Закрыть

Выберите город

Закрыть

История общественного транспорта Беларуси

История общественного транспорта Беларуси

«Лучше плохо ехать, чем хорошо идти», — говорят практичные люди. Так, видимо, многие думали и раньше. Может, потому и появился он, пресловутый общественный транспорт. В котором ехать и в самом деле плоховато, а порой и вовсе невыносимо, но идти пешком — еще хуже. Уже хотя бы в силу существующих немаленьких расстояний.
Как рассказывает историк Захар Шибеко в своей замечательной книге «Минск сто лет тому», аж до 10 мая 1892 года жители губернского Минска все–таки в основном передвигались пешком, поскольку позволить себе иметь собственный или нанять экипаж могли очень немногие. В 1887 году минские власти решили: городу пора обзавестись доступным общественным транспортом — конкой. В то время конно–железная дорога уже не считалась новинкой и хорошо зарекомендовала себя в Петербурге (1862 г.), Москве (1874 г.), Ростове (1887 г.). За дело взялся петербургский инженер А.Горчаков, с которым подписали концессионное соглашение. («концессия», лат., буквально — уступка; дозволение, данное со стороны правительственной власти на устройство частного предприятия в области интересов и дел, имеющих общественное значение, например, железнодорожных, телеграфных и т.п.». Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона). По условиям договора город через 25 лет мог выкупить у частной компании Горчакова городскую конку. Правда, желание это возникло значительно раньше, поскольку дело

История общественного транспорта Беларуси

оказалось крайне прибыльным, а денежки–то текли практически мимо городской казны. Полный же срок концессии составлял и вовсе 50 лет. Чувствуя, что с прибыльным проектом все же придется расстаться, акционеры потеряли интерес к его развитию. А тут еще служащие начали устраивать забастовки. В чем–то приходилось идти им навстречу, что предполагало дополнительные расходы. Но горожане демократичную конку любили и, кстати, забастовщиков поддерживали. Когда в ноябре 1905 года управляющий уволил недовольных и на их место набрал штрейкбрехеров, минчане демонстративно топали пешком, игнорируя бегущие по городу пустые вагончики. Пришлось служащих вернуть на их прежние места.
В том числе и из–за того, что экономили на оплате труда работавших на конно–железной дороге, билет стоил не так уж дорого — всего 3 — 4 копейки в зависимости от вида и продолжительности маршрута в 1896 году и 5 — 6 копеек — перед Первой мировой войной. Для сравнения: извозчик по центру города брал 15 копеек за свои услуги, от центра до Виленского вокзала — 30, от Комаровки до Брестского вокзала — 55 копеек. Так что почувствуйте разницу.

История общественного транспорта Беларуси

Поначалу в Минске планировались три линии конки. Но к ее открытию проложили лишь две. Первая, Вокзальная, связывала Брестский и Виленский вокзалы по улицам Московской и Бобруйской. Вторая, Главная, шла от Виленского вокзала до Соборной площади по улицам Петербургской, Коломенской, Захарьевской, Губернаторской, позже стала доходить до Нижнего рынка, а еще позже пролегла до пивоваренного завода на Сторожевке. Был и пересадочный отрезок. Со временем, в 1895 году, конка по мосту возле Нижнего рынка перешагнула Свислочь. А еще через три года появилась новая, Немиго–Захарьевская линия. Общая длина рельсов составила 7,3 версты (с конца XVIII века и до введения метрической системы 1 верста = 500 саженям = 1, 0668 км). О конке мечтали жители Серебрянки, Лошицы, но не суждено...

История общественного транспорта Беларуси

8 ноября 1912 года минская конка все–таки перешла в руки городских властей. Однако дни ее были уже сочтены. Уже в 1913 году царское правительство утвердило проект трамвая, составленный минским инженером Ф.Корзаном при участии киевского профессора Дубелира. Правда, проект так и остался на бумаге — революции и прочие катаклизмы помешали ему воплотиться в реальность. Трамвай зазвенел в Минске лишь в 1929 году. Его первый маршрут совпал с одной из линий конки — от Товарной станции и до Комаровки. Теперь это уже линия метро.
Самый же первый трамвай в Беларуси появился значительно раньше — в славном городе Витебске, — еще тогда, когда по Минску и Могилеву (там конка побежала в 1910 году) громыхали вагончики, запряженные лошадьми. Бельгийского бизнесмена Фернана Гильона, вернее, его предложение запустить дорогу с электрическими вагонами должным образом не оценили в Москве. Зато очень хорошо оценили в Витебске, который и получил в 1898 году технически продвинутый общественный транспорт. И надо сказать, Москва серьезно просчитались, дело–то вышло выгодное: уже через год витебский трамвай приносил своим акционерам хорошую прибыль.

