Закрыть

Выберите город

Закрыть

Что мешает Беларуси присоединиться к Болонскому процессу?

Что мешает Беларуси присоединиться к Болонскому процессу?

Болонский процесс и Беларусь: основные барьеры для присоединения

Что мешает Беларуси присоединиться к Болонскому процессу?

В 2010 году на европейском пространстве в основных чертах сформировался общий подход к организации подготовки специалистов с высшим образованием в рамках Болонского процесса. Основатели этого процесса – 29 стран Европы – в лице министров образования реализовали действия по организации структурных, программных и организационных изменений в действующих системах высшего образования, ориентированного на демократические принципы функционирования государственных и гражданских институтов и поддерживаемых рыночной экономикой, основанной на дифференциации прав собственности на основные активы в образовательной среде. В упрощенном виде основные цели Болонского процесса сводятся к внедрению системы понятных всей Европе документов о высшем образовании и упрощении процедур приравнивания этих документов в других странах. Иначе говоря, специалист, имеющий диплом о высшем образовании или имеющий научную степень, не должен прилагать дополнительные усилия для его признания (нострификации) в другой стране Европы. Далее, система высшего образования должна иметь двухуровневую систему по принципу «бакалавр, магистр»; студенческая и преподавательская среда должна характеризоваться мобильностью, то есть переливаться из одного государства в другое на основе международного сотрудничества, при этом должен быть обеспечен должный уровень качества образования, введена система оценки студентов на основе баллов ECTS, введена третья ступень образования – докторская подготовка.

Министры образования Беларуси, и предыдущий, и нынешний, убеждают общественное мнение в том, что мы готовы к присоединению к Болонскому процессу. Так ли это? Учитывая изложенные выше основные принципы функционирования Болонского процесса и приравняв к ним существующую в нашем отечестве ситуацию, характеризующуюся действующими гражданскими и хозяйственными институтами, можно сформулировать следующие основные организационные, структурные и программные преобразования, которые позволят приблизить Беларусь к рассматриваемому пространству.

В первую очередь необходимо вернуть в высшие учебные заведения принципы академической демократии, которые предполагают выборность всех категорий профессорско-преподавательского персонала и в первую очередь ректоров университетов и деканов факультетов. Академическая демократия, возникшая в Европе в средние века, имела в виду вовлечение в свою круговерть студентов, что в настоящее время в большинстве европейских университетов реализуется посредством студенческого самоуправления, включения студентов в состав ученых советов на всех уровнях управления. При этом сами советы должны отвечать своему высокому предназначению и не подменяться административными работниками, что в Беларуси встречается вдоль и поперек. Ученый совет состоит из известных ученых, а если их нет, то нет и ученого совета.

Белорусские науку и образование необходимо открыть мировому сообществу, развивая принцип мобильности на всех уровнях. Реализуется такой подход через привлечение к преподаванию в наших университетах иностранных профессоров и преподавателей. Говорят, что таких не найдется: слишком низкие зарплаты. Как преподаватель и европейский профессор, смею утверждать, что большинство ученых мира не предприниматели, а филантропы – если интересно, работают и будут работать в Беларуси. Уже имеются желающие. Кроме того, необходимо разблокировать процедуру нострификации иностранных дипломов о научных званиях и степенях, что даст толчок для развития международных связей. Студенты же должны иметь возможность легко и непринужденно менять места обучения в различных учебных заведениях различных стран в рамках программ типа ЕRASMUS и прочих.

Система высшего образования должна иметь четко определенную Болонским процессом структуру, для чего необходимо отказаться от уровней «специалист – магистр» и ввести деление двухступенчатой системы на категории «бакалавр – магистр», отменить аспирантуру и повысить значение магистратуры, ввести третий уровень – подготовку научных кадров в рамках докторских степеней. Присвоение профессорских званий стоит кардинально изменить, ориентируясь на академическую европейскую практику (наличие научных программ и школ, оценка индекса цитирования).

Рыночная организация хозяйства и дифференциация прав собственности предполагают наличие учебных заведений различных форм собственности – это имеет отношение к регионам: в областях нет частных высших учебных заведений, но должны быть, иначе мы не видим конкуренции, которая обеспечивает повышение качества образования.

Ну и, наконец, самое главное – дотянуть существующий уровень образования в Беларуси до европейских стандартов, тогда ребята с белорусскими дипломами смогут работать в лучших европейских фирмах и, возвращаясь в Беларусь, приносить с собой управленческие и технические инновации, которых нам ох как не хватает. Все, что мы имеем, это отчеты, отчеты и отчеты, которые работать не могут.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Сколько лет в веке? (ответ числом)

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Беларуси

22-23 красавіка адбудзецца "Фэст Экскурсаводаў"

Хотите узнать больше? 22 – 23 красавіка 2017 года па ўсёй краіне пройдзе шэраг бясплатных экскурсій для ахвотных. “Фэст экскурсаводаў”, які ўжо стаў 47

Суд вынес приговор организаторам финансовой пирамиды "Спектр-Капитал"

Хотите узнать больше? Суд Центрального района Минска приговорил бывших сотрудников потребительского кооператива «Спектр-Капитал», который предлагал займы под 70%, но не 224

Рыженков назвал главную идею декрета о тунеядцах

Хотите узнать больше? Главная идея декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества» - стимулировать людей уплачивать налоги. фото: belta.by Об этом сегодня заявил 339

«Тест на гражданственность»: 99% белорусов думают, что они не могут повлиять на политику государства

Хотите узнать больше? Белорусы имеют высокий уровень базовых гражданских знаний, но при этом 99% из них считают, что никак не могут влиять на политику государства. фото 188

Reuters: Минск начал замещать российскую нефть поставками из Ирана

Хотите узнать больше? Как сообщает агентство, госкомпания «Белоруснефть» приобрела 80 тыс. тонн (порядка 600 тыс. барр.) нефти из Ирана (продавцом выступила Национальная 213

Таможня России будет контролировать белорусскую границу с помощью «мобильных групп»

Хотите узнать больше? В условиях введения пограничной зоны с Беларусью Федеральная таможенная служба России продолжит работу в режиме мобильных групп, которые будут 197

Литовский министр заявил, что Еврокомиссия потребует стресс-тесты со строящейся БелАЭС

Хотите узнать больше? Еврокомиссия (ЕК) потребует проведения стресс-тестов на строящейся в белорусском Островце Белорусской АЭС (БелАЭС) и намерена не делать никаких 274

Кобяков: Никакого печатания эмиссионных денег ни в коем случае быть не должно, это прошедший этап

Хотите узнать больше? Эмиссионное печатание денег — не более чем прошедший этап в истории экономического развития в Беларуси. Об этом по итогам совещания у главы 246