Закрыть

Выберите город

Закрыть

Дикий отдых белорусского караванера

Дикий отдых белорусского караванера

Пока многие европейские государства зарабатывают миллионы евро на автотуристах, одна небольшая страна продолжает кичиться своим выгодным географическим расположением. Но простого строительства дорог оказалось мало: в прошлом году через Беларусь проехали 12 тысяч караванеров (так называют владельцев автодомов и прицепов-дач). В основном они проследовали транзитом, делая редкие остановки на заправках и в придорожных кафе. Возможно, автотуристы могли бы найти приют в единственном автокемпинге, созданном у нас в середине 1990-х, однако он сейчас ориентирован на других отдыхающих.

Для европейских кемперов и автотуристов Беларусь по-прежнему остается terra incognita. Многие, конечно, спросят: что они тут не видели? Но в действительности интерес к нашей стране у чехов, немцев, французов, шведов, финнов есть. Что их останавливает? Веских причин несколько: и визовый режим, и недостаток достоверной информации о Беларуси на национальном языке туристов. Но главное — отсутствие специализированных автокемпингов. Для сравнения: в соседней Литве 1200 агроусадеб, где готовы принимать караванеров. В 2010-м там побывали 18—20 тысяч автотуристов.

— Теоретически караванеров могут принимать и белорусские агроусадьбы, — говорит Николай Денисман, автотурист со стажем и один из инициаторов развития в нашей стране караванинга. — Но в реальности у их хозяев нет даже понимания, что нужно. Это должно быть тихое место со всей необходимой инфраструктурой и коммуникациями, где можно было бы пополнить запасы пресной воды, подключиться к электросети, принять душ, приготовить нехитрый обед. Это минимум всего необходимого. Лучше, если автокемпинг расположен недалеко от города, а рядом есть туристические объекты. Я уже не говорю про бесплатный Wi-Fi, возможность арендовать машину, хотя в Европе все эти услуги предоставляются на таких площадках.

 

Дикий отдых белорусского караванера

 

Кажется, не так уж много требований, однако найти сейчас в Беларуси такое место практически невозможно. Для проведения международного съезда караванеров и автотуристов, который проходит в эти дни, выбрали Дудутки. «Больше никто не смог предложить такую культурную программу», — признался Николай Денисман.

Сегодня туда приехали около 100 экипажей: поляки, чехи, финны, эстонцы, россияне, украинцы. Эти люди, не расставаясь со своим домом на колесах, посещают разные города и страны. Автотуристы, а не турфирмы решают и планируют свой маршрут и время путешествия. Потому караваны популярны в Европе. Их владельцы объединяются в клубы, организовывают поездки, вместе изучают новые места, в которые обычных туристов не возят. В Финляндии (в этой стране особенно развит караванинг) в данном движении участвуют 280 тысяч человек, там 68 специализированных клубов.

— Кстати, уговорить некоторых из приглашенных приехать оказалось очень непросто, — усмехнулись белорусы. — Наши чешские коллеги, например, опасались за свою безопасность, не знали, чего ждать на границе, спрашивали, какие у нас дороги. Борьба со стереотипами велась долго. В течение полугода мы переписывались, присылали им фотографии, после чего, наконец, удалось убедить, что здесь все в порядке. Я авторитетно заявляю, что Беларусь — самое безопасное место в Европе в этом смысле. С некоторыми нашими друзьями случались неприятные инциденты за границей, но у нас — никогда.

В Беларуси тоже есть свой клуб караванеров и автотуристов. Сейчас его пытаются зарегистрировать в Минюсте как общественное объединение. «В нашем клубе — 57 человек. Половина из них активно занимаются караванингом, — говорит Николай Денисман. — В Беларуси, как правило, автодома или прицепы-дачи покупают обеспеченные люди. Особых технических сложностей нет (о некоторых из них мы писали в одной из первых публикаций на Auto Onliner. — Авт.), обслуживание как у обычного автомобиля, автодома храним на обыкновенных стоянках. Иногда возникают трудности с какими-то комплектующими, но и это решаемо».

У Николая и его супруги автодом на базе Ford Transit, в котором есть все, что нужно для автономной жизни, — отопительная система, микроволновка, мойка, санузел, телевизор, уютные диванчики и т. д. В общем, полноценный мобильный жилой комплекс.

