Закрыть

Выберите город

Закрыть

Качество экспортной корзины остается на низком уровне

Качество экспортной корзины остается на низком уровне

В следующем году власти ждут от реального сектора выхода на положительное сальдо до уровня не менее 3,5% ВВП. Но в стране существует ряд проблем, которые могут помешать стабилизировать ситуацию во внешней торговле. Это и пассивный белорусский директорат, и отсутствие способностей правильно продвигать свою продукцию на внешние рынки, констатируют эксперты.

 

У целого ряда руководящего звена, начиная от председателей облисполкомов и включая глав министерств, по-прежнему отсутствует понимание необходимости стабилизации ситуации во внешней торговле.

«Много популизма, нет осознания реальной угрозы, к чему приведет непринятие соответствующих мер. А ведь от этого зависит конкурентоспособность нашей продукции», — заявил на заседании Совета министров 11 октября Михаил Мясникович.

В реальности картина еще более удручающая, констатируют Белорусские новости. По словам экспертов, многие белорусские промышленные предприятия выбрали сегодня феноменальную экспортную стратегию, суть которой в следующем: «Мы сидим и ждем, пока наши товары кто-то придет и возьмет. Если кому-то надо, пусть приходит и покупает». 

«Я давно пытаюсь растолкать наших производителей и заставить выходить на рынок Австралии, импортирующей огромное количество продовольственных товаров. Но куда там. Директора не хотят этого делать, отбиваются руками и ногами», — описал позицию предприятий во время состоявшегося в Минске круглого стола «Белорусский экспорт: как найти успешную стратегию?» заместитель директора по развитию Muzz Buzz Franchising Артем Ледовский.

По словам эксперта, даже при наличии заинтересованного зарубежного покупателя отечественной продукции сделки все равно не заключаются из-за пассивности и инертности нашего директората.

«Курьезные случаи происходят. Владелец компании, у которого на счету 200 млн. долларов, просит меня посодействовать в покупке 10 белорусских тракторов на общую сумму 2 млн. долларов. Нахожу белорусскую компанию-продавца, обеспечиваю связь. Но в итоге ничего не получается. С белорусской стороны нет понимания, как это делать, и нет воли этого делать. «Вам нужно, вы сюда приезжайте и забирайте», — вот такой ответ. А ваша стратегия какая — стагнировать?».

Вирус пассивности проник и в частный сектор. Многие компании предпочитают работать на освоенных рынках, заявляя, что без бренда на новых рынках делать нечего.

Такой подход к продвижению продукции, по мнению эксперта, изначально проигрышный: «А кто мешает создать бренд и раскрутить его за счет собственных ресурсов или привлеченных инвестиций? И продавать не прежний ассортимент, а инновационный. Не тысячу наименований, а один бренд, как «Марс» или «Сникерс», и брать маржу не за упаковку, а за бренд, за удачное решение».

Чтобы расшевелить пассивный белорусский директорат, а также в целом в корне изменить ситуацию с продвижением товаров при помощи инструментов маркетинга, необходимо вмешательство государства, считает А.Ледовский.

Государство должно стать более требовательным к директорам и прежде всего в части их профессионального соответствия занимаемой должности. Кроме того, необходимо импортировать технологии, в том числе и маркетинговые, «чтобы руководители не спрашивали, нужен им маркетолог или нет, или стоит выходить на рынок Австралии или нет. Но если у вас маржа на этом рынке 50%, зачем задавать такие глупые вопросы. Берите и делайте», отмечает эксперт.

Власти, впрочем, не были совсем уже пассивны в решении проблемы продвижения товаров на внешние рынки. Еще в феврале прошлого года правительство разродилось постановлением № 284 о проведении внеочередной аттестация всех работников внешнеэкономических и маркетинговых служб. Но, судя по всему, работы здесь у правительства непочатый край 

Впрочем, отсутствие способностей правильно продвигать товар — не единственная проблема, которая может помешать Беларуси стабилизировать ситуацию во внешней торговле. К качеству белорусской продукции также есть претензии у покупателей.

«Мы проигрываем в мелочах. К внешнему виду нет никаких претензий. Но как только копнешь в мелочах — всё, вот тут начинаем проигрывать. Это неудобно, тут что-то не так», — отмечает генеральный директор обувной фабрики «Батичелли» Наум Кац.

По его словам, даже производство продукции по зарубежным лекалам не помогает: «Все равно как-то умудряемся сделать так, что обувь получается чуть-чуть белорусская».

Кандидат экономических наук Галина Турбан в свою очередь обратила внимание на еще одну проблему. За последние 10 лет Беларусь почти не изменила структуру экспорта. Только в последние три года стали предприниматься какие-то усилия в этом направлении. Но качество экспортной корзины все равно остается на низком уровне. И именно в этой части есть потенциал для роста экспорта, считает эксперт.

Еще один способ активнее продвигать свои товары на внешние рынки, по мнению Г.Турбан, — это взаимодействие с транснациональными корпорациями.

«По официальной статистике, 75% экспорта развивающихся стран достигается именно благодаря кооперации с транснациональными корпорациями. И мы должны учитывать это в нашей маркетинговой политике», — отмечает Г.Турбан.

И у Беларуси, учитывая интеграцию с Россией и Казахстаном в рамках Таможенного союза и ЕЭП, есть для этого возможности, считает А.Ледовский.

«Есть инфраструктура, есть обученный персонал, кроме того, стоимость постоянных издержек, которые надо нести при развитии бизнеса, умеренная. Надо такими конкурентными преимуществами заманивать транснациональные корпорации», — полагает эксперт.  

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Спутник планеты Земля?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Беларуси

Суд вынес приговор организаторам финансовой пирамиды "Спектр-Капитал"

Хотите узнать больше? Суд Центрального района Минска приговорил бывших сотрудников потребительского кооператива «Спектр-Капитал», который предлагал займы под 70%, но не 130

Рыженков назвал главную идею декрета о тунеядцах

Хотите узнать больше? Главная идея декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества» - стимулировать людей уплачивать налоги. фото: belta.by Об этом сегодня заявил 159

«Тест на гражданственность»: 99% белорусов думают, что они не могут повлиять на политику государства

Хотите узнать больше? Белорусы имеют высокий уровень базовых гражданских знаний, но при этом 99% из них считают, что никак не могут влиять на политику государства. фото 118

Reuters: Минск начал замещать российскую нефть поставками из Ирана

Хотите узнать больше? Как сообщает агентство, госкомпания «Белоруснефть» приобрела 80 тыс. тонн (порядка 600 тыс. барр.) нефти из Ирана (продавцом выступила Национальная 117

Таможня России будет контролировать белорусскую границу с помощью «мобильных групп»

Хотите узнать больше? В условиях введения пограничной зоны с Беларусью Федеральная таможенная служба России продолжит работу в режиме мобильных групп, которые будут 118

Литовский министр заявил, что Еврокомиссия потребует стресс-тесты со строящейся БелАЭС

Хотите узнать больше? Еврокомиссия (ЕК) потребует проведения стресс-тестов на строящейся в белорусском Островце Белорусской АЭС (БелАЭС) и намерена не делать никаких 200

Кобяков: Никакого печатания эмиссионных денег ни в коем случае быть не должно, это прошедший этап

Хотите узнать больше? Эмиссионное печатание денег — не более чем прошедший этап в истории экономического развития в Беларуси. Об этом по итогам совещания у главы 182

Российский рубль рванул вслед за нефтью

Хотите узнать больше? Курсы доллара и евро на Московской бирже обновили минимальные значения с лета 2015 года. Американская валюта по отношению к рублю упала на 40 копеек, 221