Закрыть

Выберите город

Закрыть

Академический обмен в белорусских вузах - заслуга самих студентов и преподавателей?

Почти 62% международного сотрудничества белорусских вузов приходится на бывшие республики СССР. При этом в госпрограмме развития высшего образования на 2011-2015 г. международное сотрудничество занимает последнее место из семи задач его развития.


Академический обмен в белорусских вузах - заслуга самих студентов и преподавателей?

Такая информация содержится в "Анализе состояния интернационализации высшего образования в Республике Беларусь", подготовленном Общественным Болонским комитетом.

Как поясняется в работе, анализ состояния международного сотрудничества белорусских вузов проведен на основании материалов размещенных в открытом доступе, прежде всего на веб-сайтах и статистике Министерства образования.

Анализ интернет-ресурсов свидетельствует, что международному сотрудничеству отведено второстепенное значение. Всего были обследованы интернет-ресурсы 47 учреждений высшего образования. У 16 из них (34% всех учреждений) вообще отсутствует информация о международном сотрудничестве. В первую очередь это касается негосударственных вузов – только у 2 из 8 из них содержались необходимые сведения.

На интернет-порталах остальных вузов декларировано наличие партнерских отношений с 1721 одной зарубежной организацией, большую часть которых составляют учреждения высшего образования. Как правило, информация о конкретных формах сотрудничества отсутствует. В тех случаях, когда она представлена,чаще всего речь идет о документах уровня деклараций о намерениях или договорах, лишь предполагающих гипотетическую возможность академических обменов и совместных программ.

Анализ регионального распределения международного сотрудничества показывает, что преимущественно оно воспроизводит отношения, сложившиеся в рамках бывшего Советского Союза –61,8% партнерских отношений приходится на бывшие советские республики (за исключением балтийских). При этом на долю России приходится 37,7% контактов, Украины – 14,3%, Молдовы, стран Закавказья и Центральной Азии – 9,7%.

Как отмечается в анализе, на втором месте по количеству партнерских отношений находится Восточная Европа, включая страны Балтии (15,5%). Ведущую роль в этом регионе играют вузы Польши (10,1%), являющейся крупнейшим, после России и Украины, партнером белорусского высшего образования. Финансовые ресурсы сотрудничества также ограничены: наиболее видимые его проявления – Центры литуанистики и полонистики в Гродненском Государственном Университете имени Янки Купалы и Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка, созданные при поддержке дипломатических миссий, ограниченные по количеству участников возможности академической мобильности.

На долю Западной Европы приходится 10,4% отношений сотрудничества белорусских вузов (4 место), однако по своему значению оно явно превосходит все остальные направления, так как подкреплено значительными инвестициями в рамках проектов Европейского Союза. Ведущую роль, в данном случае, играют вузы Германии (4,2%), Италии (1,5%) и Швеции (1,0%).

Сотрудничество с вузами Китая (5,7%) занимает пятое место в структуре международных отношений высшей школы Беларуси. Китай проводит активную политику поддержки изучения своего языка и культуры и лидирует по количеству открытых центров (15,6%).

Вместе с тем, как отмечается в анализе, в самом Китае сотрудничеству с белорусскими вузами отводится второстепенная роль – как правило, в качестве партнеров ведущим университетам Беларуси предоставлены провинциальные вузы, занимающие не высокие позиции в международных рейтингах.

Как поясняется в исследовании, формальных ограничений к международному партнерству не существует. Вместе с тем, очевидно, что преимущество в данном отношении имею избранные столичные вузы. Например, БГУ, БГУИР и БГТУ аккумулируют до трети всех партнерских отношений (31,1%), в том числе доля одного БГУ составляет 18,3%. В равной степени это относится к процессу создания международных центров три четверти которых (76%) сконцентрированы в Минске, и, в особенности, к международным программам сотрудничества.

