Закрыть

Выберите город

Закрыть

Между Россией и Беларусью может разразиться новая торговая война

Между Россией и Беларусью может разразиться новая торговая война

Очередная торговая стычка между Россией и Беларусью возникла из-за тюбиков для упаковки продукции косметической, фармацевтической, пищевой промышленности и бытовой химии.

На российский рынок хлынул поток дешевых туб из Беларуси, произведенных в свободной экономической зоне "Минск". Речь идет о продукции компании "Леан Групп". За счет льгот, которые предоставляются резидентам зоны, компании удалось устанавливать на продукцию столь низкие цены, что российские производители не в состоянии конкурировать с ними.

Белорусская компания, зарегистрированная в свободной экономической зоне, не платит импортную пошлину при ввозе комплектующих, тогда как российские конкуренты ее платят по ставкам от 5 до 20%. Во-вторых, компания не платит НДС и налог на недвижимое имущество, тогда как российские компании уплачивают эти налоги в размере 18 и 2,2% соответственно. Кроме того, белорусская фирма платит пониженный налог на прибыль, который не превышает 12% (в России – 20%). Резидентам СЭЗ "Минск" предоставляются также льготные условия аренды.

Результат от таких льгот налицо: "Леан Групп" еще в 2010 году увеличила производственные мощности на 40% и практически монополизировала рынок туб.

Над российскими производителями аналогичной продукции нависла угроза закрытия. В Минпромторг и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) уж поступило обращение российских производителей о защите от дешевого импорта тюбиков.

Министерство промышленности и торговли обещает защитить российские предприятия, но этот спор между Россией и Белоруссией в рамках Таможенного союза не первый и, видимо, не последний.

В целях защиты российских производителей Минпромторг 11 мая этого года направил документы в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК). Министерство указало, что есть все основания для установления ограничений на выпуск ламинатных и экструзионных туб на таможенную территорию Таможенного союза, изготовленных в СЭЗ "Минск". Минпромторг исходит из Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года.

Условия Соглашения предусматривают возможность введения ограничений со стороны ЕЭК количества товаров, изготавливаемых резидентом ОЭЗ из иностранного сырья и комплектующих, которые могут быть признаны товарами Таможенного союза. Ограничения могут устанавливаться в том случае, "если выпуск таких товаров на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется в таких возросших количествах и на таких условиях, что это причиняет значительный экономический ущерб отрасли экономики государства – члена Таможенного союза или создает угрозу причинения такого ущерба".

При создании единого таможенного пространства свободные экономические зоны подвергались серьезному анализу. ОЭЗ предоставляет возможность завоза комплектующих и сырья по льготным таможенным пошлинам, которые ниже аналогичных платежей внутри Таможенного союза. Товар, произведенный в ОЭЗ, продается на внутреннем рынке союза, 90% которого – российский рынок. Эти зоны становятся воротами для поступления на него товаров третьих стран. Общеизвестно, что очень часто в таких зонах просто меняют этикетку, а не создают собственный продукт. Таким образом, зоны становятся одним из вариантов субсидирования за счет партнера.

Российским компаниям попасть на белорусский рынок несоизмеримо тяжелее. Такая ситуация нарушает основной принцип единого экономического пространства – свободное перемещение товаров и услуг, капитала и рабочей силы.

Примером может послужить недавний скандал между "Белавиа" и "Аэрофлотом". Стоит обратить внимание и на назревающий конфликт в автомобильной сфере между двумя странами. Как писала газета "ВЗГЛЯД" в апреле, китайская компания Geely собирается построить завод в Беларуси, чтобы экспортировать свои машины в Россию. Однако Россия еще пять лет назад дала понять, что не пустит китайский автопром на свой рынок.

Впрочем, возникают конфликты и вокруг российских экономических зон. Пять лет назад российские производители автомобилей потребовали забрать у калининградского автозавода "Автотор" таможенные льготы, которые он имел как резидент особой экономической зоны. Российские конкуренты «Автотора» аргументировали это тем, что льготный режим нарушает «равные условия конкуренции автопроизводителей». Таким способом они добились ухода с "Автотора" китайских автомобилей Chery.

Теперь "Автотор" в обмен на налоговые льготы ОЭЗ должен инвестировать в локализацию своего производства. После этого отношения с властями и конкурентами наладились.

Поток разбирательств как между членами Таможенного союза, так и в связи с присоединением России к ВТО будет только нарастать.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Сколько лет в веке? (ответ числом)

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Беларуси

Суд вынес приговор организаторам финансовой пирамиды "Спектр-Капитал"

Хотите узнать больше? Суд Центрального района Минска приговорил бывших сотрудников потребительского кооператива «Спектр-Капитал», который предлагал займы под 70%, но не 176

Рыженков назвал главную идею декрета о тунеядцах

Хотите узнать больше? Главная идея декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества» - стимулировать людей уплачивать налоги. фото: belta.by Об этом сегодня заявил 208

«Тест на гражданственность»: 99% белорусов думают, что они не могут повлиять на политику государства

Хотите узнать больше? Белорусы имеют высокий уровень базовых гражданских знаний, но при этом 99% из них считают, что никак не могут влиять на политику государства. фото 160

Reuters: Минск начал замещать российскую нефть поставками из Ирана

Хотите узнать больше? Как сообщает агентство, госкомпания «Белоруснефть» приобрела 80 тыс. тонн (порядка 600 тыс. барр.) нефти из Ирана (продавцом выступила Национальная 160

Таможня России будет контролировать белорусскую границу с помощью «мобильных групп»

Хотите узнать больше? В условиях введения пограничной зоны с Беларусью Федеральная таможенная служба России продолжит работу в режиме мобильных групп, которые будут 164

Литовский министр заявил, что Еврокомиссия потребует стресс-тесты со строящейся БелАЭС

Хотите узнать больше? Еврокомиссия (ЕК) потребует проведения стресс-тестов на строящейся в белорусском Островце Белорусской АЭС (БелАЭС) и намерена не делать никаких 236

Кобяков: Никакого печатания эмиссионных денег ни в коем случае быть не должно, это прошедший этап

Хотите узнать больше? Эмиссионное печатание денег — не более чем прошедший этап в истории экономического развития в Беларуси. Об этом по итогам совещания у главы 221

Российский рубль рванул вслед за нефтью

Хотите узнать больше? Курсы доллара и евро на Московской бирже обновили минимальные значения с лета 2015 года. Американская валюта по отношению к рублю упала на 40 копеек, 259