Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Генерал-майор Лемешевский: «Мы должны знать, что летает над территорией страны»

Генерал-майор Лемешевский: «Мы должны знать, что летает над территорией страны»

Сергей Лемешевский: «Мы должны знать, что летает над территорией страны»

 

Имя генерал-майора Сергея Лемешевского в Бресте знают многие. И не только потому, что он здесь служил в бригаде ПВО, был ее командиром. В городе над Бугом живет его дочь Ольга с семьей, сестра Елена Зайцева и отец Леонид Антонович Лемешевский. Поводом для нашей встречи послужило недавнее назначение Сергея Леонидовича командующим Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны Вооруженных сил Республики Беларусь и приближающийся праздник – День военно-воздушных сил, который в нашей стране отмечается в третье воскресенье августа.


Справка «Вечерки»

Сергей Леонидович Лемешевский родился 27 октября 1962 года в городе Карталы Челябинской области. В 1966 году семья переехала в Белоруссию.

В 1984 году с отличием окончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище ПВО, проходил службу по специальности.

В 1996 году с отличием и золотой медалью окончил Военную командную академию ПВО имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова в Твери (Россия).

В дальнейшем служил в должностях начальника штаба – заместителя командира гвардейского зенитного ракетного полка войск ПВО, заместителя командира и командира зенитной ракетной бригады, начальника штаба – первого заместителя командующего войсками Западного оперативно-тактического командования ВВС и войск ПВО Вооруженных сил РБ.

В 2005 году с отличием окончил Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации и получил новые назначения в белорусской армии: начальника штаба – первого заместителя командующего войсками Северо-Западного оперативно-тактического командования ВВС и войск ПВО; командующего войсками Северо-Западного оперативно-тактического командования ВВС и войск ПВО; начальника Главного штаба – первого заместителя командующего ВВС и войсками ПВО.

В 2008 году присвоено воинское звание генерал-майора. Указом президента РБ от 6 мая 2011 года назначен командующим ВВС и войсками ПВО Вооруженных сил Республики Беларусь. Женат, вырастил сына и дочь.

 

Сергей Леонидович, карьера военного – это осуществление детской мечты?

Сызмальства представлял себе взрослую жизнь в погонах. Хотя далеко не сразу определил, что моя дорога – в войсках противовоздушной обороны. Впрочем, в какой-то степени это было предопределено: я был заядлым радиолюбителем, что-то пытался сконструировать самостоятельно. Примером служил отец. Он по специальности инженер, любит заниматься ремонтом всевозможной радиоаппаратуры. Конечно, глядя на него, и я увлекся.

Узнав, что есть в Минске высшее зенитно-ракетное училище ПВО – Минское ВИЗРУ оно называлось тогда – подал документы. Тем более что там можно было получить не только военную специальность, но и гражданскую – инженера-радиотехника. Я учился 5 лет, и каждый год был интересней, чем предыдущий. На каждом этапе было что-то новое. Сегодня могу сказать: все, чему меня учили, востребовано в войсках.

Охрана воздушных рубежей – безусловно, дело технически сложное. Ячейки у белорусского «сита» контроля достаточно мелкие? Незваный «гость» не проскочит, вдоль границ не сможет безнаказанно «дефилировать»?

Не проскочит: Беларусь из бывших стран Советского Союза имеет самую мощную систему противовоздушной обороны. Ежедневно боевые расчеты ВВС и войск ПВО сопровождают более 300 летательных аппаратов, боевое дежурство несут сотни военнослужащих – локаторщики, зенитчики, летчики и авиаторы.

И нагрузка год от года растет. Увеличивается количество транзитных самолетов. Совсем недавно мы регистрировали над Беларусью около 150 воздушных судов в день. Сегодня ежедневно контролируем более 300, и это не предел. Справиться помогает автоматизация. Созданные в Беларуси и принятые на вооружение ВС РБ комплексы средств автоматизации позволяют в режиме реального времени управлять большим количеством воздушных судов.

Нашу работу в настоящее время упростили подписанные и уже действующие соглашения с Литвой, Украиной, Польшей об обмене информацией обо всех воздушных судах, которые перемещаются в пределах 50 км от госграницы.

Без согласования с командным пунктом ВВС и войск ПВО ни одно воздушное судно не взлетит и не осуществит посадку и ни одно иностранное воздушное судно не войдет в пределы нашего воздушного пространства.

Но ведь бывают нештатные ситуации. Экипаж иностранного судна может рассчитывать на действенную помощь белорусской стороны?

