Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

История Брестского железнодорожного вокзала.

У Брестского железнодорожного вокзала есть своя «метрика» — телеграмма, которую телеграфистка отправила от имени начальника службы ремонта путей и зданий К.С.Лямина члену правления Московско–Брестской железной дороги Н.Н.Петерсу 124 года назад, 28 мая 1886 года. «После молебствия, сего числа с 2–х часов дня последовала перемена движения на новые пути и открытие для публики пассажирского здания Брестской центральной станции», — сообщил господин Лямин господину Петерсу. Телеграмма бережно хранится в музее вокзала. 

История Брестского железнодорожного вокзала.

Брест. Вокзал. Конец XIX в.

 
История Брестского железнодорожного вокзала.

Брест. Вокзал. Пешеходный мост через пути. 1930-е гг.

 
История Брестского железнодорожного вокзала.

Брест. Вокзал во время Первой мировой войны. 1916 г.

 
История Брестского железнодорожного вокзала.

Брест. Вокзал. Прибытие курьерского поезда из Варшавы.
Начало ХХ в.

 
История Брестского железнодорожного вокзала.

Брест. Вокзал со стороны путей. Начало ХХ в.

 
История Брестского железнодорожного вокзала.

Брест. Перрон вокзала. 1920-е гг.
Тогда вокзал произвел большое впечатление на современников. Он был похож на крепость, расположенную на острове. Освещался, и это было впервые в истории железнодорожного транспорта России. В 1888 году в залах ожидания и в служебных помещениях вокзала зажглось 160 электролампочек мощностью по 20 свечей каждая, а на перронах выросли 12 фонарей по 50 свечей. Автор календаря–справочника «Брест за 1913 год» был уверен, что несколько первых лет своего существования Брестский вокзал «по праву считался единственным в России по изяществу и удобству». Со строительством железнодорожного вокзала в Бресте стал развиваться общественный транспорт. На смену извозчикам–одиночкам пришли омнибусы — многоместные конные кареты, соединявшие вокзал с центром города и Брест–Литовской крепостью.
После того как город вошел в состав Польши, железнодорожный узел потерял свое прежнее значение, но покалеченное Первой мировой здание вокзала на произвол судьбы не оставили. Польское правительство объявило конкурс на лучший проект восстановления станции и вокзала, и к 1929 году реконструкция, изменившая архитектурный облик, была завершена.
В годы Великой Отечественной вокзальные здания держали оборону, однако не сильно пострадали. Правда, после освобождения Бреста саперы почти две недели трудились над их разминированием. А потом начались активные ремонтные работы, в которых участвовали и немецкие военнопленные.
Очередная реконструкция выпала на 1953 — 1957 годы. Построили новое здание сержантского и рядового состава с агитпунктом на третьем этаже и билетными кассами на первом, появилась пристройка к главному зданию — таможенный зал и зал для интуристов.
— Одну из проблем, которые тогда стояли перед проектировщиками, решил знаменитый скульптор Евгений Вучетич, автор «Воина–освободителя» в берлинском Трептов–парке. Он был на вокзале проездом. Скульптор предложил убрать тяжи, скреплявшие стены вокзала, а взамен по всему периметру сделать пояс из армированного бетона. Благодаря такой переделке центральный зал ожидания стал просторнее и красивее, — считает директор музея Брестского железнодорожного вокзала, почетный железнодорожник Савва Шпудейко.
Во время этой реконструкции использовались самые разные горные породы — гранит, гранодиорит, мрамор из месторождений Грузии, Карелии, Урала, Украины. Цветовая гамма настолько разнообразна, что холлы и залы вокзала можно рассматривать как необычный музей минералов. Именно в те годы на центральной башне появились шпиль и пятиконечная звезда.
