Закрыть

Выберите город

Закрыть

История речного флота Беларуси

История речного флота Беларуси

А начиналось все с великого водного пути «из варяг в греки», захватывавшего Западную Двину и Днепр. Потом, в 1760–х годах, Пане Коханку — Кароль Радзивилл задумал организовать — и организовал! — первую и единственную на территории Великого княжества Литовского мореходную школу. Возле Несвижа, в усадьбе Альба, выстроили дома для учеников, выкопали пруды, прорыли каналы. Юношей, подчинявшихся особому уставу, обучали мореходному делу опытные моряки. Создали даже свою маленькую флотилию. Когда король Станислав Август Понятовский приехал в Несвиж, ему продемонстрировали умения моряков Альбы, и увиденное его поразило. Славная история! Наш читатель из Минска Анатолий Алешкевич предлагает не забыть о том замечательном предприятии Радзивиллов и обязательно каким–либо образом увековечить, благо сейчас как раз идут реставрационно–восстановительные работы в Несвижском комплексе. Стоит прислушаться.
Беларусь «от моря до моря» не получилась, да и вряд ли такое надо. А вот реки — совсем другое дело. Полезное и вполне реальное.

История речного флота Беларуси

Ах, как же изящно и целеустремленно движутся по рекам корабли и кораблики. По морю, океану — очень красиво. Но там — стихия, простор, холодные соленые брызги в лицо. И посреди всего этого — мужественное судно с мужественным экипажем, где нет места женщинам. А река! Прозрачная акварель, камерность, задумчивость и дама с тонким станом под кружевным зонтиком у борта парохода...
Беларусь — страна не только голубых озер, но и прекрасных рек. Днепр, Припять, Неман, Двина, Сож, Березина, Буг — есть где развернуться! Настоящее богатство, значение которого нельзя умалить. Если только не пересушить. Но пока, как говорится, Бог миловал.

История речного флота Беларуси

Практически все крупные города и некоторые не очень крупные, например Кричев, уже 100 лет назад имели собственные верфи. Исторически Пинск вообще рассматривался как потенциально крупный речной порт. В базарный день в речные порты городов приплывали баржи с товаром, многочисленные лодки. По Вилии и Неману сплавляли лес — от пристани в Столбцах и аж до самого Кенигсберга. Построенный более двух веков назад Днепровско–Бугский канал соединил западную часть Беларуси, а через нее и европейские государства с Черным морем. По нему переправлялось множество грузов.

История речного флота Беларуси

Но реки у нас не такие уж полноводные. Да и водоразделы большие — слишком много приходилось тащить суда волоком. И все же с конца XIX — начала XX веков по рекам Беларуси активно ходили суда и суденышки. Появился свой неплохой речной флот. Возникали даже клубы моряков — «речных волков».

История речного флота Беларуси

Есть речной флот в стране и сейчас. Он развивается в меру сил и возможностей. Тем не менее, время от времени наведываясь в «портовый город» Петриков, что на самом берегу Припяти, каждый раз получаю очередную, тонкую, как флер, порцию ностальгии по утраченному. Там, на Припяти, у бабушки, прошли практически все мои школьные летние каникулы, одна из самых ярких страниц которых — река. По ней ходили огромные баржи–трудяги, тяжело груженные песком, щебнем, еще какими–то неведомыми грузами; не торопясь передвигались суденышки под неказистым названием «черпалки», чистившие дно и углублявшие русло; деловито рассекали водную гладь бойкие тарахтящие катера. Но апофеоз всего великолепия — «ракеты» — пассажирские теплоходы, по форме и в самом деле похожие на ракету. Два раза в день они причаливали в местном «порту», который соседствовал с большим песчаным пляжем. Этот аттракцион вызывал неизменный восторг у ребятни: заслышав шум приближающегося судна, все вдруг срывались и, словно подхваченные ветром, с криками «ракета, ракета!» мчались к дощатой крытой пристани. «Ракета» же подкатывала чуть горделиво и снисходительно, словно горожанка, случайно спустившаяся со своих высот к деревенским простофилям. Аборигенам было любопытно потрогать складки ее платья, хотелось вдохнуть нездешний запах духов, а гостья осторожно переступала, боясь испачкаться об их повседневную жизнь. Конечно, долго «ракета» на маленькой пристани не задерживалась: некогда ей, надо лететь дальше. И она устремлялась прочь, набирая скорость и оставляя за собой роскошный веер водяных брызг. В Мозырь. Вот такая светская жизнь.