 

Дикий отдых белорусского караванера

 

 

Дикий отдых белорусского караванера

 

 

Дикий отдых белорусского караванера

 

 

Дикий отдых белорусского караванера

 

 

Дикий отдых белорусского караванера

 

 

Дикий отдых белорусского караванера

 

Но по Беларуси семейная пара путешествует не так часто, в основном бывает за границей. «Мы провели в Голландии неделю, на пятерых потратили 750 евро, — рассказывает о своем последнем путешествии Николай Денисман. — Но главное — сами планировали отпуск: проехали по тюльпановым полям около 40 километров, заезжали в небольшие города и деревеньки, где проходит жизнь обычных голландцев. Это другой взгляд на страну».

— Но ведь это сезонный отдых? — спрашиваю.

— Почему? — удивился караванер. — Путешествуем круглый год. В 30-градусные морозы мы ездили в Великий Устюг. На Рождество были в Суздале. При этом ночевали в автодоме.

Во время нашего разговора караванеры с ностальгией вспоминали, мол, и у нас такое когда-то зарождалось. На трассе Заславль — Дзержинск есть местечко Крутогорье, где в середине 1990-х попытались сделать первый белорусский автокемпинг. «Что там теперь?» — вздыхали они.

А действительно!

...Дорога петляет среди полей и выводит нас к воротам со старой надписью «Крутогорье». На выходе встречает запылившийся прицеп-дача как символ прошлого. Когда-то здесь была военная часть, затем ее расформировали и организовали на этом месте автокемпинг. А потом... все в одночасье изменилось.

 

Дикий отдых белорусского караванера

 

 

Дикий отдых белорусского караванера

 

 

Дикий отдых белорусского караванера

 

— Сейчас ведется реставрационный период, — встретила нас сотрудница парка. — Но вообще мы позиционируем себя как центр семейного отдыха. Здесь можно поиграть в пейнтбол, например. У нас есть тир, квадроциклы, площадки для футбола, волейбола...

Дикий отдых белорусского караванера

 

Дикий отдых белорусского караванера

 

 

Дикий отдых белорусского караванера

 

Как раз возле футбольных ворот мы и нашли приметы автокемпинга — старые розетки. Их несколько десятков. Когда-то здесь начинался туристический автобизнес. Но все прекратилось. Специализированной стоянки нет, розетки ржавеют... Примечательно, что память об автокемпинге в Крутогорье в кругу автотуристов до сих пор жива.

 

Дикий отдых белорусского караванера

 

 

Дикий отдых белорусского караванера

 

— Да, по-прежнему звонят, спрашивают, — с ходу припомнила сотрудница центра. — В июне мы будем принимать специальный автобус, приедут 20 немецких туристов. Они планируют жить прямо в автобусе, оборудованном всем необходимым. Куда поставить автодома, если придется? Хороший вопрос...

Между тем он актуален для всей страны. Недавно заместитель директора департамента по туризму Министерства спорта и туризма Андрей Мартынов заявил, что необходимо строить больше автокемпингов. Но не останется ли это очередной декларацией о намерениях?

Сфера обслуживания, увы, у нас до сих пор с советским акцентом. Сейчас чуть ли не каждый деревенский дом претендует на звание агроусадьбы. А сколько лет уже говорится о развитии придорожного сервиса, однако воз и ныне там. Где сеть «объектов комплексного обслуживания» на трассах?

На 1 января текущего года на республиканских автомобильных дорогах работали 319 автозаправочных станций, 122 автомобильные газозаправочные станции, 68 гостиниц, 47 моек, 71 охраняемая стоянка, 309 предприятий торговли, 436 пунктов питания и 97 СТО. Сейчас ведется строительство и реконструкция почти 70 объектов. Перед «Белнефтехимом», облисполкомами, Минторгом и Белкоопсоюзом стоит задача ввести в этом году 48 объектов — АЗС, моек, СТО, гостиниц, охраняемых стоянок и пунктов питания. Кажется, цифры большие, но это иллюзия, потому что километров дорог гораздо больше.

Только в этом году заговорили о реальных льготах для инвесторов, занимающихся созданием туристических объектов. Бизнесмены не раз обращали внимание на проблемы, сопряженные со строительством объектов придорожного сервиса: согласования занимают слишком много времени, к тому же в технических требованиях встречаются несуразности.

