Закрыть

Выберите город

Закрыть

Будет ли в Беларуси реестр заложенного имущества?

Будет ли в Беларуси реестр заложенного имущества?

В Беларуси планируется создание Реестра уведомлений об обременениях движимого имущества, который должен стать надежным средством для борьбы с «нечестными» должниками.

Легко ли в Беларуси предприятию получить кредит? Легко, если предприятию есть что предложить в залог. Банки охотно берут в залог ликвидную недвижимость, автомобили и, иногда, товары в обороте. А что делать, если ничего из вышеперечисленного нет? Или рассмотрим другую ситуацию – субъект хозяйствования отгружает товар без предоплаты другому субъекту хозяйствования, и в счет обеспечения обязательств по оплате берет в залог торговое оборудование. А когда должник не расплачивается, то пытается обратить взыскание на предмет залога – торговое оборудование. И тут выясняется, что взыскатель двадцать пятый в очереди тех, кто взял это оборудование в залог. Проблем бы не было, если бы речь шла о недвижимости – залог недвижимости регистрируется, и легко проверить, находится ли недвижимость в залоге или нет. А что делать с движимым имуществом? Вообще не рассматривать его как предмет залога?

Выход из ситуации: регистрация обременений движимого имущества

В то же время надо понимать, что львиную долю имущества практически любого предприятия, особенно если говорить о мелких и средних предприятиях, составляет именно движимое имущество. Получается, что предприятие, приобретя ноутбук за 1000 долларов, фактически замораживает эти деньги. Да, ноутбук будет участвовать в производственной деятельности, например, на нем будет работать бухгалтер, но если до покупки у предприятия было 1000 долларов активов, то теперь – имущество на 1000 долларов, а активов, которые можно легко и понятно превратить в деньги, нет. Брать в залог такое имущество банки не особо стремятся – эти операции связаны с повышенным риском, затруднениями в определении, находится ли это имущество в залоге у кого-либо и так далее.

Одним из вариантов уменьшения рисков банков и иных залогодержателей могло бы быть создание реестра, в котором бы регистрировались уведомления об обременениях движимого имущества (ведь бессмысленно регистрировать все движимое имущество, речь идет только об определенном состоянии такого имущества), что и планируется сделать в Беларуси. Проект декрета о создании реестра уведомлений об обременениях движимого имущества был подготовлен Министерством юстиции в рамках деятельности созданной Правительством рабочей группы при активном участии экспертов Международной финансовой корпорации (International Finance Corporation – IFC), которая осуществляет программу консультативной помощи «Улучшение регулирования бизнеса и содействие привлечению инвестиций в Республике Беларусь», при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID), Шведского управления по развитию международного сотрудничества (Sida) и Министерства финансов Австрии.

Если говорить языком официального обоснования проекта Декрета, то данный проект подготовлен в целях содействия развитию экономики Республики Беларусь, повышения доступности финансирования для населения и малого бизнеса и содействия повышению рейтинга Республики Беларусь в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса» по показателю «Получение кредита» (ответственный по показателю - Национальный банк Республики Беларусь) путем регулирования в законодательстве Республики Беларусь вопросов доступа к сведениям об обременениях движимого имущества и имущественных прав, реализации прав в отношении этого имущества и имущественных прав. Основными целями предлагаемых проектом Декрета механизмов являются увеличение доступности заемных средств для предприятий, которые могут предложить в качестве средства обеспечения своих обязательств только движимое имущество, уменьшение рисков банков и иных субъектов хозяйствования при недобросовестных действиях заемщиков путем обеспечения информированности участников гражданского оборота о нахождении имущества или прав в залоге.

Как будет работать реестр уведомлений

Суть предлагаемых проектом нововведений такова. Предполагается создать информационный ресурс с доступом к нему через интернет, в котором будут регистрироваться уведомления о существовании обременений движимого имущества, в том числе о залоге движимого имущества. Так, например, при обременении имущества залогом согласно проекту залогодержатель регистрирует факт залога, и по дате и времени регистрации будет определяться приоритет залогодержателя, зарегистрировавшего уведомление, перед остальными, не зарегистрировавшими или зарегистрировавшими позже. Проект предусматривает регулирование не только залога, но и других видов обременений - как частных, так и публичных. Под публичными обременениями понимаются, в частности, обременения имущества (аресты, ограничения в отчуждении), наложенные для обеспечения обязательств перед государственными органами и в интересах государства. Кстати, проектом предусматривается приоритет публичных обременений над частными независимо от времени регистрации тех либо других. Частные же обременения, как уже говорилось, не ограничиваются только залогами. Это могут быть и лизинг с последующим выкупом, и рента, и иные аналогичные правоотношения.

Перечень имущества, на которое распространяются предлагаемые проектом нормы, также очень широк. Он включает в себя не только "классические" виды движимого имущества, которое может быть предметом залога (движимое имущество, обладающее видовыми признаками, а также товары в обороте), но и имущество, обладающее только родовыми признаками, но не являющееся товаром в обороте, а также имущественные права, в том числе право на получение выручки. Пока проект декрета распространяется только на субъектов предпринимательской деятельности и не касается физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и не осуществляющих ремесленную деятельность, однако высказывается мнение о целесообразности распространения действия декрета и на всех физических лиц.

Предполагается, что получение информации из реестра уведомлений будет бесплатным (за исключением документального подтверждения сведений, содержащихся в реестре путем изготовления выписки), а внесение в реестр сведений - платным. Оплата будет устанавливаться Советом министров и, по утверждениям разработчиков проекта, будет символической, необходимой для покрытия расходов на функционирование реестра.

