Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

"Это надо быть маньяком". Айтишник бросил работу и проплыл пол-Европы на самодельной яхте

«Работать становилось все сложнее в психологическом плане. Финансово все было хорошо, но я понимал, что деньги меня так схватили за шею, что я уже не могу от работы оторваться», — рассказывает 39-летний программист Дмитрий Суярков. Восемь лет назад он решил, что пришло время осуществить свою детскую мечту — построить яхту и отправиться в путешествие. А неделю назад он вернулся в Брест из почти пятимесячного водного путешествия по Европе на яхте Oleksa, которую сам построил с нуля. Он прошел 14 стран, миновал 347 шлюзов, намотал 3600 миль, сменил трех попутчиков и месяц с семьей бороздил каналы и реки Франции. На прибыльной работе, с которой он ушел на время путешествия, его так и не дождались. «Но это того стоило», — улыбается Дмитрий.

"Это надо быть маньяком". Айтишник бросил работу и проплыл пол-Европы на самодельной яхте

Самодельная яхта Oleksa отстаивается на охраняемой автомобильной стоянке в спальном микрорайоне Бреста. Среди легковушек и тягачей пятиметровое судно сложно не заметить. Его создатель, брестский айтишник Дмитрий Суярков, опускает лестницу, поднимается на борт, снимает замок с люка и открывает вход в каюту. По размерам жилое помещение судна не больше кухни в хрущевке. Слева от входа располагаются шкафчики и газовая плита, за ними — кровать. Еще два лежака вытянулись вдоль правого борта.

На борту Oleksa наклейка — «Без билета».

— Это моя яхта, и у меня нет билета, — объясняет Дмитрий. — Просто мне группа нравится. Я их слушаю и чувствую, будто человек не напрягается и на расслабоне поет. Песни цепляют. Вот «Байконур» — это из моего детства. «Пятницу» я все время на работе слушал, спасался от рутины.

На создание яхты у брестчанина ушло в общей сложности 15 месяцев, но растянулись они на пять лет. Работать приходилось в стесненных условиях. Первой «верфью» Дмитрия стала комната ушедшего в армию брата в квартире родителей. Здесь он выпиливал элементы из фанеры, сосны, дуба, а с отступлением холодов здесь же их собирал. На создание одного лишь корпуса ушло два года.

"Это надо быть маньяком". Айтишник бросил работу и проплыл пол-Европы на самодельной яхте

Яхту спустили на воду в 2014 году. Назвали ее в честь деда Дмитрия — Алексея Михайловича, который прошел германский плен и сталинские лагеря.

Когда эйфория после законченного проекта ушла, программист поставил перед собой новую амбициозную цель — пройти на своей яхте от белорусского Бреста до его французского тезки.

— Я яхту строил для того, чтобы ее построить. И когда я все было готово, задумался: а что мне с ней делать-то? Что дальше? И подумал выйти на ней в путешествие, чтобы было какое-то продолжение.

«Ветра попутного не было ни разу»

После двух лет планирования и сбора средств Дмитрий решил, что к выходу готов. Ради своей мечты судостроитель-самоучка ушел с работы в крупной IT-компании с договоренностью, что по завершении вояжа его вновь сюда возьмут. Когда все приготовления были позади, он погрузил яхту на лафет и повез в польский Эльблонг — именно отсюда 1 июня Oleksa вышла в Балтийское море.

— Мне нужно было «закрыть границу». Дело в том, что пока яхта едет на лафете, она является товаром, поэтому нужно оставить на границе залог, чтобы я ее не продал. Я вышел в море — и мне поставили штамп, что яхта из груза стала транспортным средством. Я «закрыл границу». Потом четыре дня катался по суше: сначала в Гдыню, потом — в Гданьск в аэропорт. Там вернул деньги (залог. — TUT.BY).

Когда с формальностями было покончено, Дмитрий вернулся на судно, и Oleksa начала движение по маршруту. Первым его напарником стал минчанин Александр. Дмитрий признается, что в одиночку идти на судне сложно, поэтому на этапе подготовки путешествия он через интернет искал попутчиков. Присоединиться мог каждый. Единственное условие: готовность делить расходы на совместном этапе пути.

Из Владыслово судно отправилось в Лебу, где первый попутчик сошел на берег. По Балтийскому морю брестский судостроитель самостоятельно дошел до Устки. Там на борт зашел второй напарник Дмитрия — Сергей.

"Это надо быть маньяком". Айтишник бросил работу и проплыл пол-Европы на самодельной яхте

— С ним мы сделали переход до Дарлово. А там к нам присоединился мой коллега по работе Максим, и нас стало трое, — объяснил судостроитель.

Затем Oleksa прошла Колобжег, Свиноустье, по щецинскому заливу обошла непогоду, отдохнула в Вольгасте и зашла в Штральзунд и Бархёфт.

