Закрыть

Выберите город

Закрыть

"Основная проблема нашего руководства – мания величия"

За последние дни наши руководители произнесли массу прекрасных слов. Были озвучены ну самые продвинутые планы, способные полностью изменить состояние нашей экономики и даже социальную структуру нашего общества.

Громко заявить

Так, наш премьер-министр:

- пообещал проведение структурных реформ в экономике.

Правда, не пояснил, что он имел ввиду под этим термином. И на базе какой концепции готовятся эти реформы. Это сильно настораживает, поскольку и МВФ, и наши либералы под структурными реформами в основном подразумевали широкомасштабную приватизацию. И структуру нашей экономики, как ими предполагается, определит пришедший частный собственник. Только, во-первых, ведь он пока не торопится, и те предприятия, которые правительство хотело бы продать (поскольку не знает, что с ними делать), пока продать и не получается. И, во-вторых, интересы, допустим, российского капитала вовсе необязательно будут соответствовать интересам республики. А что делать, если планы частника правительству не понравятся? Опять душить проверками и другими неэкономическими методами? Бессмысленно объявлять структурные реформы, если не сформирована цель, та структура экономики, к которой мы будем стремиться в своих реформах.

- сообщил, что ведется разработка промышленной политики страны.

Это – более чем странно, поскольку промышленная политика – не более чем инструмент для выстраивания той структуры экономики, которую правительство хочет получить. А если правительство, как наше, не знает, чего оно хочет? "Сделайте, чтобы мне было хорошо!" - это не политика. Это – во-первых. Во-вторых, для разработки промышленной политики необходим очень серьезный поотраслевой анализ как внешней конъюнктуры, так и технического состояния имеющихся госпредприятий. Мало чего хочется, нужно чтобы имелись возможности реализовать эти желания. Нужно оценить объем необходимых для выхода на конкурентоспособность инвестиций, определиться с их целесообразностью и источниками. Определить условия участия частного капитала, поскольку у государства средств заведомо не хватит. Пока не видно даже попыток сформировать инструменты для подготовки такой политики.

- заявил, что обвальной приватизации не будет.

А какая будет? Приватизация по нынешним правилам – не идет. И уже видно, что в экономически значимых объемах по этим правилам и не пойдет. Ну, россияне выгрызают у нас предприятие за предприятием, которые могут вставить в свои технологические цепочки. Но таких немного, сегодня уже часто целесообразней построить предприятие с нуля в России, чем возиться с "убитым" белорусским. Тем более, что и нужные кадры можно переманить, оставив балласт здесь.

Потихоньку идет и номенклатурная приватизация. Тут, после "Мотовело", самый яркий пример последних дней – продажа "Белвара" "Амкодору". В очень значительной степени – частному предприятию. По данным работников "Белвара" - по цене очень средней однокомнатной квартиры.

Если это так, то это – чистая уголовщина. Ранее крупнейшее приборостроительное предприятие республики, хотя сегодня и прилично обеднев, "Белвар", тем не менее, располагает и участком земли в центре Минска, и тысячами кв. метров производственных и офисных площадей, и сотнями станков.

Если это не совсем так, и "Амкодор", кроме этого символического денежного взноса, принял на себя серьезные обязательства перед страной – так об этом работникам "Белвара" надо сказать. И даже в этом случае такая операция относится к категории "номенклатурная приватизация", поскольку ни оценки "Белвара", ни публикации условий сделки не было.

- заявил, что правительству требуется изыскать источники инвестиций по году на 10 млрд долларов.

Уж позвольте усомниться. Освоить капвложения – это правительство, конечно, может. Построить десяток ледовых дворцов, два десятка ферм, еще кое-что по мелочам – и объем натянут. Но инвестиции, те капвложения, которые принесут доход, покрывающий их в разумные сроки, требуют хорошо обоснованных бизнес-планов. Понятных не только начальству, но и банкам, и потенциальным инвесторам. Пока, как показала коллегия Минпрома с участием В. Семашко, их нет. И банки, и инвестфонды, и даже ЕБРР под нормальные бизнес-планы кредитовать готовы. Но этих-то бизнес-планов и нет. А тогда зачем правительству 10 млрд? Освоить на потребление и загнать страну в еще большие долги? Экономике страны инвестиции нужны, и притом в значительно большем объеме, а вот что именно этому правительству они нужны – не уверен.

Вице-премьер С. Румас озаботился тем обстоятельством, что представители государства на предприятиях (ОАО с госучастием) никаких полезных для государства функций не выполняют.

