Закрыть

Выберите город

Закрыть

Законопроект о деятельности политических партий существенных изменений не претерпел

Законопроект о деятельности политических партий существенных изменений не претерпел

На весенней сессии Палаты представителей планируется рассмотрение проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений».

Об этом сообщила заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Тамара Красовская, сообщает Центр правовой трансформации Lawtrend.

Как пояснила депутат, проект закона был внесен Советом Министров осенью 2012 года.

«Проект закона предлагает такую новацию, как возможность преобразования общественного объединения в политическую партию», - сообщила Тамара Красовская. Документ содержит и такую норму, по которой упрощаются требования, касающиеся условий создания республиканских общественных объединений. Для их создания предлагается оставить общее число учредителей прежним, но исключить требование по равному количеству представителей от регионов страны.

Помимо этого, предполагается, что число учредителей для определенных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами. «Это дополнение вызвано тем, что особенности создания некоторых общественных объединений установлены специальными законами. Например, это Закон, касающийся творческих союзов», - пояснила Тамара Красовская.

Вносятся корректировки, которые приводят нормы законов в соответствие с Гражданским кодексом.

Предлагается упростить порядок ликвидации общественных объединений, политических партий, их союзов и организационных структур. «Общий порядок ликвидации юрлица, который прописан в Гражданском кодексе, не учитывает особенности политических партий и общественных объединений, поэтому и вносятся поправки в этой части», - отметила Тамара Красовская. Предусматривается, что если политическая партия, общественное объединение или их союзы многократно не предоставляет ежегодную информацию о своей работе в соответствующие органы, то это может быть основанием для ликвидации.

Вводится и понятие отделения международного общественного объединения и его статуса. По своей сути эти отделения создаются для представления интересов международной организации на территории Республики Беларусь и исключительно здесь осуществляют свою деятельность, что должно соответствовать республиканскому статусу, а не международному, как в действующем законодательстве.

Центр правовой трансформации Lawtrend отмечает, что текст проекта закона, размещенный в настоящее время на Национальном правовом интернет-портале, не отличается от опубликованного ранее.

Из комментариев депутата вытекает, что проект закона, который предполагается к рассмотрению в первом чтении не содержит принципиально новых положений по сравнению с текстом, проанализированным Центром правовой трансформации.

Так, анализ проекта закона показывает, что основные изменения для общественных объединений касаются:

1. Дефиниций «общественное объединение» и «союз (ассоциация) общественных объединений». При этом в определении общественного объединения изменена цель создания общественного объединения: цель «совместная реализация гражданских, социальных, культурных и иных прав» заменена на цель «достижение общих целей, указанных в уставе». Очевидно, что такое изменение соответствует тенденции регистрации общественных объединений в стране, когда в большинстве своем регистрируются так называемые «клубы по интересам»: спортивные, танцевальные и иные подобные объединения.

2. Отделения международных общественных объединений, созданных на территории иностранных государств, приравниваются к общественным объединениям. Исходя из норм действующего законодательства, они и в настоящее время признаются общественными объединениями, в тоже время не поименованы в перечне общественных объединений, которые могут быть созданы в Республике Беларусь.
Проект определяет также, что отделения создаются в форме республиканских объединений, в то время как действующее законодательство предусматривает, что такие отделения создаются и действуют в порядке, установленном для международных общественных объединений, созданных на территории Беларуси.
Привязка отделений международных общественных объединений, созданных на территории иностранных государств, к республиканским объединениям является более удачной, в том числе из-за того, что республиканские объединения наделены правом использования в своем названии слова «белорусский», в то время как международные объединения такого права лишены. Соответственно, с принятием данной нормы отделение международного объединения, созданного на территории иностранного государства, на законном основании смогут использовать в своем названии словосочетание «белорусское отделение». В тоже время, несмотря на более четкую регламентацию понятия «отделение международного общественного объединения, созданного на территории иностранного государства», законопроект так и не дает четкого представления о процессе создания такого отделения.

3. Изменяется требование к количеству учредителей местных и республиканских общественных объединений. Так, в соответствии с проектом закона для создания местного общественного объединения необходимо наличие не менее десяти учредителей от двух и более административно-территориальных единиц территории, на которую будет распространяться деятельность этого общественного объединения. Введение данной нормы в закон значительно упростит создание областных и районных общественных объединения, в то время как на данный момент необходимость наличия учредителей от большинства административно-территориальных единиц при отнесении к административно-территориальным единицам сельсоветов делает создание подобных объединений практически невозможным.

Существующая в действующем законодательстве норма о наличии не менее 50 учредителей для создания республиканского общественного объединения, получила свое закрепление и в проекте закона, в тоже время она претерпела некоторые изменения: если в действующем законодательстве установлена необходимость наличия не менее чем по десять учредителей от большинства областей и г. Минска, то проект закона предусматривает не менее пятидесяти учредителей от большинства областей и г. Минска.
Приводится также в логическое соответствие норма о создании международного общественного объединения: действующее законодательство предусматривает необходимость наличия на территории иностранного государства организационной структуры создаваемого общественного объединения, что на практике вызывает необходимость создания организационной структуры объединения раньше самого объединения. Проект закона отменяет такую практику, изменяя слово «наличие» на слово «создание».