У нас заявочный принцип полетов всех воздушных судов. За день до полета над территорией Беларуси нас предупреждают. К примеру, летит борт по маршруту Берлин – Москва. Он должен пересечь наше воздушное пространство именно в указанной точке, на указанной высоте и именно в указанное время. Когда случаются форс-мажорные обстоятельства, самолет подает сигнал бедствия, который высвечивается на экране радара. У пилота есть возможность сообщить о происшествии по радио в органы управления воздушным движением. Когда же с пилотом невозможно связаться, взлетают наши истребители. Экипажи выходят по радио на связь с самолетом и принимают меры по оказанию помощи для вынужденной посадки на ближайшем аэродроме или возвращения назад в свое воздушное пространство, либо принимают меры для прекращения полета.

В России и в Украине воздушное пространство до высоты 3 км не контролируется. Наши требования жестче. Мы должны знать, что летает над территорией страны. Это вопросы безопасности. В июне этого года 3 пилота-парапланериста были привлечены к административной ответственности за несанкционированные полеты в районе города Гродно.

Летали без разрешения?

Да. К сожалению, не все знают, что у нас любое воздушное судно надо зарегистрировать, а для этого пройти процедуру получения разрешения. Перед полетом необходимо подать заявку в органы управления воздушным движением. Не все этим руководствуются. В разобранном виде сверхлегкие летательные аппараты спокойно привозят из России. Отдельно – моторчик к параплану, отдельно – крылья. За 20 минут аппарат собирается – полетал, разобрал и уехал! С такими ребятами мы боремся. Привлекаем их к ответственности, штрафы большие.

Такая строгость обусловлена не только стремлением обеспечить целостность границ. У нас есть специальные районы, трассы и коридоры для полетов. Каждый должен лететь только по своему выделенному коридору, только в определенное время, в определенном районе, чтобы летательные аппараты друг другу не мешали и не создавали аварийных ситуаций. Существуют также закрытые зоны, где полеты вообще запрещены – электростанции, к примеру, нефтеперерабатывающие заводы… Одним словом, трассы полетов выбраны не просто так, а с учетом экономической и военной безопасности.

Техническим оснащением ВВС довольны? Или у командующего в этом направлении нет предела мечтаний?

Военно-воздушные силы и войска ПВО затратные, но они – приоритетный вид Вооруженных сил и пока проблем с финансированием не испытывают. Авиации постоянно требуются запасные части и комплектующие для ремонта радаров, зенитно-ракетных комплексов, самолетов и вертолетов. Это вопросы боеготовности, и от них не уйдешь.

Государственной программой предусмотрена модернизация старых образцов техники и вооружения, а также закупка новых. В конце года вы узнаете о новых образцах вооружения российского производства.

Пока запас прочности у нас есть. Особое внимание уделяем авиации. Любые ошибки и промахи в воздухе имеют гораздо более серьезные последствия, чем ошибки на земле. Поэтому стараемся сделать все, чтобы пилоты постоянно повышали свое мастерство.

Что можете сказать о белорусских военных летчиках?

Подготовку летного состава оцениваю как очень хорошую. Ее уровень соответствует европейским требованиям, это подтверждается налетом часов. И не только. Ведь надо не просто летать, самое главное – уметь выполнить определенные упражнения. На каждый класс существует своя программа полетов и требований, это вопрос квалификации. Мы не гонимся за классностью, хотя сегодня у нас несколько десятков летчиков-снайперов. Это высочайшая категория. Летчики третьего класса должны иметь 180 часов налета, первого класса – 450. Это немало и не так просто сделать. Уже 4 года выпускники Военной академии Республики Беларусь приходят в части с 3-м классом, т. е. способны летать самостоятельно в простых условиях.

Сегодня все чаще можно слышать о беспилотной авиации.

В белорусских ВВС беспилотников на вооружении несколько штук, все – российского производства. Но ведутся и свои разработки, опытно-конструкторская деятельность не стоит на месте. Уже в будущем году появятся первые отечественные образцы беспилотной техники. Пока для основы купили несколько российских, чтобы создать свой центр подготовки и применения беспилотных авиационных комплексов. Он, кстати, базируется в Березе. У беспилотников большая перспектива. В них нуждаются МЧС, пограничники. И Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды заинтересовано в их использовании. Следовательно, это направление будет активно развиваться. И мы уже сейчас готовы обучать специалистов этих ведомств в нашем центре.

В 2009 году создана единая региональная система противовоздушной обороны Союзного государства. Как она работает?

