Закрыть

Выберите город

Закрыть

Зачем анонимную помощь уравнивать с иностранной?

Зачем анонимную помощь уравнивать с иностранной?

Бабушки в переходах, собирающие пожертвования на строительство храмов, инвалиды, рассчитывающие на поддержку общества и даже люди, заботящиеся о детях-сиротах, могут де-юре быть обвинены в получении иностранной безвозмездной помощи.

Однако для ее использования в Беларуси необходима регистрация в государственных органах, придумана особая процедура освобождения от налогообложения, а за нарушение установленного порядка обращения с ней предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Данному парадоксу посвящено исследование Белорусского фонда публичной политики (BPPF) "Анонимные пожертвования в Беларуси: пути совершенствования правового регулирования". Его авторы: юрист Ассамблеи демократических неправительственных организаций Юрий Чаусов и директор Центра правовой трансформации "Lawtrend" Ольга Смолянко описывают ситуацию, сложившуюся в Беларуси с анонимной помощью и дают конкретные рекомендации по улучшению данной правовой ситуации.

"Декретные" установки
Как сказано в исследовании, Декретом № 24 от 28 ноября 2003 года «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи» установлено, "что иностранной безвозмездной помощью являются денежные средства, в том числе в иностранной валюте, товары (имущество), безвозмездно предоставляемые в пользование, владение, распоряжение организациям и физическим лицам Республики Беларусь иностранными государствами, международными организациями, иностранными организациями и гражданами, а также лицами без гражданства и анонимными жертвователями ". Такая трактовка понятия иностранной безвозмездной помощи перекочевала в декрет №24 из ныне не действующего декрета №8 от 12 марта 2001 года, который положил начало ограничениям на получение финансирования из-за рубежа. При этом законодатель не определил, какие именно пожертвования являются анонимными, но по аналогии с законодательством об обращениях граждан можно предположить, что таковыми являются пожертвования, при осуществлении которых не указаны фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина или адрес его места жительства (места пребывания) и (или) места работы (учебы).

Иных нормативных актов, регулирующих порядок получения анонимных пожертвований в стране нет. Таким образом, по умолчанию белорусское законодательство распространяет на анонимные пожертвования порядок, установленный для иностранной безвозмездной помощи – независимо от того, что донором может являться анонимный белорусский жертвователь.

"Вместе с тем в стране установлен чрезвычайно жесткий режим использования иностранной безвозмездной помощи, - говорится в исследовании. - Законодательством установлены цели использования иностранной безвозмездной помощи, которые являются чрезвычайно узкими, более того, решение о том, соответствует ли деятельность заявленной в законодательстве цели, может носить субъективный характер. Иностранная безвозмездная помощь подлежит регистрации в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами президента Республики Беларусь.

Процедура регистрации носит разрешительный характер. На практике при обращении некоммерческой организацией с заявлением о регистрации иностранной безвозмездной помощи к нему, независимо от размера такой помощи, необходимо прилагать письмо поддержки профильного министерства либо государственного ведомства. Решение об освобождении такой помощи от налогов принимается индивидуально в каждом конкретном случае по согласованию с президентом. Многие организации (например, РПОО «Белорусский хельсинкский комитет») годами не могут зарегистрировать помощь, выделенную им иностранными партнерами".

Потенциальные преступники?
Как отмечают авторы документа, особое значение проблема анонимных пожертвований приобрела с введением в конце 2011 года административной и уголовной ответственности за нарушения, связанные с иностранной безвозмездной помощью. Если ранее статья 23.23. Кодекса об административных правонарушениях устанавливала ответственность лишь за нецелевое использование такой помощи или использование на цели, запрещенные законодательством, то теперь данный состав включает в себя любое использование иностранной безвозмездной помощи с нарушением законодательства. Статья 23.24. Кодекса об административных правонарушениях предусматривает, что получение, а равно хранение, перемещение иностранной безвозмездной помощи для осуществления деяний, запрещенных законодательством, либо финансирования политических партий, подготовки или проведения выборов, организации или проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, забастовок, изготовления или распространения агитационных материалов, проведения семинаров или других форм политической и агитационно-массовой работы среди населения, если в этих деяниях нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от 50 до 200 базовых величин с конфискацией этой помощи, а на юридическое лицо - до ста процентов стоимости иностранной безвозмездной помощи с конфискацией этой помощи. Предоставление безвозмездной помощи иностранным гражданином на осуществление деятельности, запрещенной законодательством, влекут депортацию.

