Закрыть

Выберите город

Закрыть

Что мешает Беларуси присоединиться к Болонскому процессу?

Что мешает Беларуси присоединиться к Болонскому процессу?

Болонский процесс и Беларусь: основные барьеры для присоединения

Что мешает Беларуси присоединиться к Болонскому процессу?

В 2010 году на европейском пространстве в основных чертах сформировался общий подход к организации подготовки специалистов с высшим образованием в рамках Болонского процесса. Основатели этого процесса – 29 стран Европы – в лице министров образования реализовали действия по организации структурных, программных и организационных изменений в действующих системах высшего образования, ориентированного на демократические принципы функционирования государственных и гражданских институтов и поддерживаемых рыночной экономикой, основанной на дифференциации прав собственности на основные активы в образовательной среде. В упрощенном виде основные цели Болонского процесса сводятся к внедрению системы понятных всей Европе документов о высшем образовании и упрощении процедур приравнивания этих документов в других странах. Иначе говоря, специалист, имеющий диплом о высшем образовании или имеющий научную степень, не должен прилагать дополнительные усилия для его признания (нострификации) в другой стране Европы. Далее, система высшего образования должна иметь двухуровневую систему по принципу «бакалавр, магистр»; студенческая и преподавательская среда должна характеризоваться мобильностью, то есть переливаться из одного государства в другое на основе международного сотрудничества, при этом должен быть обеспечен должный уровень качества образования, введена система оценки студентов на основе баллов ECTS, введена третья ступень образования – докторская подготовка.

Министры образования Беларуси, и предыдущий, и нынешний, убеждают общественное мнение в том, что мы готовы к присоединению к Болонскому процессу. Так ли это? Учитывая изложенные выше основные принципы функционирования Болонского процесса и приравняв к ним существующую в нашем отечестве ситуацию, характеризующуюся действующими гражданскими и хозяйственными институтами, можно сформулировать следующие основные организационные, структурные и программные преобразования, которые позволят приблизить Беларусь к рассматриваемому пространству.

В первую очередь необходимо вернуть в высшие учебные заведения принципы академической демократии, которые предполагают выборность всех категорий профессорско-преподавательского персонала и в первую очередь ректоров университетов и деканов факультетов. Академическая демократия, возникшая в Европе в средние века, имела в виду вовлечение в свою круговерть студентов, что в настоящее время в большинстве европейских университетов реализуется посредством студенческого самоуправления, включения студентов в состав ученых советов на всех уровнях управления. При этом сами советы должны отвечать своему высокому предназначению и не подменяться административными работниками, что в Беларуси встречается вдоль и поперек. Ученый совет состоит из известных ученых, а если их нет, то нет и ученого совета.

Белорусские науку и образование необходимо открыть мировому сообществу, развивая принцип мобильности на всех уровнях. Реализуется такой подход через привлечение к преподаванию в наших университетах иностранных профессоров и преподавателей. Говорят, что таких не найдется: слишком низкие зарплаты. Как преподаватель и европейский профессор, смею утверждать, что большинство ученых мира не предприниматели, а филантропы – если интересно, работают и будут работать в Беларуси. Уже имеются желающие. Кроме того, необходимо разблокировать процедуру нострификации иностранных дипломов о научных званиях и степенях, что даст толчок для развития международных связей. Студенты же должны иметь возможность легко и непринужденно менять места обучения в различных учебных заведениях различных стран в рамках программ типа ЕRASMUS и прочих.

Система высшего образования должна иметь четко определенную Болонским процессом структуру, для чего необходимо отказаться от уровней «специалист – магистр» и ввести деление двухступенчатой системы на категории «бакалавр – магистр», отменить аспирантуру и повысить значение магистратуры, ввести третий уровень – подготовку научных кадров в рамках докторских степеней. Присвоение профессорских званий стоит кардинально изменить, ориентируясь на академическую европейскую практику (наличие научных программ и школ, оценка индекса цитирования).

Рыночная организация хозяйства и дифференциация прав собственности предполагают наличие учебных заведений различных форм собственности – это имеет отношение к регионам: в областях нет частных высших учебных заведений, но должны быть, иначе мы не видим конкуренции, которая обеспечивает повышение качества образования.

Ну и, наконец, самое главное – дотянуть существующий уровень образования в Беларуси до европейских стандартов, тогда ребята с белорусскими дипломами смогут работать в лучших европейских фирмах и, возвращаясь в Беларусь, приносить с собой управленческие и технические инновации, которых нам ох как не хватает. Все, что мы имеем, это отчеты, отчеты и отчеты, которые работать не могут.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Спутник планеты Земля?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Беларуси

Беларусь займется очисткой сточных вод Египта

Хотите узнать больше? Египет готов заключить с Беларусью контракт на 3 млн долларов по очистке сточных вод. Об этом заявил журналистам Чрезвычайный и Полномочный Посол 104

Министр образования: Нонсенс, когда с оценками в пять-шесть баллов идут поступать в вузы

Хотите узнать больше? Министр образования Игорь Карпенко в эфире «Беларусь 1» прокомментировал некоторые нововведения в сфере образования. фото: novostiua.net Изменения в 138

Миссия МАГАТЭ приступила к оценке площадки строительства БелАЭС

Хотите узнать больше? Эксперты службы МАГАТЭ по обзору площадки и конструкций строящейся Белорусской АЭС с учетом внешних угроз (SEED-миссия) 16 января приступили к работе 90

В первом квартале Беларусь получит 4 миллиона тонн российской нефти

Хотите узнать больше? Объем поставок нефти из РФ в Беларусь в первом квартале 2017 года составит 4 миллиона тонн, сообщил журналистам вице-президент "Транснефти" Сергей 95

Воздушный плацдарм НАТО в странах Балтии

Хотите узнать больше? 5 января к осуществлению миссии воздушной полиции НАТО в странах Балтии приступили около 120 военнослужащих военно-воздушных сил Нидерландов, 93

За четыре месяца следователи не нашли подозреваемого в жестоком убийстве бизнесмена из Березино

Хотите узнать больше? На необходимость расследования данного дела на встрече с главой Следственного комитета указал Александр Лукашенко. фото: sk.gov.by Об этом сегодня 174

Макей надеется на подписание закона о свободной торговле услугами в СНГ в 2017 году

Хотите узнать больше? Пока проект соглашения, по словам Макея, «сырой». фото: belta.by Беларусь рассчитывает, что в 2017 году в ходе российского председательства в СНГ 150

Белорус застрелился, проиграв в России в «русскую рулетку»

Хотите узнать больше? Тело 37-летнего гражданина Беларуси было обнаружено в одном из домов деревни Тимонино Московской области. Официальные представители Следственного 265