Мы постоянно обмениваемся с российскими коллегами информацией о воздушной обстановке, два раза в год проводим совместные тренировки, в ходе которых наши самолеты осуществляют посадки на территории России, а российские летчики – у нас. И самое главное – организуем традиционные боевые стрельбы, как правило, на полигоне Ашулук в Астраханской области. Это пик всей боевой учебы в реальной обстановке. Работаем с реальными пусками, с реальными целями, которые по своим тактико-техническим характеристикам превосходят все существующие средства воздушного нападения.

Для поддержания боеготовности требуются огромные деньги. Не каждое государство имеет возможность содержать боевую истребительную авиацию и такую мощную, как у нас, систему противовоздушной обороны.

По-другому быть не может. Мы ведь охраняем границу Союзного государства. Для выполнения этих задач, действительно, требуются большие средства, причем не только для поддержания техники в боеготовом состоянии, но также для ее обслуживания и ремонта. Практически всю технику мы ремонтируем сами. В Беларуси созданы свои производства и ремонтные предприятия. На 558-м авиационно-ремонтном заводе в Барановичах обслуживаются боевые самолеты, на оршанском заводе – вертолеты. Есть много других предприятий, где освоен не только ремонт, но и модернизация техники ПВО. Например, борисовский завод освоил и успешно ведет ремонт зенитно-ракетных комплексов С-300, а это основа войск ПВО Беларуси.

У нас много белорусских автоматизированных систем управления, хотя есть и российские.

Как отнеслись к назначению на нынешнюю высокую должность?

Самое сложное – осознавать, что за тобой больше никого нет. Никто не подскажет и не посоветует, как поступить в конкретной ситуации. Так что ответственность и нагрузка высочайшие.

Больше всего командующего что сегодня тревожит?

Хотелось бы ответить, что нет поводов для тревоги, но это не так. Причем волнует не только служба, но и быт людей. Многие сегодня – особенно молодые офицеры, как люди другой формации, – не хотят жить «на точке», то есть в небольшом гарнизоне, удаленном от города. Но что поделать, если такова специфика несения боевого дежурства ПВО? С учетом этого больше трех лет стараемся на одном месте человека не держать, переводим в более «цивилизованные» места. Хотя я считаю, что этот период – не самое сильное испытание для настоящей, крепкой семьи. Люди ведь не отрезаны от цивилизации: школьный автобус всегда доставит детей в школу или сад, жен отвозим на работу, жильем в основном все офицеры обеспечены. Я сам 10 лет прослужил «на точке». У меня дети родились далеко не в столице, и ничего страшного. Дочка поменяла 8 школ, сын Иван – 6.

Ваш сын в этом году окончил факультет ПВО Военной академии Республики Беларусь. А служить где будет?

В самом дальнем от дома гарнизоне. Я его туда не посылал, как, впрочем, и не способствовал в выборе профессии. Он вырос «на точке» и знает, что такое настоящая служба. Это его выбор, и я ничего против не имел.

С высоты минского полета Брест не забываете?

Я всегда мечтал служить в Бресте, но долгое время не получалось. Прибыл сюда уже в чине капитана – на должность заместителя командира дивизиона в Курницу под Брестом. Потом стал командиром дивизиона, расположенного в районе д. Остромечево. Вскоре уехал учиться в Тверскую военную академию противовоздушной обороны. Был в Орше начальником штаба полка и только после этого получил назначение в Брест заместителем командира 115-й бригады ПВО. Затем занимал пост командира бригады.

Всегда запоминаются командирские должности: когда был командиром дивизиона, командиром бригады, командующим оперативно-тактическим командованием. Командирское бремя – большая ответственность за судьбы людей, за выполнение боевых задач. Чем выше должность – тем шире круг задач, и это позволяет надолго запомнить каждый период службы.

Плохое настроение чем поднимаете?

Занимаюсь спортом уже 20 лет, раньше – борьбой, сейчас – бегаю. Для меня это потребность организма, источник бодрости. Бегу и радуюсь жизни под пение птиц. Каждый день у меня подъем в 5.30, затем 5-километровая пробежка и занятия в спортзале. На это уходит полтора часа.

Вы жаворонок?

Да, люблю вставать рано, но рано и ложусь.

Как отдыхаете в свободное время?

Его, к сожалению, не так много, как хотелось бы. Суббота – рабочий день, а в воскресенье с семьей люблю выезжать на природу, собирать грибы, я приверженец активного отдыха. Часто посещаем исторические места – Мирский и Новогрудский замки, Жировичский монастырь. В Беларуси очень много интересных мест, хочется все посмотреть.

Знаю, что вы собираете старые военные значки. А с чего все начиналось?