Параллельно в 2011 году в Уголовный кодекс была включена статья 3692 по которой совершение в течение года после наложения административного взыскания по части 2 статьи 23.24. Кодекса об административных правонарушениях аналогичного нарушения будет влечь за собой уже уголовную ответственность в виде штрафа, ареста или лишения свободы на срок до двух лет.

По существу, как отмечают авторы исследования, законодатель распространил административную (а за повторные нарушения – и уголовную) ответственность на все возможные нарушения, которые могут иметь место при операциях с иностранной безвозмездной помощью: формулировка «деяний, запрещенных законодательством» в сочетании с нарочито неопределенным понятием «агитационно-массовой работы среди населения», включая семинары, создает пространство для квалификации любой деятельности в рамках получения иностранной помощи как правонарушения.

С вступлением в силу этих поправок все юридические и физические лица, использующие в своей деятельности сбор анонимных пожертвований, включая сбор средств в ящики для пожертвований, стали с точки зрения закона рассматриваться как потенциальные преступники.

Практика анонимных пожертвований
Как говорится в исследовании Белорусского фонда публичной политики, несмотря на указанную неблагоприятную правовую среду, анонимные пожертвования являются на практике весьма распространенным в Беларуси способом сбора средств общественными объединениями, благотворительными фондами и учреждениями, религиозными организациями и частными благотворительными инициативами. И хотя в большинстве случаев речь идет о незначительных суммах пожертвований, число некоммерческих и иных организаций, использующих подобный механизм, оценивается в несколько тысяч.
"Многие респектабельные проекты сознательно строят свою деятельность по сбору пожертвований на принципе анонимности дарителя, в том числе через благотворительные аукционы, осуществление дарения путем отчисления процента от стоимости покупаемого товара либо услуги.

Так, на сайте ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк» размещена информация о том, что «благодаря Беларусбанку стало возможным осуществлять пожертвования через инфокиоски, с мобильного телефона, а также через интернет-банкинг или в кассе любого отделения Беларусбанка. А в супермаркете для детей «Буслiк» в скором времени появятся ящики для сбора пожертвований в пользу сирот. Компании объединяются, чтобы вместе поддержать детей-сирот». В подавляющем большинстве торговых центров и гипермаркетов можно найти ящики для пожертвований, установленные общественными объединениями защиты животных, Общественным объединением «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников», религиозными организациями в целях средств на постройку храмов", - отмечается в исследовании.

Способ "подставить" получателя
Авторы исследования отмечают, что при перечислении денег на многие благотворительные счета, а также при пересылке средств по системам электронных платежей, возможна регистрация человека под вымышленным именем и с вымышленными данными. Но будут ли рассмотрены пожертвования, переведенные такими «несуществующими» лицами в качестве анонимных?

"Данный вопрос наиболее актуален в настоящее время в связи с проведением проверки деятельности журнала «Arche» Департаментом финансовых расследований, сообщения о которой появились как в государственных, так и в независимых СМИ (cм. “БР” №41/2012). В частности, 26 октября в передаче «Зона Х» на канале Беларусь-1 было отмечено, что учреждение «Редакция журнала «ARCHE-Пачатак» существует за счет пожертвований. При этом изучив список меценатов сотрудники ДФР заявили: «Данные средства поступили из анонимных источников, что запрещено законами Республики Беларусь» (цитируется по стенограмме, опубликованной в газете «Наша Нiва»). При проведении проверки сотрудников ДФР интересовал вопрос, каким образом устанавливалась организацией личность людей, оказывающих пожертвование", - сказано в документе.

