Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Супрематизм Давида Якерсона: художники и искусствоведы vs Феликс Гумен

На выставке в Витебском художественном музее, посвящённой 100-летию «Чёрного квадрата», разгорелась дискуссия о том, обладает ли подобного рода искусство исторической ценностью.

Супрематизм Давида Якерсона: художники и искусствоведы vs Феликс Гумен

Давид Якерсон являлся одним из ярких представителей супрематизма, и витебский период его деятельности был, по всей очевидности, самым ярким и творчески насыщенным. Тем более что в дальнейшем многие представители авангарда, и Давид Якерсон не исключение, в эпоху тоталитарного сталинизма вынуждены были отойти от художественных экспериментов, что было продиктовано элементарными условиями выживания.

Однако на открытии выставки этого художника, которое состоялось 8 апреля, имела место дискуссия, является ли супрематизм, вкупе с иными направлениями авангарда, таким уж «наивысшим», в соответствии с латинским словом «supremus». В любом случае, состоявшаяся дискуссия говорит о многообразии художественной жизни Витебска, и о том, что концептуальные вопросы небезразличны нашим художникам, они ими живут.

Как отметила директор музея Ольга Акуневич в своём выступлении, Давид Якерсон «являлся ближайшим соратником Казимира Малевича, когда они работали в Витебском Народном художественном училище». Она рассказала, что около 500 музейных предметов, относящихся к его творчеству и материалам о нём, хранится в Витебском художественном музее. Это одна из самых больших коллекций в мире об известном представителе супрематизма. Когда Русский музей создавал каталог работ Давида Якерсона, он отснял все материалы о художнике, находящиеся в Витебском художественном музее.

Супрематизм Давида Якерсона: художники и искусствоведы vs Феликс Гумен

И в начале мероприятия открытия экспозиции, Ольга Акуневич рассказала об одном намечающемся событии, которое, по всей очевидности, должно привлечь самое пристальное внимание витеблян и гостей нашего города: «Одна выставка состоится у нас в июле, в рамках «Славянского базара», пускай это будет небольшой тайной, потому что выставка будет уникальной».

Супрематизм: pro

Отметим, что Давид Якерсон являлся одним из ярких представителей художественного объединения УНОВИС («Утвердители нового искусства»). А деятельность данного объединения неразрывно связано с Витебской Народной художественной школой, на базе которой устраивались выставки-обсуждения и проводились философские дебаты об искусстве. Потому Ольга Акуневич имела известные основания сказать: «Здесь присутствуют художники, люди, которые свято чтят память Казимира Малевича, которые являются продолжателями его дела».

Супрематизм Давида Якерсона: художники и искусствоведы vs Феликс Гумен

Одним из таких продолжателей является художник и теоретик искусства Александр Малей. В своём слове он отметил необходимость сохранения и приумножения памяти не только о наиболее брендовых именах, связанных с художественной историей города: «Мы затёрли два имени: Малевич и Шагал. Забыли даже Лисицкого. Хотя Лисицкий – один из крупнейших художников в мировом изобразительном искусстве. Что же касается остальных художников, которые были членами Уновиса, а их ведь целая когорта, это всё на задворках культуры».

Супрематизм Давида Якерсона: художники и искусствоведы vs Феликс Гумен

Ещё одна проблема, поднятая Александром Малеем, касалась вопроса о понимании места Витебска в истории мирового художественного авангарда: «Приведу такой пример. В 90-х годах, когда мы многое пытались здесь восстановить, за круглым столом один московский искусствовед, не буду называть его фамилию, сказал, что почему мы так гордимся Малевичем? Якобы, приехал он сюда случайно, мог бы приехать куда угодно, ну, оказался в Витебске, и это не ваше… А меня это задело тем, что москвичи, «столица», страдают снобизмом, они приезжают сюда защищать диссертации по нашим материалам, и считают, что больше у нас никого нет. Так они и говорят…

Но Уновис то – витебский. Выставка Уновиса входит в двадцатку лучших выставок ХХ-го века в мировом искусстве. То есть это очень крупное объединение, где были очень сильные художники. Но они как-то мало популяризируются, мало написано о них статей. И вот эта выставка, она как раз меня радует. Хотелось бы, чтобы подобного рода выставка была бы постоянной».