А что, разве должны были? У нас ведь "директорская экономика". Реально предприятия розданы в хозяйственное ведение директорам без всяких конкретных обязательств с их стороны. А роль представителей государства – роль соглядатаев, призванных доложить по инстанциям, если директор уж совсем чудить начнет. Причем если директор – "свой парень", то, как показывает практика, и никакой доклад не поможет: руководство в этом случае всегда станет на сторону директора. Так какую полезную функцию ждет г-н Румас от представителей государства?

Прекрасное невыполнимо

Конечно, это хорошо, что наш премьер-министр понимает, что сегодня главная угроза для наших предприятий – не захват их российскими рейдерами, а полное вытеснение с рынков вследствие продолжающегося падения их конкурентоспособности. По сути, МТЗ, БелАЗ, БАТЭ, "Атлант", "Амкодор" – вот и весь список белорусских предприятий, положение которых на рынках можно условно считать прочным. Еще десяток-полтора имеют неплохие перспективы укрепиться. Этого категорически недостаточно для стабилизации экономики страны. Но какую стратегию решения этой проблемы, кроме приватизации, предлагает правительство? И что, собственно, решит приватизация "убитых" предприятий?

А тут еще и наш президент ставит задачи и инфляцию сократить до 13%, и до конца года среднюю зарплату вернуть на уровень 500 долларов, и ВВП повысить на 5,5%. И все – за год. При наличии системного кризиса в нашей экономике, который никуда не ушел. В условиях политического давления Запада и разгорающегося там экономического кризиса, более чем вероятного усиления давления российского капитала, (который, после выборов, продолжит попытки интегрировать экономику Беларуси в российскую), резкого увеличения объемов трудовой миграции и ужесточения для правительства доступа к кредитным ресурсам.

Складывается ощущение, что руководство республики не осознало причины и следствия обвала прошлого года и не сделало никаких выводов. А между тем экономическая ситуация в нашем регионе для нас в настоящее время может только ухудшаться. И точность постановки задач, адекватность распределения наших скудных ресурсов играют решающую роль в успехе нашей попытки сохранить независимость.

По моему мнению, основная проблема нашего руководства – мания величия. С древних времен известно, что независимость небольших стран, окруженных богатыми и сильными соседями, – всегда очень условна. Как в том анекдоте о "неуловимом Джо", который неуловим только потому, что никому не нужно его ловить. А наша внутренняя политика, в том числе и экономическая, всегда исходила из того, что президент и правительство суверенны в выборе вариантов такой политики.

Именно этим объясняется попытка выстроить экономику государства по придуманной социально-экономической модели, которая так плохо взаимодействует с другими экономиками. Этакое "чучхэ по-белорусски", где в потреблении – почти Европа, а в производстве – чистый совок, или почти чучхэ. Кстати, для ясности: под термином "совок" я подразумеваю экономическую модель СССР 1970-80 гг, крайне неэффективную, не соответствующую уровню развития производительных сил, закономерный развал которой предопределил и развал СССР.

И до сих пор, несмотря на уроки прошлого года, в головах наших руководителей остается тайное убеждение, что экономическая реальность определяется деньгами, указами и постановлениями. Только вот на реализацию всех фантазий денег не всегда хватает. А просто допечатать недостающие – не всегда удается, уж слишком мы от импорта зависим, и оплачивать его фантиками не всегда получается. Да и кредиторы эмиссию без границ не всегда понимают.

За прошлый год нам наглядно продемонстрировали, насколько мы зависим от экономической политики других стран. Формировать реальность (и то – в определенных пределах) по силам только США. Нашей небольшой стране приходится к реалиям приспосабливаться.

Дано. Решение. Ответ. Не сходится

Давайте попробуем взглянуть на ситуацию в стране с другой стороны. Что мы имеем?

Мы имеем выстроенное государство. Развитую социальную сферу. По сравнению с соседями – не самый плохой уровень развития инфраструктуры. А это все – расходы, все это - потребление. Судя по опыту исполнения бюджета в 2009-2010 гг, содержание такого государства и такой социальной сферы обходится в 18-20 млрд долларов ежегодно. При не самых высоких зарплатах уровня конца 2010 года.

Конечно, некоторые расходы государства в те годы местами были чрезмерны. И лишней численности в госаппарате было достаточно, и структура расходов была далеко не оптимальной. И с украшательствами типа ледовых дворцов можно было повременить. Но, с другой стороны, и зарплаты в госструктурах были пониже, чем у соседей. И расходам на здравоохранение, образование, науку еще есть куда расти. Так что, на данном этапе нашего развития, расходы нашего государства должны находиться где-то в этом диапазоне.

