий этап в творческой деятельности Ширмы — го­ды его постоянного жительства в Гродно, куда ансамбль песни и пляски    был    направлен    Правительством    БССР    осенью 1944 года с тем, чтобы создать   коллективу   лучшие условия работы.

 

В Гродно началась огромная подготовительная работа по реорганизации ансамбля в академический хор. Ширме необхо­димо было обогатить репертуар творчеством белорусских ком­позиторов, привлечь к благородному делу художественной об­работки лучших образцов белорусских народных песен веду­щих советских композиторов из братских республик. Именно в результате стараний Ширмы хоровыми обработками бело­русских народных песен, созданием оригинальных хоровых произведений на стихи крупнейших белорусских поэтов с этого времени активно занялись Н. Аладов, А. Богатырев, Е. Тикоцкий, П. Подковыров, Г. Пукст, В. Оловников, В. Ефи­мов, Н. Соколовский, С. Полонский, Д. Лукас, Э. Тырманд, И. Кузнецов и другие белорусские композиторы, также такие талантливые представители русской, украинской и других братских национальных музыкальных культур, как В. Золота­рев, В. Шебалин, А. Пащенко, В. Васильев-Буглай, Г. Лобачев, А. Копосов, М. Колесса, М. Вериковский, А. Ленский, А. Флярковский, Г. Смирнова, В. Белый, Я. Солодухо, М. Ко­валь, Я. Медынь и др.

 

Григорий Романович стремится в эти годы не толь­ко количественно расширить число обработок белорусских народных песен и оригинальных хоровых произведений в ре­пертуаре своего коллектива, но и жанрово разнообразить репертуар, обратить внимание композиторов на литературную первооснову их музыки

Так создавалась почва для реорганизации ансамбля сначала в 1950 году, в Го­сударственный хор БССР, а потом и в хоровую капеллу, ко­торой в 1957 году было присвоено почетное звание Государст­венной Академической хоровой капеллы Белорусской CCP.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Сколько лет в веке? (ответ числом)

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Пружан

"Забор ломали, бутылку в окно кинули". Змеезаводчики из-под Пружан вынужденно уехали из деревни

Хотите узнать больше? Супруги Василенко переехали в агрогородок Линово Пружанского района, чтобы разводить экзотических змей. Не вышло. Через 11 месяцев борьбы с властями 1 027

Свинокомплекс возле санатория Нацбанка строить не будут - чтобы не воняло

Хотите узнать больше? Принято решение изменить площадку для строительства свинокомплекса. Выбрано новое место, которое согласовано с облисполкомом. Оно находится на 408

В Пружанском районе МАЗ насмерть сбил велосипедиста

Хотите узнать больше? Велосипедист двигался по тротуару во встречном направлении и в непосредственной близости от автопоезда выехал на дорогу. 292

"Шуму было!" Минчане перебрались в глубинку, чтобы выращивать редких змей - деревня возмутилась

Хотите узнать больше? Проблем с местными не возникало, пока метровая зеленая змея не сбежала из сельского серпентария к соседу в огород. В тот день спокойной и размеренной 449

Нужен дождь. Два района Брестской области ввели запрет на посещение лесов

Хотите узнать больше? Пожароопасная ситуация сохраняется на большей территории Брестчины. 562

"По прежней работе не скучаю, скучаю по зарплате". Как семья фермера из ЮАР укоренилась под Пружанами

Хотите узнать больше? В ЮАР, откуда он уехал 24 года назад, у Тайса была совершенно другая жизнь: большой дом, работа инженером в нефтеперерабатывающей компании, 385

У истока Мухавца в Пружанах отмечена гибель рыбы

Хотите узнать больше? По предварительным данным, во всех водоемах был пониженный уровень кислорода. 570

В Пружанах во время грозы ветер повалил около 20 деревьев, подтопило улицы

Хотите узнать больше? 31 июля в Пружанах выпало 21 мм осадков, что составляет 72% декадной нормы. 671