Закрыть

Выберите город

Закрыть

Сумеет ли Беларусь добиться от Китая инвестиций в транспортно-логистическую инфраструктуру?

Официальный Пекин стал более внимательно относиться к сотрудничеству с Минском.


Сумеет ли Беларусь добиться от Китая инвестиций в транспортно-логистическую инфраструктуру?

Это связано с набирающим обороты проектом Экономического пояса Шелкового пути, а также с ухудшением экономического положения в Беларуси и дискуссиями о возможном реформировании белорусской модели экономики.

Как отмечают эксперты BISS в новом выпуске Белорусского внешнеполитического индекса, в сентябре-октябре основное содержание белорусско-китайских отношений определялось итогами визита Александра Лукашенко в Китай 1-3 сентября.

Повестка дня для белорусской делегации в ходе этого визита была достаточно очевидна. Это продолжение переговоров о получении льготных китайских кредитов (хотя официальный Минск в этом вопросе гораздо менее оптимистичен, чем несколько лет назад), реструктуризация уже имеющихся кредитов, продажа китайским инвесторам отдельных белорусских предприятий или пакета их акций, активизация военно-технического сотрудничества с КНР, поддержка со стороны официального Пекина на международной арене.

Белорусские государственные СМИ и официальные лица представили крайне радужную картину итогов визита. В частности, прозвучала информация о наличии кредита в размере 7 млрд долл. США , хотя речь идет все о той же старой кредитной линии общей суммой 15 млрд долл. США. Тем не менее какие-то обещания были даны, так как А.Лукашенко дважды делал заявления о том, что китайские партнеры готовы пересмотреть связанность выделяемых кредитов.

Наблюдалась некоторая активизация и в направлении реализации Экономического пояса Шелкового пути. Эксперты BISS напоминают, что китайское правительство учредило Фонд Шелкового пути с капиталом около 40 млрд долларов США (нацеленного преимущественного на Среднюю Азию), Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (50 млрд долларов) и Новый банк развития БРИКС (10 млрд долларов). Используются и другие финансовые инструменты. Однако общая сумма средств, которые официальный Пекин готов выделить на поддержку проекта, оценивается в размере от 160 до 300 млрд долларов. И хотя перевозка грузов по новому Шелковому пути уже осуществляется, основное внимание китайских властей сконцентрировано пока на развитии слаборазвитых районов на западе КНР, а также на защите своих интересов в Средней Азии. Беларусь же в контексте реализации данного проекта пока интересует официальный Пекин лишь как один из возможных (хотя и наиболее вероятных) путей транзита в страны ЕС, а также в рамках евразийской интеграции, предполагающих безбарьерное (бестаможенное) продвижение китайских товаров от границ Поднебесной до границ Евросоюза. Таким образом, обеспечение транспортной инфраструктуры и надежность в качестве таможенного партнера – вот те параметры, которым Беларусь должна соответствовать, чтобы в среднесрочной перспективе быть включенной в проект нового Шелкового пути.

При этом эксперты подчеркивают, что Беларусь – далеко не единственная страна в регионе Восточной и Центральной Европы, где Китай стремится заранее гарантировать свои позиции при реализации проекта Экономического пояса Шелкового пути. По крайней мере, при правильной и взвешенной политике Беларусь сможет добиться от КНР определенных инвестиций в свою транспортно-логистическую инфраструктуру. Впрочем, уверенности, что эти вложения не будут представлять собой связанные кредиты, нет.

Дальнейшее развитие в сентябре-октябре получило и строительство Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень» (КБИП). Ощущая ухудшение экономического положения в стране и опасаясь более внимательного отношения государства к своей экономической деятельности, работающие в Беларуси китайские компании стремятся использовать КБИП как определенную гарантию своего привилегированного положения на белорусском рынке.

Например, в сентябре 2015 г. был зарегистрирован новый резидент КБИП – ООО «Цзюйсинь Солод Технология». Было заявлено, что планируемая мощность нового завода составит 300 тыс. тонн пивоваренного солода в год. Ряд экспертов предположили, что такое производство станет прямым конкурентом белорусскому ОАО «Белсолод», тем более что отсутствие качественного солода является одной из хронических проблем отечественного пивоварения. И хотя администрация КБИП поспешила заверить в ошибочности таких оценок, это не первое выражение озабоченности тем, что китайские компании собираются использовать КБИП как прикрытие для своего бизнеса, конкурентного белорусским производствам.

И белорусская, и китайская стороны все в большей степени выходят на относительно сбалансированное сотрудничество друг с другом, при котором ни одна страна не рассчитывает решить сложившиеся объективные проблемы за счет подписания 1-2 договоров или реализации 1-2 проектов. По мнению экспертов, официальный Минск и далее будет пытаться пересмотреть условия уже выделенных китайских связанных кредитов, хотя каких-то особенных успехов в этом направлении ожидать не приходится. Параллельно белорусские власти все в большей степени начинают вовлекать КНР в строительство и развитие транспортно-логистической инфраструктуры на территории нашей страны в рамках реализации проекта Экономический пояс Шелкового пути.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Первый месяц лета?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Беларуси

Суд вынес приговор организаторам финансовой пирамиды "Спектр-Капитал"

Хотите узнать больше? Суд Центрального района Минска приговорил бывших сотрудников потребительского кооператива «Спектр-Капитал», который предлагал займы под 70%, но не 194

Рыженков назвал главную идею декрета о тунеядцах

Хотите узнать больше? Главная идея декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества» - стимулировать людей уплачивать налоги. фото: belta.by Об этом сегодня заявил 234

«Тест на гражданственность»: 99% белорусов думают, что они не могут повлиять на политику государства

Хотите узнать больше? Белорусы имеют высокий уровень базовых гражданских знаний, но при этом 99% из них считают, что никак не могут влиять на политику государства. фото 172

Reuters: Минск начал замещать российскую нефть поставками из Ирана

Хотите узнать больше? Как сообщает агентство, госкомпания «Белоруснефть» приобрела 80 тыс. тонн (порядка 600 тыс. барр.) нефти из Ирана (продавцом выступила Национальная 185

Таможня России будет контролировать белорусскую границу с помощью «мобильных групп»

Хотите узнать больше? В условиях введения пограничной зоны с Беларусью Федеральная таможенная служба России продолжит работу в режиме мобильных групп, которые будут 182

Литовский министр заявил, что Еврокомиссия потребует стресс-тесты со строящейся БелАЭС

Хотите узнать больше? Еврокомиссия (ЕК) потребует проведения стресс-тестов на строящейся в белорусском Островце Белорусской АЭС (БелАЭС) и намерена не делать никаких 255

Кобяков: Никакого печатания эмиссионных денег ни в коем случае быть не должно, это прошедший этап

Хотите узнать больше? Эмиссионное печатание денег — не более чем прошедший этап в истории экономического развития в Беларуси. Об этом по итогам совещания у главы 231

Российский рубль рванул вслед за нефтью

Хотите узнать больше? Курсы доллара и евро на Московской бирже обновили минимальные значения с лета 2015 года. Американская валюта по отношению к рублю упала на 40 копеек, 276