В 1993 — 1994 годах вокзал опять обновился. Правда, частично. Польская фирма–мастерская по реставрации памятников старины запросила 1,5 миллиона долларов, однако Белорусская железная дорога смогла выделить лишь чуть больше миллиона, и некоторые необходимые работы пришлось исключить. Именно тогда возник вопрос о смене советской символики. Споры разгорелись нешуточные, но в результате решено было оставить символ эпохи. Новую звезду изготовили в реставрационных мастерских Варшавы.
Сейчас вокзал на пороге очередной реконструкции. Недавно завершился ремонт перронов и тоннеля на Московской стороне. Ждет своей очереди зал для интуристов, крыша требует внимания, нужно менять мозаичный пол в центральном зале ожидания...
Само собой разумеется, что вокзал не только был свидетелем важных исторических событий, но и людей повидал немало. Вскоре после открытия здания, 29 августа 1886 года, император Александр III и его сын Николай встречали на вокзале наследника германского престола принца Вильгельма. В 1900 году по дороге в Германию здесь останавливался Ленин. Бывали здесь Клим Ворошилов, Никита Хрущев, Алексей Косыгин, Петр Машеров, Сергей Смирнов, Валентина Терешкова. Хрущев и Брежнев, а также президент Франции Жорж Помпиду с удовольствием пообедали в вокзальном ресторане.
В музее есть огромный альбом, где на каждой странице — автограф знаменитости. Вот Александра Пахмутова оставила запись, вот Михаил Ульянов поздравил коллектив, а вот Людмила Зыкина, Петр Климук и Юрий Лужков желают работникам Брестского отделения Белорусской железной дороги добра и долгих лет...
Правда, случались на вокзале и неприятные ситуации. Особенно в 90–е годы, когда после развала СССР бывшие советские граждане устремились за счастьем в Европу. В 1992 году через вокзал проследовало почти 9 миллионов 534 тысячи человек, в 1993–м — около 11 миллионов 310 тысяч! Без конфликтов с пассажирами не обходилось. Но и веселых историй было немало. Однажды пограничники не разрешили выезжающей в Германию семье взять с собой попугая. Расстроенная владелица отнесла несчастную птичку к дежурной по вокзалу Елене Климович. Та — домой, где попугай вдруг заговорил: «Тоша Радаев — красотульчик! Дайте ложечку кашки!» Словоохотливый Тоша пожил некоторое время в Бресте, пока хозяева не получили разрешение на его вывоз.
...Для многих, кто следует на Запад по «железке», Брестский вокзал так и остается воротами в Европу, а для въезжающих в Беларусь — визитной карточкой страны. В недалеком будущем почти вдвое сократится время пребывания в Бресте транзитных пассажирских поездов, да и этот час не стоит сидеть в вагоне: пройдитесь по вокзалу, почувствуйте гармонию, красоту и удобство. В следующем году, кстати, Брестский железнодорожный вокзал отпразднует свое 125–летие.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Первый месяц лета?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Бреста

До 2400 долларов за "квадрат". Брестские "многоквартирники", жить в которых мечтают местные

Хотите узнать больше? Составили рейтинг многоквартирных домов Бреста, о квартирах в которых все мечтают, но мало кому удается их купить: во-первых - дорого, во-вторых - 99

В Бресте сносят жилые дома, чтобы закончить строительство Западного обхода. Куда переселяют людей?

Хотите узнать больше? Под ковш экскаватора попало фактически пол-улицы. Пожалуй, для областного центра это самое масштабное за последнее десятилетие переселение людей, 57

Брест в Instagram: 10 снимков, которые стоит увидеть на этой неделе

Хотите узнать больше? Если хотите, чтобы мы заметили вашу фотографию и она попала в следующий топ-10, отмечайте свои снимки хештегом #bresttut!
663

"Вкуснее магазинных". Русский Беар Гриллс прошел 90 км, чтобы отведать белорусских речных креветок

Хотите узнать больше? Телеведущий Евгений Баженов настолько проникся вкусом речных креветок из Белоозерска, что пообещал всегда их покупать в магазинах. Спойлер: их там 677