Но наш реальный сектор этот уровень государственных расходов не обеспечивает. Даже с учетом того, что не закладывает расходов на простое воспроизводство и постепенно деградирует. Дефицит счета текущих операций показывает, что, до этого уровня, недостает 8-10 млрд долларов а год. Половины бюджета.

Да, правительство попыталось ужаться. Бюджет на 2012 год сверстан по расходам на 15 млрд долларов. (Для справки: расходы бюджета в 2010 году составили 17,2 млрд долларов, в 2011 году – около 14 млрд). Помогли и скидки на газ, и общее снижение зарплат в результате прошлогодних девальваций. Ожидается, что поступит выручка от приватизации и новые кредиты. Но решения проблемы по-прежнему нет.

И, судя по подходам, с этим правительством и не будет. Поскольку в рамках существующих подходов решения не существует.

А существует ли решение вообще?

Я думаю, что существует. Хотя и не одномоментное.

Во-первых, принадлежащий государству капитал в предприятиях реального сектора ну никак не меньше 60 млрд долларов. Сегодня перечисляемые с него в бюджет дивиденды – менее 0,5% в год. Жесткая рационализация имеющихся производств с выводом лишней численности и рациональной кооперацией через аутсорсинг способна дать в бюджет 3,5-4 млрд долларов в год. Это – уже по сложившимся объемам производства.

Это требует коренного изменения подходов к управлению государственным капиталом. Для начала – срочной разработки методики оценки капитала и замены значительной части представителей государства на предприятиях представителями госимущества. Все равно, например, тот же Минпром подведомственными предприятиями никак не управляет. И следует, наконец, признать – реально управлять не сможет никогда.

Во-вторых, даже расчеты правительства показывают, что, в существующей номенклатуре, сбалансировать экономику страны невозможно: нужно быстро осваивать производство новой продукции. Эти расчеты были озвучены премьер-министром еще в феврале прошлого года. И за год – никаких серьезных подвижек.

Тут – "непаханое поле" для взаимодействия с частным бизнесом. Своим и иностранным. И в экспорте, и в импортозамещении. Но ситуация сложная, и более подробно рассмотрим ее в следующей статье.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: 24 часа это - ?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Беларуси

Суд вынес приговор организаторам финансовой пирамиды "Спектр-Капитал"

Хотите узнать больше? Суд Центрального района Минска приговорил бывших сотрудников потребительского кооператива «Спектр-Капитал», который предлагал займы под 70%, но не 157

Рыженков назвал главную идею декрета о тунеядцах

Хотите узнать больше? Главная идея декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества» - стимулировать людей уплачивать налоги. фото: belta.by Об этом сегодня заявил 193

«Тест на гражданственность»: 99% белорусов думают, что они не могут повлиять на политику государства

Хотите узнать больше? Белорусы имеют высокий уровень базовых гражданских знаний, но при этом 99% из них считают, что никак не могут влиять на политику государства. фото 143

Reuters: Минск начал замещать российскую нефть поставками из Ирана

Хотите узнать больше? Как сообщает агентство, госкомпания «Белоруснефть» приобрела 80 тыс. тонн (порядка 600 тыс. барр.) нефти из Ирана (продавцом выступила Национальная 142

Таможня России будет контролировать белорусскую границу с помощью «мобильных групп»

Хотите узнать больше? В условиях введения пограничной зоны с Беларусью Федеральная таможенная служба России продолжит работу в режиме мобильных групп, которые будут 150

Литовский министр заявил, что Еврокомиссия потребует стресс-тесты со строящейся БелАЭС

Хотите узнать больше? Еврокомиссия (ЕК) потребует проведения стресс-тестов на строящейся в белорусском Островце Белорусской АЭС (БелАЭС) и намерена не делать никаких 224

Кобяков: Никакого печатания эмиссионных денег ни в коем случае быть не должно, это прошедший этап

Хотите узнать больше? Эмиссионное печатание денег — не более чем прошедший этап в истории экономического развития в Беларуси. Об этом по итогам совещания у главы 207

Российский рубль рванул вслед за нефтью

Хотите узнать больше? Курсы доллара и евро на Московской бирже обновили минимальные значения с лета 2015 года. Американская валюта по отношению к рублю упала на 40 копеек, 244