"Это надо быть маньяком". Айтишник бросил работу и проплыл пол-Европы на самодельной яхте
Маршрут брестского яхтсмена. Фото: www.facebook.com/suyarkov

— Нам надо было выходить в большую воду, но были очень суровые западные ветра и бешеная волна. Мы застряли на четыре дня. Но здесь было такое умиротворение… Там заповедник, зеленая зона, приезжают люди на туры выходного дня, катаются на велосипедах. Мы отстоялись, дождались погоды, выскочили — но участок был довольно мелкий и со злой волной. Поэтому мы думали, как бы оттуда поскорее удрать, шли-шли — и случайно пришли в Данию. (…) Я изначально рассчитывал к середине июля попасть во французский Брест, но из-за того, что постоянно встречные ветра, штормы, пришлось задержаться. У нас ветра не было попутного ни разу!

В Дании Oleksa спряталась в бухте острова Фемарн. Там экипаж переждал шторм, а как только погода улучшилась, отправились в немецкий Киль.

— Там проплывали через зону учений. Над нами пролетали натовские самолеты — отрабатывали заход на цели. А потом мы пришли в Киль, и нам военные принесли натовскую тушенку, сказали: «Извините, больше никого не было в море, так самолеты на вас тренировались». Там было где-то три килограммовые банки. Две съел, одна до сих пор в яхте лежит, — смеется Дмитрий.

В Киле Максим сошел на берег: ему нужно было вернуться в Брест — заканчивался отпуск. Так на Oleksa вновь осталось два члена экипажа: Дмитрий и Сергей. Реками и каналами путешественники вышли на реку Эльбу, а оттуда взяли курс на Северное море к немецкому городу Куксхафен.

— Это был самый страшный переход. Просто бешеный северный ветер и был отлив. Когда начинается отлив, вода уходит навстречу ветру, и он заворачивает волны. То есть нам навстречу шли волны, которые пытались мою яхту перевернуть. Паруса против ветра не работают, шли на моторе. Немцы молодцы, у них в море стоят на якорях большие спасательные корабли. Если кого-то течением в шторм уносит в море, то они подойдут, «возьмут за шкирку» и спасут. Я себя этим утешал. Но с другой стороны, волна была такая, что если бы мы потеряли мотор, нас бы просто перевернуло. Перед нами шла железная польская яхта, стали ее догонять: мы ведь легче, нас волна поднимает — и мы ее перепрыгиваем, а то судно ловит все волны.

Oleksa прошла по Северному морю до Амстердама. В столице Нидерландов Дмитрий припарковал лодку недалеко от исторического центра и распрощался с последним попутчиком — Сергеем.

— В Голландии очень много стоянок, где можно «приткнуться» совсем бесплатно. Естественно, у тебя там не будет ни электричества, ни воды. Но мы стали возле спортивной школы, где рядом была колонка с питьевой водой. У меня есть солнечная батарея, главным потребителем был ноутбук — но им я редко пользовался. Так солнечная батарея за день все заряжала, и я не знал, куда девать энергию. Поэтому был довольно независим от берега. Только за едой нужно было ходить в магазин: у меня был с собой только сухой паек, — объяснил Дмитрий.

«Семь лет я отдыхал не больше двух недель»

К тому моменту Дмитрий уже знал, что дойти до конечного пункта своего маршрута, французского Бреста, он не успеет. Решил вместо этого провести время с близкими. В Амстердам прилетела его супруга Татьяна с сыном, и семья продолжила плавание. По рекам и каналам путешественники прошли Бельгию и добрались до Франции.

— Мы дошли практически до самого Парижа. Встретили других путешественников, которые посоветовали нам не заходить в столицу, так как там неспокойно. (…) Мы пошли в Шампань, потом в Нанси. Шли медленно, не спеша. Да и шлюзов много было — практически на каждом километре. На одном шлюзе можно провести полчаса-час, если повезет. Если нет, то и четыре часа просидеть можно.

"Это надо быть маньяком". Айтишник бросил работу и проплыл пол-Европы на самодельной яхте

В течение месяца семья бороздила французские водные артерии. Ночевали в каюте, еду готовили на газовой плите, швартовались где хотели. Днем гуляли по городам, деревенькам, водили четырехлетнего сынишку на игровые площадки.

— Яхта шла со скоростью 4−5 узлов. Это 9−10 км/ч. В любой момент могли притормозить. Как только рассвет, я сразу за руль. Таня и ребенок спят. Они проснулись, жена пошла готовить. Мы пообедали и смотрим на реакцию ребенка, ждем, когда он скажет: «Все, я хочу гулять». Где нам понравилось, там мы и стали, сошли на берег. Сыну нужна была спортплощадка, поэтому выбирали, где остановиться, исходя из этого. Мы увидели Францию, какая она есть изнутри. Я понял, что чем дальше из городов, тем ярче люди. (…) Семь лет до этого я отдыхал не больше двух недель. Работа иногда забирала субботу, воскресенье, вечера. Сейчас говорят: «Вон, программисты, бабла немеряно зарабатывают». Так, ребята, идите все в программисты. Вы увидите, что это за труд. У тебя мозги высыхают. Когда ты лопатой помашешь, у тебя руки болят, а здесь мозги. Ты точно так же приходишь домой, падаешь и ничего не можешь больше делать. Никто в нашем мире денег просто так не платит. А здесь мы целый месяц вместе с семьей: Амстердам, Франция. Мой ребенок понял, что нужно английский учить, говорил: «Пап, а почему меня вообще не понимают?» Ну мы и начали учить какие-то фразы: «Хэллоу», «Бонжур», «Оревуар».