История речного флота Беларуси

Однажды мечта многих петриковских девчонок и мальчишек для меня сбылась: приехали в отпуск родители и домой решили возвращаться через Мозырь, на «ракете», чтобы потом на самолете — в Минск. Не удивляйтесь: в те времена самолеты летали не то что в Мозырь, но даже в Петриков, Туров! И постигло меня разочарование: оказалось, ехать (или плыть?) внутри «ракеты» не так уж и интересно, смотреть со стороны куда как увлекательнее. Наверное, не хватало ветра, брызг, полета... и кружевного зонтика.

История речного флота Беларуси

В Петрикове работал тогда судоремонтный завод, в большом парке стоял — стоит и сейчас — памятник герою Великой Отечественной войны младшему лейтенанту Николаю Чалому, который со своими товарищами, морскими десантниками 20–й бригады речных кораблей Днепровской флотилии, освобождал этот небольшой полесский речной городок от гитлеровцев. Так что река — далеко не всегда кружева и романтика. Река — это жизнь. О чем, наверное, могли бы рассказать мой прадед, сплавлявший по Припяти плоты, дед, ходивший в гражданскую на речных катерках. Но я их никогда не видела. А у других о том времени особенно и не расспрашивала. О чем сейчас искренне сожалею. Но есть река. И значит — жизнь продолжается. Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Первый месяц весны?
как связаться с автором?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Беларуси

Беларусь достигла договоренности об отмене виз с Гонконгом

Хотите узнать больше? Завершился официальный визит белорусской правительственной делегации в САР КНР Гонконг. фото: kleinburd.ru В ходе визита с 16 по 18 января 70

Беларусь отстает от развитых стран в четыре-пять раз по производительности труда

Хотите узнать больше? Беларусь по доле высокотехнологичных производств отстает от развитых стран в три раза, по уровню производительности труда — в четыре-пять раз. фото: 61

Москва оценила диалог с Беларусью по нефтегазовым вопросам как продуктивный

Хотите узнать больше? Промежуточные итоги переговоров буду представлены на следующей неделе. фото: bdg.by Белорусская делегация проводит переговоры об урегулировании 62

Беларусь займется очисткой сточных вод Египта

Хотите узнать больше? Египет готов заключить с Беларусью контракт на 3 млн долларов по очистке сточных вод. Об этом заявил журналистам Чрезвычайный и Полномочный Посол 137

Министр образования: Нонсенс, когда с оценками в пять-шесть баллов идут поступать в вузы

Хотите узнать больше? Министр образования Игорь Карпенко в эфире «Беларусь 1» прокомментировал некоторые нововведения в сфере образования. фото: novostiua.net Изменения в 189

Миссия МАГАТЭ приступила к оценке площадки строительства БелАЭС

Хотите узнать больше? Эксперты службы МАГАТЭ по обзору площадки и конструкций строящейся Белорусской АЭС с учетом внешних угроз (SEED-миссия) 16 января приступили к работе 124

В первом квартале Беларусь получит 4 миллиона тонн российской нефти

Хотите узнать больше? Объем поставок нефти из РФ в Беларусь в первом квартале 2017 года составит 4 миллиона тонн, сообщил журналистам вице-президент "Транснефти" Сергей 132

Воздушный плацдарм НАТО в странах Балтии

Хотите узнать больше? 5 января к осуществлению миссии воздушной полиции НАТО в странах Балтии приступили около 120 военнослужащих военно-воздушных сил Нидерландов, 131