В тоже время проект закона содержит новую норму, дискриминирующую одни общественные объединения по отношению к другим. Проект закона устанавливает, что количество учредителей для создания и деятельности отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений.

4. Проект закона наконец-то предусматривает приведение норм об учредительных документах союзов (ассоциаций) общественных объединений в соответствие с Гражданским кодексом, изменения в который были внесены еще в конце 2009 года. Из перечня учредительных документов союзов (ассоциаций) исключается учредительный договор.

5. Из числа документов, необходимых для осуществления регистрации общественного объединения, исключается графическое изображение организационных структур. Проект закона предусматривает необходимость публикации сообщения о регистрации и ликвидации общественного объединения не в официальных средствах массовой информации, как устанавливает действующее законодательство, а в приложении к журналу «Юстиция Беларуси».

6. Изменяются основание для вынесения решения об отказе в регистрации общественного объединения. В частности, если действующее законодательство предусматривает в качестве основания для отказа в регистрации несоответствие устава объединения требованиям законодательства, то проект закона определяет как основание для отказа несоответствие устава объединения, иных представленных документов и (или) сведений, если такие нарушения носят неустранимый характер. При введении указанной нормы является непонятным закрепление в ст. 15 проекта закона за регистрирующим органам права приостановления регистрации в случае несоответствия устава объединения, иных представленных документов и (или) сведений требованиям законодательства, если такие нарушения носят устранимый характер. По логике в случае наличия устранимых нарушений должно приниматься решение о приостановлении регистрации, в случае наличия неустранимых – решение об отказе в регистрации.

7. Проект закона привносит новую норму о том, что общественное объединение может быть преобразовано в политическую партию, государственная регистрация которой осуществляется в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь. В принципе, действующее законодательство не запрещает преобразование общественного объединения в политическую партию. Очевидно, что данная норма особо выделяется в проекте закона в связи с процессами, начавшимися в общественном объединении «Белая Русь».

8. Проект закона вводит новую статью об исключении из журнала учета организационных структур общественных объединений, упрощает порядок ликвидации общественных объединений. В тоже время вводится дополнительное основание для ликвидации общественных объединений, их союзов: непредставление в течение трех лет подряд в установленный срок отчетов в регистрирующий орган (предусмотренных ч. 6 ст. 24 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях»).


Таким образом, проект закона предусматривает несколько позитивных норм по сравнению с действующим законодательством Республики Беларусь об общественных объединениях.

В то же время проект закона не ориентирован на улучшение ситуации со свободой ассоциаций в стране и на введение положений, способствующих развитию общественных объединений, облегчению процесса их создания, регистрации и деятельности: исключение запрета на деятельность незарегистрированных объединений, введение разрешительного принципа регистрации, возможности размещения юридического адреса по месту жительства члена объединения, приведение положений о контроле за деятельностью общественных объединений регистрирующими органами в соответствие с нормами действующего законодательства о проверках, сокращение оснований для ликвидации объединений и т.п.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: 24 часа это - ?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Беларуси

Уже третий за ноябрь: в Беларуси выполнили еще один смертный приговор

Хотите узнать больше? В Беларуси выполнили еще один смертный приговор — расстрелян Геннадий Яковицкий, неоднократно судимый, признанный виновным в убийстве своей 152

КГК обвинил Госкомимущество в невыполнении поручений президента

Хотите узнать больше? По данным Комитета государственного контроля, Госкомимущество ежегодно не выполняет поручения главы государства по вовлечению в оборот 97

Беларусь присоединилась к международной морской организации

Хотите узнать больше? Беларусь официально стала членом Международной морской организации ООН. Как сообщила пресс-служба Министерства транспорта и коммуникаций, по 75

Правительство компенсирует белорусским банкам потери по экспортным кредитам

Хотите узнать больше? Правительство компенсирует белорусским банкам в 2017-2018 годах потери от предоставления экспортных кредитов, сообщила пресс-служба Совмина. 74

Бывшая сотрудница минского банка сняла со счета вип-клиента крупную сумму

Хотите узнать больше? Прокуратура Заводского района Минска направила в районный суд материалы дела о мошенничестве в особо крупном размере по ч. 4 ст. 209 УК. фото: 251

Белорусы догоняют европейцев по безналичным покупкам

Хотите узнать больше? Переход на новые купюры и монеты привел в Беларуси к резкой популярности безналичных расчетов в рознице. Теперь каждую четвертую покупку в магазине 235

Плохие долги: 270 предприятий переданы в Агентство по управлению активами

Хотите узнать больше? Кредиторская задолженность в сумме 600 млн рублей передана в Агентство по управлению активами. Среди должников -- в основном сельскохозяйственные 218

Белорусским банкам некому выдавать кредиты

Хотите узнать больше? Кредитные портфели банков в 2016 году сократились, хотя денег в финансовых институтах хватает. Не хватает лишь качественных заемщиков. фото: 514