Очень хотел, чтобы не потерялись награды моего деда Антона Михайловича Лемешевского, уже покойного. Я их в рамочку поместил. Потом друзья начали дарить значки той эпохи, так появилась коллекция, в которой сегодня около 200 экземпляров.

Мой дед был очень интересным человеком. Самые яркие впечатления детства – это когда все родные собирались у моих бабушки и дедушки, очень большая получалась компания. Дед – полешук, родом из деревни Лемешевичи Пинского района, участник войны, минометчик, сержант. Его рассказы о войне тоже повлияли на мой выбор профессии.

А нынешний статус повлиял на вашу личную жизнь?

В семье-то изначально имею статус командующего! Я человек, у которого всегда все четко спланировано и организовано. Если мы уезжаем на отдых, к родным, то не было случая, чтобы я когда-нибудь что-нибудь забыл. Дома все четко: вещи лежат на своих местах, обязанности распределены.

Все серьезные решения принимаю я. Приучил к этому моих домашних. Они стараются со мной советоваться в любых житейских ситуациях. Даже когда у дочки было растяжение руки, она обратилась ко мне, а не к врачу за советом. И я «назначил» ей соответствующее лечение…

Но вы же не медик?

Нет, но всю жизнь лечил всех, особенно травами. Это опыт, приобретенный с юности, с тех пор как начал заниматься спортом. У меня и сейчас много трав в доме…

Брест для вас – это…

Город мечты. Всегда хотел здесь жить и служить, быть рядом с родителями и друзьями. Если в отпуске, то хожу на стадион и болею за брестское «Динамо». Всегда отслеживаю события, происходящие в Бресте. Мой отец, сестра и дочка сейчас брестчане. По образованию дочь экономист, замужем, подарила нам внучку Настеньку, малышке 2 с половиной года, она сегодня самая большая наша радость. Корни моей жены Инны Ивановны также брестские. Здесь жили ее бабушки и дедушка.

Есть уголок, где хочется бывать?

Люблю брестскую Набережную, Советскую, парк культуры и отдыха и, конечно, Брестскую крепость. Конечно, город меняется, но остаются те родные и любимые места, по которым ходил, где жил…

Спасибо за содержательную беседу. Разрешите поздравить вас с Днем военно-воздушных сил, пожелать дальнейших успехов в службе и счастья в личной жизни. Приезжайте почаще в Брест – будем рады видеть вас в родном городе.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Первый месяц лета?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Бреста

Tribuna: Журавель после окончания сезона покинет брестское "Динамо"

Хотите узнать больше? Как стало известно Tribuna.com, Владимир Журавель покинет брестское «Динамо» по окончании сезона вне зависимости от итогового результата. ... 38

Некоторые клубы попросят АБФФ пересмотреть решение по "делу Веремко"

Хотите узнать больше? Несколько клубов высшей лиги чемпионата страны обратятся к руководителю Белорусской федерации футбола Сергею Румасу с просьбой пересмотреть решение 47

Куда пропали лавочки с бульвара Шевченко в Бресте?

Хотите узнать больше? С бульвара Шевченко на этой неделе исчезли скамейки. Все они в настоящее время ремонтируются, пишет «Вечерний Брест». Многие деревянные элементы на 54

В Бресте и Лунинецком районе 18 октября было самым теплым за последние 27 лет

Хотите узнать больше? В Бресте и Лунинецком районе 18 октября выдалось самым теплым за последние 27 лет, сообщила начальник отдела производственной работы и обеспечения 34

Геллеры, пфенниги, центы. В Бресте пограничники нашли у гражданина Чехии 40 старинных монет

Хотите узнать больше? Гражданин Чехии пытался провезти через границу 40 монет и 6 банкнот, представляющих культурную ценность, сообщили TUT.BY в Брестской таможне. Видео: 45

В Бресте подросток три дня отдыхал с друзьями в отеле, который оплатил по карте банка Сингапура

Хотите узнать больше? 18 октября в суде Ленинского района Бреста осудили 17-летнего жителя города, который обвинялся в хищении с использованием компьютерных технологий и 46

Гандболисты БГК в один вечер сыграли 2 матча в разных турнирах и одержали победы

Хотите узнать больше? Гандболисты БГК имени Мешкова провели вечером 18 октября два матча в двух разных турнирах — SEHA-лиге и чемпионате Беларуси. И оба поединка выиграли. 44

Пробная добыча янтаря началась в Брестской области

Хотите узнать больше? Пробная добыча янтаря началась в Брестской области, сообщил в интервью БЕЛТА министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Худык. «В 45