Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

В декабре состоялась премьера взрослого спектакля Белорусского театра «Лялька»

Спектакль «Искушение» («Спакуса») по рассказу Антона Чехова «Чёрный монах» поднимает вопросы допустимых границ человеческого познания и внутренних запретов, этому познанию препятствующих.

В декабре состоялась премьера взрослого спектакля Белорусского театра «Лялька»

Полный зрительный зал, собравшийся 5 декабря, мог наблюдать за разворачивающейся драмой проникновения за пределы запретного и трагическим финалом осуществления подобных попыток. «Чёрный монах» вообще стоит особняком в творчестве А.П. Чехова. По своему жанру это мистический рассказ, хотя в нём можно увидеть элементы лирической и бытовой драмы, автору куда более присущие. Однако писатель рассматривает проблематику наличия неистребимого чувства собственной важности главного героя как магическую историю. Тем более, что оно соотносится с действительной способностью данного персонажа выходить за пределы обыденности. Актёры стояли перед нелёгкой задачей воплощения всего жанрового и смыслового многообразия литературного материала.

Отметим к слову, что в Главном управлении идеологической работы, культуры по делам молодёжи название «Чёрный монах» запретили. Об истинных причинах данного запрета можно только строить предположения. Возможно, он исходил из стремления оградить мирного обывателя от опасности излишнего мистицизма, сохранив его благонамеренность. Быть может, это также уступка поднимающему сегодня голову православному клерикализму, единственному, за которым государство признаёт право на духовный авторитет. В любом случае, название «Искушение» приглашает задуматься над вопросами причин существования внешних и внутренних табу.

Но тема искушения предполагает наличие его субъекта. Таким в спектакле и является Чёрный монах в исполнении актёра Валерия Зимницкого. Показательно, что это единственный персонаж который не имеет собственной неповторимой куклы. В диалогах с главным героем Андреем Васильевичем Ковриным (артист Михаил Климчук) кукла дублируется, и таким образом указывается на несчастное раздвоение сознания при встрече с Чёрным Монахом. Тем не менее, не остаётся сомнений, что этот Чёрный Монах совершенно реален, а Коврин не выдерживает предъявленного ему вызова.

Вызов заключается в обретении индивидуации, необходимость которой герой ясно осознаёт. Индивидуация – это движение человека к собственной Самости, нахождение присущей ему индивидуальной и неповторимой природы, обретение полноты самосознания, завершение своего Я. Несомненно, такой процесс выводит человека за пределы актуальной матрицы локального и глобального социума. Вследствие этого с религиозной точки зрения, от социума неотделимой, такой процесс может казаться люциферическим, то есть гносеологическим (познавательным) злом, «глубинами сатанинскими». Образ Чёрного монаха в исполнении Валерия Зимницкого как раз и предстаёт в качестве своеобразного Люцифера или этакого «внутреннего Антихриста».

Разумеется, выражение «чёрт попутал» идее спектакля совершенно не соответствует, ибо очевидно, что главный герой не справляется с потребностью внутреннего взросления. Это прослеживается даже в чеховском рассказе, ибо он покидает возлюбленную, с которой должен был вести себя как активный, действующий субъект, и стал жить с женщиной старше его. То есть Коврин в итоге вернулся к образу Матери, погрузившись в первоначальную нерасчленённость с природной и социальной средой. Несомненно, что и сама возлюбленная главного персонажа, Татьяна Песоцкая (артистка Марина Морозова), став женой Коврина, повлияла на его погружение в обыденность. В противоречиях переплетающихся отношений между героями и предстоит разобраться зрителю.

Следует отметить органичность взаимодействия актёров и кукол в спектакле. Образы, созданные в этом взаимодействии, получились правдивыми и убедительными. Как известно, кукла подчёркивает символизм персонажа и «зерно роли», и кукольные типажи, созданные творчеством художника спектакля Натальей Бурнас, достигают высокой степени обобщения. Да и сами декорации вызывают ряд символических ассоциаций. Вот стол главного персонажа, на котором должны создаваться его бессмертные литературные произведения… Впоследствии в зрительском восприятии он может трансформироваться в заколоченный безжизненный камин, указывающий на отсутствие духовного огня. А в конце превратиться в некую разновидность пещеры, в которой главный персонаж подвергает перепросмотру своё собственное существование, обнаружив его полную ничтожность.

Деревья сразу вызывают сакральные ассоциации с храмовыми светильниками – таково священное отношение Татьяны Песоцкой и её отца Егора Семёновича к саду. Но деревья в спектакле безжизненны, на них нет листьев, да и не светят они, пусть и напоминают светильники. Это указывает на бессмысленность «трудов земных» при исключительной погружённости в обыденность. Очевидно, что символический ряд спектакля многозначен и способен вызывать смысловые параллели, исходя из познавательного опыта самого зрителя.

В следующей статье, посвящённой Белорусскому театру «Лялька», мы представим вниманию наших читателей интервью с его художественным руководителем и режиссёром спектакля Виктором Климчуком. Оно было взято нами после премьерного показа «Спакусы». Речь будет идти как о самой постановке, так и о видении художественным руководителем задач современного театра на актуальном этапе развития нашего общества.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: 24 часа это - ?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Витебска

Борьба с коррупцией продолжается: прокуратура возбудила ряд уголовных дел

Хотите узнать больше? Прокуратура возбудила ряд уголовных дел в отношении региональных управленцев и должностных лиц. Об этом сообщает пресс-служба Генеральной прокуратуры 133

Прокуратура и госконтроль Витебской области изучают законность деятельности РУП «Витебскавтодор»

Хотите узнать больше? Гениректору РУП «Витебскавтодор» порекомендовали правильно определять стоимость строительства объектов и не нарушать трудовые права работников. 474

Три килограмма ртути нашли в Лепеле на территории предприятия

Хотите узнать больше? 26 октября в Лепеле при ведении земляных работ на территории частного унитарного предприятия было найдено три килограмма ртути... 1 099

В лесу под Новополоцком обнаружили немецкие мины

Хотите узнать больше? 26 октября в лесу у Новополоцка обнаружили 18 противотанковых мин ТМ-42 (Tellermine 42) времен Второй мировой войны... 989

Витебская афиша с 26.10.2015 по 1.11.2015 года

Хотите узнать больше? Афиша мероприятий в Витебске на неделю с 26 октября по 1 ноября 2015 года: кино, театр, выставки, концерты, развлечения... 911

Международный инновационный форум в Витебске и Орше соберет профессионалов и новичков бизнеса

Хотите узнать больше? Международный инновационный форум в Витебске и Орше объединит профессионалов и новичков бизнеса, сообщили БЕЛТА в Витебском облисполкоме... 747

У Віцебску дадуць канцэрт адразу два гурты: The Unlimited Trio і Vuraj

Хотите узнать больше? 5 лістапада з вялікім восеньскім канцэртам ў Віцебск завітаюць адразу два непаўторныя музычныя гурты! Для нас зайграюць касмічныя The Unlimited Trio 571

В Витебске налоговая с милицией изъяли в магазине «Добрыня» мотоблоки

Хотите узнать больше? 25 октября в Витебске нарядом Первомайского отдела охраны, совместно с сотрудниками ОБЭП и ИМНС в магазине «Добрыня» выявлен факт реализации 1 379