Закрыть

Выберите город

Закрыть

Кого коснется ужесточение монетарной политики

Кого коснется ужесточение монетарной политики

Минэкономики Беларуси предлагает в 2012 году существенно сократить эмиссионное финансирование госпрограмм. В первую очередь при этом пострадают строительная отрасль, сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность, а также конкретные предприятия. За результаты работы бюджетных средств нужна ответственность конкретных распорядителей, уверен эксперт. 

Напомним, что правительство и Нацбанк Беларуси намерены были жестко ограничить эмиссионное кредитование экономики в 2012 году. В частности, Минэкономики рассчитывает удержать годовую инфляцию в пределах 19% и достичь положительного сальдо в пределах 3% ВВП (см БДГ от 2 ноября). 

Исходя из этого, а также из расчета, что эмиссионное кредитование госпрограмм за 2012 год составит лишь 7 триллионов белорусских рублей (около 0,8 миллиарда долларов по нынешнему курсу),  правительство Беларуси ожидает, что к концу 2012 года обменный курс белорусского рубля составит 9,7 тысячи за один доллар (см БДГ от 9 ноября).

Предложенное Министерством экономики финансирование государственных программ в размере 12 трлн. рублей эквивалентно 2,4% валового внутреннего продукта, а это достаточно серьезное урезание госпрограмм,  отмечает аналитик исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха, пишет Завтра твоей страны

В 2011 году, например, объем финансирования госпрограмм составил - 8% ВВП.

В следующем году из общей предполагаемой суммы финансирование в размере 5 трлн. руб. планируется обеспечить за счет средств, погашаемых в рамках ранее выданных кредитов.

"В таком случае остаток кредитной задолженности останется прежним, - констатирует А.Муха. - Это лучше, чем если бы она выросла на 5 трлн. рублей. И все же в ближайшие годы более целесообразным выглядит полный возврат погашаемых сумм ранее выданных в рамках госпрограмм кредитов на баланс центрального банка - это позволит сократить количество белорусских рублей в денежном обращении".

Оставшиеся 7 трлн. руб. будут обеспечены за счет сокращения средств на счетах правительства в центральном банке (на 1 октября 2011 г. на счетах правительства в Нацбанке хранилось 8,693 трлн. руб. и 3,112 млрд. долл.).

"При этом Нацбанк не будет предоставлять финансовые ресурсы банкам для последующего кредитования госпрограмм, - отмечает аналитик. - Основным каналом предоставления и изъятия ликвидности у банков станут операции центрального банка на открытом рынке: кредиты овернайт, ломбардные кредиты, сделки СВОП, прямое и обратное РЕПО, кредиты под залог закладных, беззалоговые кредиты, депозиты овернайт, краткосрочные облигации".

В нынешнем году в Беларуси за счет средств республиканского бюджета финансируется 66 государственных программ и 83 подпрограммы.

Весомее всего государство поддерживает укрепление аграрной экономики и развития сельских территорий на 2011-2015 годы. Объем финансирования программы - 3,945 трлн. руб., что составляет 40,5% от общего объема финансирования.

Дороги Беларуси на 2006-2015 годы: 1,246 трлн. руб. (12,8%).

Преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 годы: 1,133 трлн. руб. (11,6%).

Инновационное развитие Беларуси на 2011-2015 гг.: 1,102 трлн. руб. (11,3%).

Однако запланированное ужесточение монетарной политики имеет, как плюсы, так и минусы. В первую очередь, при сокращении объемов финансирования госпрограмм могут пострадать строительная отрасль, сельское хозяйство, некоторые отрасли перерабатывающей промышленности, а также конкретные предприятия – участники госпрограмм.

Уже сейчас объемы кредитования строительства фактически равны объемам выполненных работ. За девять месяцев нынешнего года падение ввода жилья в эксплуатацию составило 20,5%. Многим строителям остается либо отправляться на заработки в соседние страны, либо переквалифицироваться.

Риски сельского хозяйства А.Муха оценивает как еще более серьезные. Более 80% сельскохозяйственных организаций в Беларуси являются убыточными либо низкорентабельными.

"Отсутствие кредитной поддержки за счет квазифискальных операций Нацбанка и госбанков для низкорентабельных сельхозпредприятий грозит убыточностью, а убыточным - сулит перспективу банкротства, - прогнозирует эксперт. - Любое повышение цен на энергоносители, ухудшение экономической конъюнктуры на внешних рынках могут спровоцировать достаточно серьезные проблемы. В этом случае правительство может заметно смягчить свою позицию и увеличить кредитование сельского хозяйства".