Супрематизм Давида Якерсона: художники и искусствоведы vs Феликс Гумен

«Нет площадей» и «инструкция не позволяет» – такие выводы были сделаны по поводу невозможности на нынешнем этапе создания такой постоянной экспозиции. На что Александр Малей со своей стороны резюмировал: «Ерунда получается… Ну, какая может быть инструкция?.. Но здесь приятно находится. Потому что есть такие отважные люди, которые работают не на страх, а на совесть, за маленькую зарплату, но делают своё дело, и спасибо им за эту выставку».

Ольга Акуневич уточнила, что графические работы, к сожалению, не могут быть выставлены надолго, потому что графическим произведениям свойственно выгорать, и потому срок их экспонирования по инструкции ограничен. Со своей стороны скажем, что, возможно, компромисс, всё-таки может быть найден. Например, экспозиции графических работ могут просто чередоваться в одном каком-либо зале, посвящённом витебскому авангарду.

Супрематизм Давида Якерсона: художники и искусствоведы vs Феликс Гумен

Другие выступавшие на открытии выставки разделили высокую оценку концептуальности витебского авангарда вообще, и супрематизма в частности. А художница Галина Васильева поделилась своими эмоциональными впечатлениями: «Для меня вообще такая честь находиться здесь… Слава Уновиса – вот она, здесь, в этом городе. А эти «квадраты» – я просто в восторге от них, ни для кого не секрет, что я их люблю… Очень значимая выставка, я очень рада, что она состоялась».

Супрематизм Давида Якерсона: художники и искусствоведы vs Феликс Гумен

Супрематизм: contra

Тем в большей степени контрастировало с этой всеобщей благожелательностью выступление знаменитого белорусского художника Феликса Гумена, которое призывало к «ниспровержению кумиров». Правда, начал он с истории уже легендарного творческого объединения витебских художников «Квадрат», одним из представителей которого являлся Александр Малей: «Я «Квадрат» поддерживал всем сердцем, отстаивал его, потому что желание чего-то нового, избавиться от рутины, было, есть и будет, это свойственно молодым».

Супрематизм Давида Якерсона: художники и искусствоведы vs Феликс Гумен

Но когда речь зашла о художественном авангарде вообще, в его контексте революционного искусства, здесь позиция Феликса Гумена неожиданно трансформировалась и приобрела совершенно непримиримый характер. И выражалось всё это в очень резких фразах: «Когда революция началась, вот этот слом пошёл, появились лозунги вроде «Сожжём Рафаэля!» Началось безобразие… И под эту лавочку недоучки, душевно больные недоноски, со всякого рода своими проектами объявили себя богами, вот так же, как этот Малевич, и победили всех. А энергии было много, и у Шагала тоже было много энергии, но их новая власть в конце концов пнула под зад, и они покатились…

И покатились в эту помойку, в этот Париж, где всё это до сих пор собирают и называют «парижской школой». Ну и слава Богу, что она существует, и слава Богу, что эти люди дали славу Витебску, ведь без них до этого не знали, что такое Витебск, и за это спасибо… Хорошо, что такие работы хранятся. Потому что, в принципе, каждый сходит с ума по-своему. Почему им не сходить с ума по-своему?.. Пусть сходят, и это моё мнение. Запрещать это нельзя. А если говорить о таком искусстве, как о чём-то новом, это уже не новое, оно уже всё покрылось плесенью. И идти следом за ними – просто неразумно, не нужно этого делать. Следовать за ними – чушь собачья».