Механизм работы информационной составляющей реестра предполагается следующим. В реестр, работающий круглосуточно 7 дней в неделю, обременитель будет вносить данные об обременении движимого имущества определенного субъекта. Описание имущества при этом не предполагается излишне подробным и позволяющим детально установить конкретное имущество. Запись в реестре всего лишь говорит о том, что у определенного субъекта хозяйствования какое-то имущество (например, партия товара или выручка) обременено обязательствами. И наличие записи в реестре не заменяет первичные документы, служащие основанием для возникновения соответствующих обременений, например договора залога. Наличие записи в реестре свидетельствует о том, что при оценке возможности и экономической целесообразности обременения залогом данного имущества у потенциального залогодателя необходимо истребовать соответствующие первичные документы, чтобы уже на их основании сделать вывод о том, находится ли предлагаемое в залог имущество или права в залоге у третьих лиц. Аналогичным образом это будет работать и с другими видами обременений. Что касается доступа к информации из реестра, то планируется сделать его свободным, но защищаемым какими-нибудь специальными сведениями (пароль), которые могут быть переданы лицу, которое желает проверить обременения имущества определенного субъекта хозяйствования, только этим субъектом хозяйствования (например, может быть использована концепция открытых ключей, то есть шифров, которые могут расшифровать информацию, но не зашифровать ее).

Проектом устанавливаются правила обращения с обремененным имуществом (замены, оборота, порядка обращения взыскания и т.д.), а также основные правила функционирования реестра. В реестр вносятся сведения о возникновении, изменении, опротестовании, прекращении обременений, а также об обращении взыскания на предмет обременения. В рассмотренном проекте Декрета устанавливается принцип добровольности регистрации уведомлений об обременении.

Отсутствие регистрации не влияет на действительность обременения, но влияет на приоритет удовлетворения требований.

Технические вопросы функционирования реестра предполагается решить постановлением Совета министров.

Какие плюсы дает реестр уведомлений об обременениях?

Очевидно, что реестр будет как минимум хорошим информационным ресурсом для определения платежеспособности и благонадежности потенциальных контрагентов. Также он будет способствовать определенной дисциплине в гражданском обороте. Что касается опасения того, что информация о том, что есть у предприятия, будет доступна всем, то предоставление информации только по паролю, который знает только предприятие-должник, является технически решаемой задачей. А если предприятие-должник не сообщает пароль и, соответственно, делает невозможной проверку, то это будет поводом усомниться в доводах и намерениях такой стороны договора. Ведь пользоваться кредитами и что-то давать в залог – это нормальная практика. Ненормально только не отдавать кредиты и нарушать взятые на себя обязательства.

Что дальше?

Проект декрета в настоящий момент активно обсуждается в бизнес-кругах и с участием банков. В частности, журналом «Юрист» совместно с Министерством экономики и Международной финансовой корпорацией 3 апреля 2013 года был организован и проведен круглый стол на тему «Реестр обременений движимого имущества». В обсуждении проекта декрета участвовали банки, представители субъектов хозяйствования и представители госорганов. Участники в целом положительно оценили предлагаемые нововведения, а также внесли ряд предложений разработчикам. Полные тексты выступлений участников можно прочитать на сайте www.jurist.by. Особенный интерес к проекту ожидаемо проявляют белорусские банки, которые будут основными пользователями такого реестра. В настоящее время, проект декрета внесен на рассмотрение в Правительство.

Справка:

Реестр, аналогичный предлагаемому в Беларуси, действует во многих странах мира. Введение реестра существенно увеличивает доступность кредитных ресурсов. Так, в Китае введение подобного института позволило субъектам малого и среднего бизнеса вовлечь в хозяйственный оборот активы на сумму нескольких триллионов долларов США. В Китае основным предметом обременения выступала дебиторская задолженность. Причем развитие реестра привело к тому, что банки стали сами разрабатывать новые финансовые продукты с учетом существования реестра.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Сколько лет в веке? (ответ числом)

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Беларуси

Адвокаты 1 марта будут бесплатно консультировать по декрету о тунеядстве

Хотите узнать больше? Белорусские адвокаты 1 марта будут принимать граждан для оказания им бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с реализацией декрета №3 "О 68

Почему система социальной защиты безработных в Беларуси не срабатывает?

Хотите узнать больше? Система социальной защиты безработных маскирует реальные масштабы безработицы, что позволяет государству проводить в отношении неработающих белорусов 65

Минэнерго: цена российского газа определена, вопрос - в политической воле

Хотите узнать больше? Беларусь в переговорах с Россией пытается добиться существенного снижения цены на газ. Каждая из сторон определила размер цены за газ, осталось 49

В Беларуси будут декриминализировать экономические риски

Хотите узнать больше? Экспертная группа в правительстве изучит, когда деловой риск является обоснованным и его последствия не должны становиться поводом для уголовного 48

22-23 красавіка адбудзецца "Фэст Экскурсаводаў"

Хотите узнать больше? 22 – 23 красавіка 2017 года па ўсёй краіне пройдзе шэраг бясплатных экскурсій для ахвотных. “Фэст экскурсаводаў”, які ўжо стаў 349

Суд вынес приговор организаторам финансовой пирамиды "Спектр-Капитал"

Хотите узнать больше? Суд Центрального района Минска приговорил бывших сотрудников потребительского кооператива «Спектр-Капитал», который предлагал займы под 70%, но не 301

Рыженков назвал главную идею декрета о тунеядцах

Хотите узнать больше? Главная идея декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества» - стимулировать людей уплачивать налоги. фото: belta.by Об этом сегодня заявил 1 216

«Тест на гражданственность»: 99% белорусов думают, что они не могут повлиять на политику государства

Хотите узнать больше? Белорусы имеют высокий уровень базовых гражданских знаний, но при этом 99% из них считают, что никак не могут влиять на политику государства. фото 261