В этом отношении дело «Arche» тревожит и как опасный прецедент, убеждены юристы: привлекая к ответственности журнал за получение анонимных пожертвований, сотрудники ДФР открывают правовой ящик Пандоры, создавая практику, по которой сбор купюр в ящик, например, на строительство православного храма, становится преступлением.

Выход есть
Как пояснила "Ежедневнику" свою позицию один из авторов исследования Ольга Смолянко, так как понятие "анонимные пожертвования" в белорусском законодательстве вообще нигде не разъясняется, самый оптимальный способ разрешить противоречия – прекратить увязывать данное понятие с иностранной безвозмездной помощью. По ее словам, сегодня разные организации, из-за запутанности ситуации в правовом поле, совершенно по-разному относятся к документальному оформлению получения благотворительной помощи. И это может стать проблемой как для них, так и для непосредственных получателей пожертвований. Поэтому Беларуси необходимо привести свою практику оказания анонимной помощи в соответствие с европейскими стандартами сбора средств на благотворительную деятельность.

Какие для этого шаги нужно предпринять, в исследовании описывается достаточно подробно. В частности, предлагается внести изменения в Декрет Президента Республики Беларусь №24 от 28 ноября 2003 года «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи». Параллельно следует рассмотреть вопрос о возможном внесении изменений в Закон Республики Беларусь «О политических партиях», ограничивающий совокупный объем анонимных пожертвований в общем бюджете политической партии. Авторы документа считают, что необходимо законодательно урегулировать возможность получения общественными организациями средств через стационарные и переносные ящики для пожертвований, а также иные поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, благотворительных аукционов и т.п.). При этом на уровне правительства и профильных министерств необходимо утвердить единые процедурные нормы такой деятельности.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: 24 часа это - ?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Беларуси

В Беларуси ожидается до минус 17 градусов

Хотите узнать больше? В ночь на среду, 7 декабря, в отдельных районах Беларуси температура опустится до 17 градусов ниже нуля. фото: bnews.kz 7 декабря Беларусь будет 131

Лукашенко поручил исправить недостатки «декрета о тунеядстве»

Хотите узнать больше? Налогу на тунеядство быть, несмотря на острую критику со стороны экспертов и общественности. Президент лишь согласился, что пришла пора исправлять 208

Что изменится в декрете о тунеядстве

Хотите узнать больше? Власти учтут «сложные жизненные ситуации» и расширят список освобожденных от уплаты сбора, рассказала вице-премьер Наталья Кочанова. фото: 243

Стоимость нефти Brent впервые с лета 2015 года превысила 55 долларов

Хотите узнать больше? Стоимость барреля Brent на бирже ICE в понедельник выросла более чем на 1%, впервые почти за полтора года превысив отметку 55 долларов. Рост нефтяных 89

Уже третий за ноябрь: в Беларуси выполнили еще один смертный приговор

Хотите узнать больше? В Беларуси выполнили еще один смертный приговор — расстрелян Геннадий Яковицкий, неоднократно судимый, признанный виновным в убийстве своей 251

КГК обвинил Госкомимущество в невыполнении поручений президента

Хотите узнать больше? По данным Комитета государственного контроля, Госкомимущество ежегодно не выполняет поручения главы государства по вовлечению в оборот 165

Беларусь присоединилась к международной морской организации

Хотите узнать больше? Беларусь официально стала членом Международной морской организации ООН. Как сообщила пресс-служба Министерства транспорта и коммуникаций, по 127

Правительство компенсирует белорусским банкам потери по экспортным кредитам

Хотите узнать больше? Правительство компенсирует белорусским банкам в 2017-2018 годах потери от предоставления экспортных кредитов, сообщила пресс-служба Совмина. 138