Вместе с тем, ряд региональных вузов вполне успешны в плане развития международного сотрудничества, это касается в первую очередь таких вузов как Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Барановичский государственный университет, Полесский государственный университет, Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина, Гомельский государственный технический университет им. П. О. Сухого, Витебский государственный университет имени П. М. Машерова. Особо необходимо отметитьПолоцкий государственный университет, включенный в выполнение различных международных программ и отличающийся высоким уровнем качества партнерства (Брэдфордский университет, Уорвикский университет, Университет Генуи, Делфтский
технический университет, шведский Королевский технологический университет и Университет Стокгольма).

Аутсайдерами международного партнерства являются негосударственные вузы. В большей части из них, если можно по интернет сайтам необходимость подобной работы даже не обсуждается.

В то же время, как подчеркивается в анализе, проведенный анализ состояния процессов интернационализации белорусской системы высшего образования позволяет сделать вывод, что она не только не соответствует базовым параметрам ЕПВО, но и негативно сказывается на развитии самого образования и экономики Беларуси.

"Государственная образовательная политика в этой сфере ориентирована почти исключительно на увеличение численности иностранных студентов и не рассматривает интернационализацию в качестве ресурса инновационного развития. Партнерские отношения белорусских вузов с иностранными учреждениями в большей степени носят декларативный характер, ориентированы преимущественно на воспроизводство контактов в рамках бывших республик Советского Союза. Средства, выделяемые белорусским государством на развитие интернационализации (академического обмена) мизерны и расходуются крайне не рационально. Решающее значение в развитии этих процессов имеют зарубежные программы (Европейского союза, Швеции), самостоятельная мобильность белорусских преподавателей и студентов. Локомотивами интернационализации белорусской системы высшей школы являются программы Европейского Союза, Германии, Швеции и Польши. По существу интернационализация развивается вопреки, а не благодаря государственной образовательной политике. Закономерным следствием этого стало невыполнение прогнозных показателей по привлечению иностранных студентов", - констатируется в Анализе состояния интернационализации высшего образования в Беларуси.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Первый месяц лета?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Беларуси

Беларусь достигла договоренности об отмене виз с Гонконгом

Хотите узнать больше? Завершился официальный визит белорусской правительственной делегации в САР КНР Гонконг. фото: kleinburd.ru В ходе визита с 16 по 18 января 71

Беларусь отстает от развитых стран в четыре-пять раз по производительности труда

Хотите узнать больше? Беларусь по доле высокотехнологичных производств отстает от развитых стран в три раза, по уровню производительности труда — в четыре-пять раз. фото: 62

Москва оценила диалог с Беларусью по нефтегазовым вопросам как продуктивный

Хотите узнать больше? Промежуточные итоги переговоров буду представлены на следующей неделе. фото: bdg.by Белорусская делегация проводит переговоры об урегулировании 63

Беларусь займется очисткой сточных вод Египта

Хотите узнать больше? Египет готов заключить с Беларусью контракт на 3 млн долларов по очистке сточных вод. Об этом заявил журналистам Чрезвычайный и Полномочный Посол 141

Министр образования: Нонсенс, когда с оценками в пять-шесть баллов идут поступать в вузы

Хотите узнать больше? Министр образования Игорь Карпенко в эфире «Беларусь 1» прокомментировал некоторые нововведения в сфере образования. фото: novostiua.net Изменения в 193

Миссия МАГАТЭ приступила к оценке площадки строительства БелАЭС

Хотите узнать больше? Эксперты службы МАГАТЭ по обзору площадки и конструкций строящейся Белорусской АЭС с учетом внешних угроз (SEED-миссия) 16 января приступили к работе 125

В первом квартале Беларусь получит 4 миллиона тонн российской нефти

Хотите узнать больше? Объем поставок нефти из РФ в Беларусь в первом квартале 2017 года составит 4 миллиона тонн, сообщил журналистам вице-президент "Транснефти" Сергей 133

Воздушный плацдарм НАТО в странах Балтии

Хотите узнать больше? 5 января к осуществлению миссии воздушной полиции НАТО в странах Балтии приступили около 120 военнослужащих военно-воздушных сил Нидерландов, 132