— Моя небольшая компания готова инвестировать в строительство автокемпинга, — говорит Николай Денисман. — Главное, чтобы чиновники не чинили препятствий. У нас неплохие дороги, порядок на границах, опасности для туристов нет. Мы знаем, как организовать отдых автотуристов.

По его словам, окультурить дикий отдых вполне реально. Николай готов построить стоянку с кафе, несколькими гостевыми домиками, детской площадкой, подвести коммуникации, организовать прокат автомобилей и велосипедов. «Все возможно, но необходимо, чтобы нам просто не мешали. Мы знаем нюансы и даже как привлечь туристов», — считает бизнесмен.

Дикий отдых белорусского караванера

Николай ДенисманВпрочем, не все предприниматели разделяют оптимизм Николая. Бизнесмены, которые задумывались о создании автокемпингов, рассказали, с какими сложностями им приходилось сталкиваться. Во-первых, нет единого координирующего центра, который бы занимался сферой. Что это — туризм, придорожный сервис или агроэкотуризм? Во-вторых, все-таки караванинг носит сезонный характер — зимой европейцы скорее предпочтут теплые страны. В-третьих, существуют сложности в подборе квалифицированного персонала. Ведь нужны специалисты, которые не только имеют опыт работы в сфере обслуживания, но и владеют на приличном уровне хотя бы разговорным английским. В-четвертых, имеются нерешенные нюансы с земельным вопросом (бизнесмены просят гарантии).

 

Однако никто не говорит, что начинать новое дело, тем более такое, просто. Использовать выгодное расположение можно и нужно: по самым скромным оценкам, при развитии этой отрасли поток автотуристов может возрасти в несколько раз. Но сначала нужно что-то создать, чтобы потом получить ощутимый результат.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Первый месяц лета?
ДЕНИСМАН НИКОЛАЙ ЮЛЬЯНОВИЧ. Ищу людей, пострадавших от действий этого человека, для подачи коллективного заявления в милицию. Если Вы одолжили денег этому человеку и не можете их вернуть (даже если у Вас нет расписки) или имеете другие похожие проблемы, свяжитесь со мной по телефону 8029 6295184
  • #|
  • babuk|
  • 20 май 2016, 18:01

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Беларуси

22-23 красавіка адбудзецца "Фэст Экскурсаводаў"

Хотите узнать больше? 22 – 23 красавіка 2017 года па ўсёй краіне пройдзе шэраг бясплатных экскурсій для ахвотных. “Фэст экскурсаводаў”, які ўжо стаў 77

Суд вынес приговор организаторам финансовой пирамиды "Спектр-Капитал"

Хотите узнать больше? Суд Центрального района Минска приговорил бывших сотрудников потребительского кооператива «Спектр-Капитал», который предлагал займы под 70%, но не 228

Рыженков назвал главную идею декрета о тунеядцах

Хотите узнать больше? Главная идея декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества» - стимулировать людей уплачивать налоги. фото: belta.by Об этом сегодня заявил 378

«Тест на гражданственность»: 99% белорусов думают, что они не могут повлиять на политику государства

Хотите узнать больше? Белорусы имеют высокий уровень базовых гражданских знаний, но при этом 99% из них считают, что никак не могут влиять на политику государства. фото 192

Reuters: Минск начал замещать российскую нефть поставками из Ирана

Хотите узнать больше? Как сообщает агентство, госкомпания «Белоруснефть» приобрела 80 тыс. тонн (порядка 600 тыс. барр.) нефти из Ирана (продавцом выступила Национальная 217

Таможня России будет контролировать белорусскую границу с помощью «мобильных групп»

Хотите узнать больше? В условиях введения пограничной зоны с Беларусью Федеральная таможенная служба России продолжит работу в режиме мобильных групп, которые будут 204

Литовский министр заявил, что Еврокомиссия потребует стресс-тесты со строящейся БелАЭС

Хотите узнать больше? Еврокомиссия (ЕК) потребует проведения стресс-тестов на строящейся в белорусском Островце Белорусской АЭС (БелАЭС) и намерена не делать никаких 276

Кобяков: Никакого печатания эмиссионных денег ни в коем случае быть не должно, это прошедший этап

Хотите узнать больше? Эмиссионное печатание денег — не более чем прошедший этап в истории экономического развития в Беларуси. Об этом по итогам совещания у главы 248