Эксперты Всемирного банка настоятельно рекомендуют властям Беларуси не делать этого. "Нереформированное и неэффективно функционирующее сельское хозяйство Беларуси является бременем для государственного бюджета. Удельный вес сектора в ВВП составляет 8%; при этом он получает до 5% ВВП в виде государственной поддержки", - отмечается в докладе «Обзор государственных расходов в Республике Беларусь: Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста».

Эксперты настаивают на сокращении государственной поддержки и субсидирования сельскохозяйственной отрасли.

Белорусские экономисты говорят о том, что все более важную роль должны играть меры структурного характера: привлечение новых собственников и прямых иностранных инвестиций. Например, сейчас целесообразным выглядит ограничение государственного участия в финансировании инноваций.

"Венчурные фонды, как правило, более компетентны, лучше знают рынок, имеют деловые связи и контакты и гораздо больше возможностей привлечь финансирование и обеспечить рынки сбыта – это все, чем не располагают белорусские чиновники", - считает А.Муха, выделяя в качестве факторов привлечения инвесторов льготное налогообложение, снижение законодательных и политических рисков.

Каким образом будут "урезаться" госпрограммы в случае реализации предложений Министерства экономики, пока непонятно. Правительству еще предстоит проделать немалую работу, направленную на повышение прозрачности и подоточетности распорядителей бюджетных средств.

Пока же в стране реализуется модель программного бюджетирования с белорусской спецификой, которая заключается в том, что финансовую поддержку за счет эмиссионных источников получают менее эффективные предприятия и организации.

А.Муха предлагает в ближайшие три года перейти к программному бюджетированию, ориентированному на результат.

"Не менее 90% госрасходов должно финансироваться в рамках госпрограмм с установлением ответственности за результаты работы конкретных распорядителей бюджетных средств", - полагает эксперт.

То есть нужны четкие критерии и показатели оценки эффективности реализации госпрограмм и деятельности отдельных ведомств. При этом эксперт советует перераспределять ресурсы в те проекты (программы), которые больше всего отвечают социальным и экономическим приоритетам общества. В случае если эффективность той или иной программы снижается, объем ее финансирования может быть сокращен. В результате между министерствами и ведомствами возникает здоровая конкуренция за бюджетные ресурсы, которая способствует повышению качества государственных услуг.

Система бюджетирования, ориентированного на результат, впервые была внедрена в 1980-х годах в Новой Зеландии, Южной Корее и Великобритании. Сейчас она также используется в экономиках с ограниченными ресурсами или в странах с низким уровнем доходов.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Первый месяц весны?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Беларуси

Суд вынес приговор организаторам финансовой пирамиды "Спектр-Капитал"

Хотите узнать больше? Суд Центрального района Минска приговорил бывших сотрудников потребительского кооператива «Спектр-Капитал», который предлагал займы под 70%, но не 155

Рыженков назвал главную идею декрета о тунеядцах

Хотите узнать больше? Главная идея декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества» - стимулировать людей уплачивать налоги. фото: belta.by Об этом сегодня заявил 188

«Тест на гражданственность»: 99% белорусов думают, что они не могут повлиять на политику государства

Хотите узнать больше? Белорусы имеют высокий уровень базовых гражданских знаний, но при этом 99% из них считают, что никак не могут влиять на политику государства. фото 141

Reuters: Минск начал замещать российскую нефть поставками из Ирана

Хотите узнать больше? Как сообщает агентство, госкомпания «Белоруснефть» приобрела 80 тыс. тонн (порядка 600 тыс. барр.) нефти из Ирана (продавцом выступила Национальная 140

Таможня России будет контролировать белорусскую границу с помощью «мобильных групп»

Хотите узнать больше? В условиях введения пограничной зоны с Беларусью Федеральная таможенная служба России продолжит работу в режиме мобильных групп, которые будут 146

Литовский министр заявил, что Еврокомиссия потребует стресс-тесты со строящейся БелАЭС

Хотите узнать больше? Еврокомиссия (ЕК) потребует проведения стресс-тестов на строящейся в белорусском Островце Белорусской АЭС (БелАЭС) и намерена не делать никаких 222

Кобяков: Никакого печатания эмиссионных денег ни в коем случае быть не должно, это прошедший этап

Хотите узнать больше? Эмиссионное печатание денег — не более чем прошедший этап в истории экономического развития в Беларуси. Об этом по итогам совещания у главы 205

Российский рубль рванул вслед за нефтью

Хотите узнать больше? Курсы доллара и евро на Московской бирже обновили минимальные значения с лета 2015 года. Американская валюта по отношению к рублю упала на 40 копеек, 242