Закрыть

Выберите город

Закрыть

Были бы грузы, а порт примет

Были бы грузы, а порт примет


АНДРИС АМЕРИКС: МЫ ОЧЕНЬ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В ОТНОШЕНИЯХ С БЕЛАРУСЬЮ.
Готовность финансировать строительство нового терминала специально для Беларуси с целью увеличения объемов перевалки грузов в очередной раз подтвердило руководство Рижского свободного порта. Но ему нужны гарантии, что эти объемы действительно будут обеспечены.
 
В одном из предыдущих выпусков приложения "Транспорт и логистика" (см. "БР" № 13/2011) было опубликовано интервью корр. "БР" с Андрисом АМЕРИКСОМ - председателем правления Рижского свободного порта. В конце августа у редакции появилась еще одна возможность узнать из его уст о тех изменениях, которые произошли за это время в сфере логистического взаимодействия Беларуси и Латвии.

На этот раз беседа проходила на втором рабочем месте г-на Америкса - в офисе Рижской думы, который он занимает как заместитель ее председателя. Поэтому заданные вопросы касались не только порта, но и более широких аспектов сотрудничества.

- За прошедшее с предыдущего интервью время в Беларуси существенно ухудшилась экономическая ситуация. Это как-то сказалось на транзите белорусских грузов через Латвию?

- Во первых, не на всех грузах, которые идут в Латвию из Беларуси, стоит надпись made in Belarus, это могут быть грузы и небелорусского происхождения. Их транзитом направляют через Беларусь, учитывая выгодное расстояние и, возможно, какие-то льготы, которые получают перевозчики.

Но если говорить именно о белорусских грузах, то мы очень заинтересованы в отношениях с Беларусью. Эта заинтересованность объясняется тем, что наш порт является частью инфраструктуры Балтийского моря.

На Балтике функционируют порты нескольких стран. Политика России в отношении Балтийского моря базируется на максимальном использовании своих портов для собственных грузов. Это порты Санкт-Петербург, Усть-Луга, Приморск. Нам же от российских грузов остается только то, что не могут взять эти порты. Их возможности ограниченны, поэтому иногда грузы в них простаивают больше 2 недель, что вызывает недовольство грузовладельцев, которые направляют их туда, где они будут обработаны быстрее. То есть с Россией мы работаем по остаточному принципу, и в этих рамках Рига конкурирует с другими, нероссийскими портами - Таллином и Клайпедой.

В отношениях с Беларусью все иначе. У вас нет своих портов. Поэтому вам приходится смотреть во все стороны. Где выгодно, туда грузы и уходят. При этом есть только два направления - Черное и Балтийское моря, третьего не дано. Но вам не выгодно тащить грузы, скажем, в Санкт-Петербург. Поэтому, несмотря на разные политические потрясения, которые у вас происходят, мы рассматриваем Беларусь как одного из очень важных партнеров.

У нас нет оснований думать, что что-то изменится. Поэтому мы все время говорим, что готовы создать в Рижском порту терминал "Минск" или "Беларусь". Во время моего последнего визита в Беларусь, в феврале, мы обсуждали этот вопрос с первым вице-премьером Владимиром Семашко. На совещании присутствовали министры и руководители основных экспортеров - концерна "Белнефтехим", ОАО "Беларуськалий" и других. Мы получили добро.

Но нам ясно и другое: у Беларуси сегодня нет средств, чтобы инвестировать в строительство этого терминала. Поэтому мы готовы построить его сами. У нас есть и место, где это можно сделать. Но нам нужно подписать договор о прогнозируемой перегрузке минимум на 10 лет. Это нормально. Нам нет смысла строить терминал, где будут гнездиться чайки. Мы должны быть уверены, что перевозки будут осуществляться.

Пока на этом переговорный процесс по строительству терминала с белорусской стороной закончился. Сейчас ведутся различные согласования на уровне управляющего портом с нашей стороны и руководства белорусских концернов - с вашей.

- Вы упомянули о конкуренции на Балтике...

- Сегодня основная часть белорусских грузов идет через Клайпеду. У Клайпеды есть один большой плюс и один большой минус. Плюс - меньшее расстояние до железнодорожных веток. Минус - глубина. Максимальная глубина Клайпедского порта - 14 метров. И это все. Дальше - гранит, и углубиться они не могут. В Рижском порту проходимость Балтийского моря - 17 метров. В следующем году мы ее обеспечим.

Разница в глубине - 3 метра, и это очень существенно. Сегодня корабли становятся все больше, идет борьба буквально за каждый сантиметр глубины, не говоря уже о метрах. Здесь речь идет в основном о "панамаксах", то есть кораблях, которые обладают максимальными габаритами, позволяющими пройти через шлюзы Панамского канала. Такие корабли сегодня являются основными перевозчиками на Балтийском море. Поэтому глубина - наш плюс.

Но до нас на 80 км дальше по железной дороге. Здесь чистая экономика - тонно-километр и фрахт корабля. Хотя, если вспомнить о железной дороге, то отношения белорусских грузов и Рижского порта зависят и от политических решений. Так, наши партнеры с литовской стороны для увеличения конкурентоспособности своего порта долгое время не могут отремонтировать участок дороги от Шяуляя до Елгавы, и поезда с грузами приходится пускать в обход. А для грузовладельцев лишние километры дают разницу в цене.