История общественного транспорта Беларуси

Что касается автобусов в Беларуси, они также появились до Первой мировой. Как сообщают архивные источники, в 1913 году некто Выгодский пожелал организовать фактически первый автобусный маршрут в Минске — запустить курсировать 20–местный автомобиль. Однако достоверно известно лишь то, что пассажиров по маршруту Комаровка — центр доставляло 6–местное авто. Сложно обстояли дела и с такси. В 1913 году их в Минске насчитывалось целых... два, и базировались они возле входа в Александровский сквер.
Как ни удивительно, раньше, чем в Минске, автобусы появились в Слуцке. «Предприятие срочного автомобильного сообщения» организовало автобусные маршруты Слуцк — Старые Дороги и Слуцк — Ляховичи протяженностью 47 и 80 верст. Скорость движения машин — 20 — 25 верст в час в зависимости от марки автомобиля. Какие дороги были в те времена, понятно. Поэтому зимой рейсы вообще отменялись.

История общественного транспорта Беларуси

В 1909 году Виленское омнибусно–автобусное товарищество получило от Министерства путей сообщения разрешение перевозить пассажиров по маршрутам Брест — Слуцк — Бобруйск — Могилев, Остров — Двинск — Ковно, Белосток — Барановичи и в других направлениях. В 1913 году автобусы связали Борисов, Новоборисов и Зембин. Есть сведения об автобусном движении Гродно — Ковно. Так что край наш хоть и назывался тогда невнятно — Северо–Западный, — по своей сути оказался очень даже в русле западной цивилизации.
Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Спутник планеты Земля?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Беларуси

22-23 красавіка адбудзецца "Фэст Экскурсаводаў"

Хотите узнать больше? 22 – 23 красавіка 2017 года па ўсёй краіне пройдзе шэраг бясплатных экскурсій для ахвотных. “Фэст экскурсаводаў”, які ўжо стаў 9

Суд вынес приговор организаторам финансовой пирамиды "Спектр-Капитал"

Хотите узнать больше? Суд Центрального района Минска приговорил бывших сотрудников потребительского кооператива «Спектр-Капитал», который предлагал займы под 70%, но не 223

Рыженков назвал главную идею декрета о тунеядцах

Хотите узнать больше? Главная идея декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества» - стимулировать людей уплачивать налоги. фото: belta.by Об этом сегодня заявил 314

«Тест на гражданственность»: 99% белорусов думают, что они не могут повлиять на политику государства

Хотите узнать больше? Белорусы имеют высокий уровень базовых гражданских знаний, но при этом 99% из них считают, что никак не могут влиять на политику государства. фото 188

Reuters: Минск начал замещать российскую нефть поставками из Ирана

Хотите узнать больше? Как сообщает агентство, госкомпания «Белоруснефть» приобрела 80 тыс. тонн (порядка 600 тыс. барр.) нефти из Ирана (продавцом выступила Национальная 212

Таможня России будет контролировать белорусскую границу с помощью «мобильных групп»

Хотите узнать больше? В условиях введения пограничной зоны с Беларусью Федеральная таможенная служба России продолжит работу в режиме мобильных групп, которые будут 197

Литовский министр заявил, что Еврокомиссия потребует стресс-тесты со строящейся БелАЭС

Хотите узнать больше? Еврокомиссия (ЕК) потребует проведения стресс-тестов на строящейся в белорусском Островце Белорусской АЭС (БелАЭС) и намерена не делать никаких 273

Кобяков: Никакого печатания эмиссионных денег ни в коем случае быть не должно, это прошедший этап

Хотите узнать больше? Эмиссионное печатание денег — не более чем прошедший этап в истории экономического развития в Беларуси. Об этом по итогам совещания у главы 246