«Ну че, маньяк?! Оплатишь дорогу, я приеду заберу. Я сам маньяк»

Семейный вояж закончился в Страсбурге. Татьяна с сыном сошли на берег и отправились домой, а Дмитрий продолжил водное путешествие. По рекам и каналам Oleksa прошла Германию, Австрию, Словакию, Венгрию, Сербию, Румынию и «вынырнула» в Одесской области Украины. В порту Вилково Дмитрию пришлось задержаться, чтобы найти наиболее бюджетный вариант транспортировки яхты по суше до Бреста.

— Кому ни звонил, говорили: «Одесса? 1200 евро. Дешевле не поедем». Искал-искал, а тут мне звонок: «Ну че, маньяк?! Оплатишь дорогу, я приеду заберу». Я аж обалдел. Он мне и говорит: «Я сам маньяк. Драг-рейсингом занимаюсь и понимаю, каково это — за свои деньги все покупать. У меня лафет есть, я за тобой приеду».

По суше яхту через пункт пропуска «Мокраны» на украинско-белорусской границе довезли до Бреста. На этом первый поход закончился.

— Я приехал и узнал, что на работу меня обратно не возьмут. Жена сказала: «Как хорошо, что тебя не возьмут». Я ей: «Таня, ты представляешь, что мы сейчас вообще без денег?». Она сказала, что я приходил каждый день, как старик с работы: ничего не мог, ничего не хотел. Упал, поспал и пошел. Ты там сидишь и вкалываешь. Я люблю программирование, но не в таком количестве. Я с детства хотел программировать космические корабли, подводные лодки, а тут занимаешься кредитом, дебитом, цифры летают. Ты приходишь с работы, а ребенок спрашивает: «Папа, а что ты сегодня сделал?» Что мне ему объяснить? Что я за прошлый месяц нашел в кредитах ошибку, выправил ее и стали проценты правильнее считаться? Я уж думал, что лучше бы игрушки программировал — хоть было бы что показать.

"Это надо быть маньяком". Айтишник бросил работу и проплыл пол-Европы на самодельной яхте

Свою яхту Дмитрий выставил на продажу. Первоначальная цена лота — 14 тысяч долларов. На такой шаг он решился, так как сейчас предстоит найти новую работу и с головой уйти в рутину. Пока не до продолжительных вояжей, а хранить ее на стоянке или в гараже — жалко. Все-таки он ее строил не для этого.

— Продастся — хорошо, нет — буду дальше на ней ходить.

«С ними без моря мне куда комфортнее, чем в море без них»

Сейчас Дмитрий в поисках новой работы. Не волнуется — специалист хороший. Однако пока не определился, в какой сфере хочет себя найти: в программировании или яхтинге.

— На днях позвонили и сказали, что выдвинули на премию «Яхтсмен года в Беларуси — 2017». Мне это приятно. Я когда шел, думал, что если уж я не получу этот титул, то что вообще нужно сделать в Беларуси яхтсмену, чтобы победить?! Все-таки на собственной яхте обогнул пол-Европы и вернулся по рекам… Я что-то не слышал, чтобы на белорусской яхте такое кто-то делал. Это надо быть маньяком.

Дмитрий признается, что эти 4,5 месяца на яхте заставили его изменить свое мировосприятие.

— Каждое путешествие тебя меняет. Ты начинаешь лучше понимать мир.

— Тебя оно как изменило?

— Я четко и ясно понял, как сильно люблю свою семью. Мне комфортно, когда я с ними. С ними без моря мне куда комфортнее, чем в море без них.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Информация
Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь на сайте или зарегистрируйтесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Бреста

«Вау, там камень, что ли?» Как 10-летняя девочка из Бреста жмет штангу и хвастает мускулами

Хотите узнать больше? Карина - уникальная девочка. В свои 10 лет она жмет лежа 50 килограммов, в то время как сама весит 44. 86

Отдых подорожал, но это никого не пугает. Где отдыхают брестчане этим летом?

Хотите узнать больше? В турагентствах отмечают: по сравнению с прошлым годом цены на путешествия нынче заметно подскочили. 142

Жара спадет, придут дожди. Погода в Бресте на новой рабочей неделе

Хотите узнать больше? На новой рабочей неделе в Бресте, наконец, спадет жара, а в четверг обещают сильные дожди. 696

Марш, митинг и реконструкция обороны крепости. Как в Бресте пройдет День Всенародной памяти жертв ВОВ

Хотите узнать больше? Программу мероприятий, посвященных Дню всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны, опубликовал Брестский горисполком. 106

Сотрудник АЗС погиб на работе. Наниматель оказался не готов заплатить вдове 10 годовых окладов

Хотите узнать больше? Вот уже почти год вдова пытается отстоять свое право на получение компенсации за гибель мужа. 4 511

В выходные в Бресте обещают жару и дождь

Хотите узнать больше? Днем температура воздуха составит +27…29°С. 176