- Какие основные виды белорусских грузов идут сегодня через ваш порт?

- Рижский порт является многофункциональным. Из Беларуси к нам идут в основном нефтепродукты "Белнефтехима". И постоянно, в том числе и в этом году, наблюдается прирост их объемов.

Белорусская сторона вела с нами разговоры по венесуэльской нефти, но они так и остались разговорами: Рига никогда не перегружала сырую нефть, тем более реверсом - не на корабли, а с кораблей. Для нас основа - нефтепродукты.

Следующий вид грузов, который мы могли бы принять из Беларуси, - мазут.

Что касается калийной соли, то мы готовы к переговорам и по ней. До этого в Рижском порту калийные соли не перегружались. У нас пока только один большой терминал, на котором перегружаются минеральные удобрения "Уралхима". Калий - прерогатива Клайпеды и Вентспилса. Но и мы могли бы. Тем более что у нас есть информация от белорусской стороны на высшем уровне, что два новых рудника, которые строятся в Беларуси, могут дать увеличение объемов добычи калийной соли до 2 млн. тонн с рудника. Клайпеда больше по объему принять не сможет:

- А если говорить о готовых грузах, например о тракторах?

- Для вашей стороны это не очень выгодно. Тракторы идут через Гамбург, там их сразу грузят на большие корабли, а две перевалки - это дорого.

Другое дело, если в Латвии производить сборку белорусских тракторов. Конечно, тех, по которым есть договоры поставки в ЕС, а не, скажем, в Латинскую Америку. Ведь по законодательству ЕС ввоз готовой продукции облагается пошлиной в размере 10%. Ввоз же запчастей (отдельно - колеса, отдельно - шасси и т. д.) - только 2%. Экономия - 8%. Конечно, за счет стоимости монтажа в Латвии она несколько снижается. Но 4-5% все равно останется. Поэтому белорусской стороне выгодно у нас организовывать досборку и поставлять готовую продукцию в другие страны ЕС. Такие производства у нас уже работают. Например, рижская компания "Алкомтранс"собирает автобусы МАЗ. Но сколько таких сборок можно организовать?

- Мы перешли уже к более широким аспектам сотрудничества двух стран. Какие-то свои планы, интересные для белорусской стороны, вы как один из руководителей Рижского самоуправления могли бы озвучить?

-Да, например, мы собираемся скоро объявить о тендере по закупке низкопольных трамваев для обновления рижского парка. Всего в Риге примерно 120 трамваев, 20 мы уже обновили, это были поставки "Шкоды". Международный тендер на следующие 20 единиц объявим в ближайшее время. Хотим провести его до конца года. Лично мне, например, нравятся трамваи вашего "Белкоммунмаша".

- И еще один вопрос по поводу порта. В прошлый раз вы упоминали о возможном открытии в Минске представительства Рижского свободного порта или хотя бы о назначении его представителя. Какие требования вы предъявляете к потенциальному представителю порта в Беларуси?

- Его задача - привлечение потока белорусских грузов в наш порт. Учитывая, что в Беларуси основные экспортеры - государственные предприятия, кандидат не должен быть представителем какой-то одной компании или бизнесменом. Это должен быть человек, который знает государственное управление, знает двери, за которыми принимаются решения, и людей, которые их принимают.
belmarket.by

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Первый месяц весны?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Беларуси

В Беларуси ожидается до минус 17 градусов

Хотите узнать больше? В ночь на среду, 7 декабря, в отдельных районах Беларуси температура опустится до 17 градусов ниже нуля. фото: bnews.kz 7 декабря Беларусь будет 63

Лукашенко поручил исправить недостатки «декрета о тунеядстве»

Хотите узнать больше? Налогу на тунеядство быть, несмотря на острую критику со стороны экспертов и общественности. Президент лишь согласился, что пришла пора исправлять 127

Что изменится в декрете о тунеядстве

Хотите узнать больше? Власти учтут «сложные жизненные ситуации» и расширят список освобожденных от уплаты сбора, рассказала вице-премьер Наталья Кочанова. фото: 143

Стоимость нефти Brent впервые с лета 2015 года превысила 55 долларов

Хотите узнать больше? Стоимость барреля Brent на бирже ICE в понедельник выросла более чем на 1%, впервые почти за полтора года превысив отметку 55 долларов. Рост нефтяных 44

Уже третий за ноябрь: в Беларуси выполнили еще один смертный приговор

Хотите узнать больше? В Беларуси выполнили еще один смертный приговор — расстрелян Геннадий Яковицкий, неоднократно судимый, признанный виновным в убийстве своей 210

КГК обвинил Госкомимущество в невыполнении поручений президента

Хотите узнать больше? По данным Комитета государственного контроля, Госкомимущество ежегодно не выполняет поручения главы государства по вовлечению в оборот 133

Беларусь присоединилась к международной морской организации

Хотите узнать больше? Беларусь официально стала членом Международной морской организации ООН. Как сообщила пресс-служба Министерства транспорта и коммуникаций, по 98

Правительство компенсирует белорусским банкам потери по экспортным кредитам

Хотите узнать больше? Правительство компенсирует белорусским банкам в 2017-2018 годах потери от предоставления экспортных кредитов, сообщила пресс-служба Совмина. 104