Супрематизм Давида Якерсона: художники и искусствоведы vs Феликс Гумен

К сожалению, Феликс Гумен таки и не дал определения, что он понимает под «парижской школой», и какой конкретно период её существования он имеет в виду, ибо это очень разные периоды. Ситуацию разрядила Ольга Акуневич, сказав о непреходящем характере художественных экспериментов: «Творческий поиск всегда приветствуется в мировом искусстве, поэтому появляются самые разные художники, самые разные направления, и потому искусство всегда интересно». В итоге все сошлись на мнении, что творческий поиск всегда должен быть, и его следует отличать от пустопорожнего эпигонства.

Всё же определяющим, что и соответствовало смыслу мероприятия, ожидаемо оказался взгляд, утверждающий космологическую глубину авангарда и супрематизма. Так, искусствовед Михаил Цыбульский, говоря о «Чёрном квадрате» Казимира Малевича, а это произведение, между прочим, являлось эмблемой Уновиса, отметил: «Былі самыя разнастайныя спробы інтэрпрэтаваць гэтую для кагосці станковую карціну, для кагосці канцэптуальны твор. Многія спрабавалі пранікнуць, і мне вядомыя такія спробы мастацтвазнаўцаў, якія сядзелі гадзінамі, пагружаючыся ў бяздонную прастору гэтага «Квадрата», спрабуючы зведаць нязведанае».

Супрематизм Давида Якерсона: художники и искусствоведы vs Феликс Гумен

Завершая мероприятие открытия экспозиции Давида Якерсона, директор Витебского художественного музея Ольга Акуневич повторила информацию о намечающемся таинственном событии, что мы с удовольствием воспризводим: «Ещё раз хочу сказать, что к июлю мы готовим выставку, которая может прозвучать сенсацией, если у нас всё получится. Тогда мы заявим миру, что у нас тоже есть материалы, которые совершенно уникальны, и их нет в других городах. Но пока мы только ещё мечтаем и работаем над организацией этой выставки».

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Спутник планеты Земля?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Витебска

Борьба с коррупцией продолжается: прокуратура возбудила ряд уголовных дел

Хотите узнать больше? Прокуратура возбудила ряд уголовных дел в отношении региональных управленцев и должностных лиц. Об этом сообщает пресс-служба Генеральной прокуратуры 136

Прокуратура и госконтроль Витебской области изучают законность деятельности РУП «Витебскавтодор»

Хотите узнать больше? Гениректору РУП «Витебскавтодор» порекомендовали правильно определять стоимость строительства объектов и не нарушать трудовые права работников. 474

Три килограмма ртути нашли в Лепеле на территории предприятия

Хотите узнать больше? 26 октября в Лепеле при ведении земляных работ на территории частного унитарного предприятия было найдено три килограмма ртути... 1 100

В лесу под Новополоцком обнаружили немецкие мины

Хотите узнать больше? 26 октября в лесу у Новополоцка обнаружили 18 противотанковых мин ТМ-42 (Tellermine 42) времен Второй мировой войны... 989

Витебская афиша с 26.10.2015 по 1.11.2015 года

Хотите узнать больше? Афиша мероприятий в Витебске на неделю с 26 октября по 1 ноября 2015 года: кино, театр, выставки, концерты, развлечения... 911

Международный инновационный форум в Витебске и Орше соберет профессионалов и новичков бизнеса

Хотите узнать больше? Международный инновационный форум в Витебске и Орше объединит профессионалов и новичков бизнеса, сообщили БЕЛТА в Витебском облисполкоме... 748

У Віцебску дадуць канцэрт адразу два гурты: The Unlimited Trio і Vuraj

Хотите узнать больше? 5 лістапада з вялікім восеньскім канцэртам ў Віцебск завітаюць адразу два непаўторныя музычныя гурты! Для нас зайграюць касмічныя The Unlimited Trio 571

В Витебске налоговая с милицией изъяли в магазине «Добрыня» мотоблоки

Хотите узнать больше? 25 октября в Витебске нарядом Первомайского отдела охраны, совместно с сотрудниками ОБЭП и ИМНС в магазине «Добрыня» выявлен факт реализации 1 379