Закрыть

Выберите город

Закрыть

Большие проблемы белорусского местного самоуправления

Проблемы местного самооуправления в Беларуси носят стабильный, институциональный характер.


Большие проблемы белорусского местного самоуправления

Такой вывод можно сделать на основе исследования "Местное самооуправление в Республике Беларусь", подготовленного Белорусским экономическим исследовательско- образовательным центром BEROC.

В исследовании, в частности, отмечается, что среди основных проблем местного самоуправления в Беларуси – отсутствие единого подхода к развитию местного самоуправления, что отрицательно влияет на развитие соответствующего законодательства, на разработке, взаимосвязи и практическом внедрении некоторых как общенациональных, так и региональных программ, на совершенствовании административно-территориального устройства и т.д.

Кроме того, в системе местных органов управления присутствует служебная зависимость. Руководители нижестоящих исполкомов назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем вышестоящего исполнительного органа. На практике это приводит к тому, что руководящий орган несёт ответственность за общую деятельность подчинённого субъекта, применяет все свои полномочия, чтобы повлиять на подчинённые структуры (например, замена руководителя), в то время как контролирующий орган ограничен в выборе средств воздействия специальными актами. Исполкомы обязаны контролировать деятельность руководителей структурных подразделений и коммунальных организаций.

Исследователи также отмечают недостаточный уровень полномочий исполкомов: распорядительные полномочия передаются подразделениям аппарата исполкома – комитетам, управлениям, отделам.

Проблемой также является дефицит квалифицированных кадров в местных администрациях: низкая заработная плата непривлекательна для специалистов, которые по этой причине предпочитают устраиваться в другие сферы.

При этом отмечается недостаток надлежащего технического обеспечения местных администраций (организационной техники, транспорта, средств связи, интернета).

Влияет на развитие местного самоуправления и высокая зависимость местных органов власти от центрального руководства. Доходы и расходы местных бюджетов определяются и утверждаются центром. Такое оценочное финансирование приводит к отсутствию заинтересованности со стороны местных властей к активизации экономической и финансовой деятельности, поскольку отсутствуют стимулы к оптимизации расходов. Принцип фискальной децентрализации носит, по существу, декларативный характер. Местные интересы и потребности уравниваются, что приводит к отсутствию инициативы

Местные бюджеты являются финансовыми ресурсами местных органов власти, но на практике представляют собой простые сметы расходов (а не бюджетный план), которые утверждаются центральным правительством через жесткое нормирование стоимости коммунальных услуг. Все дополнительно полученные средства, которые превышают уровень доходов, определяемый в соответствии с государственными стандартами, изымаются в пользу центрального правительства и им же будут компенсированы все недостающие средства.

При этом в исследовании обращается внимание на отсутствие экспертизы (оценки) реализации местного бюджета. Это может привести к серьезным проблемам для местного руководства и повлиять не только на выполнение текущих функций местного самоуправления, но также и на другие сферы общественного развития такие как: экономическое развитие региона, привлечение иностранных инвестиций и др. По существу бюджетный процесс представляет собой непрерывный цикл. Кульминацией всех усилий в течение года является принятие бюджета, что служит отправной точкой для начала подготовки к следующему году. Очевидно, что каждый последующий год предполагает улучшение самого документа бюджета, однако при условии осуществления серьезных подготовительных работ. Для достижения данного результата необходимо проведение соответствующих оценочных мероприятий, направленных на получение достоверной информации о реальной стоимости услуги и реальном потенциале источников доходов для их предоставления. Соответственно, это позволяет постоянно обновлять информацию в процессе исполнения бюджета и принимать правильные обоснованные решения в течение года.

Кроме того, региональный бюджетный процесс полностью зависит от принятых в государственной системы финансов процедур. Это приводит к дополнительной централизации и нехватке времени для обоснованного утверждения местных бюджетов со стороны местных советов депутатов. Баланса между административно- территориальными единицами не существует.

Среди проблем также отмечаются отсутствие четкости в разделении местного бюджета на операционный и инвестиционный; не осуществляется перспективное «скользящее» планирование и прогнозирование доходов и расходов местных бюджетов на ближайшую и отдаленную перспективу (5-10 лет), как это делается в развитых странах и странах с переходной экономикой; местные бюджеты не используется государством в качестве инструмента стратегического управления. Отсутствуют общепринятые стандарты и формы подготовки местного бюджета; межбюджетные отношения зафиксированы только с бюджетом более высокого уровня. Местные власти не имеют возможностей изменять распределение бюджетных ресурсов. Все изменения разрешены в пределах одной статьи расходов. В то же время расходная часть местных бюджетов не является достаточно прозрачной, т.е. межбюджетные отношения фиксируются только с вышестоящим уровнем бюджета.

В исследовании подчеркивается, что местные бюджеты имеют недостаточный уровень бюджетной автономии. Доля собственных источников в их доходной части, в частности налоговых доходов, снижается, основная часть средств поступает из бюджетов более высоких уровней в виде дотаций и субвенций. Данная тенденция проявилась после сокращения перечня местных налогов и сборов в рамках государственной политики по упрощению налоговой системы. Кроме того, вышестоящие финансовые органы пытаются формировать бюджеты благополучных регионов с дотациями.

Обращается также внимание на недостаточную обеспеченность собственными источниками доходной базы местных бюджетов, что порождает высокую степень дотационности бюджетов. Значительная часть собственных налоговых поступлений, их размер и удельный вес, зависят от уровня экономического развития административно – территориальной единицы (города, района), с связи чем города областного даже районного подчинения имеют наибольшую долю собственных доходных источников в структуре местных бюджетов, чем районы и в наименьшей степени зависят от финансовой помощи от центральных органов власти и способны функционировать на принципах финансовой децентрализации.

Также в исследовании говорится о том, что подготовка кадров в сфере местного самоуправления практически отсутствует. В силу многих причин, у белорусских специалистов нет достаточной аналитической информации о содержании, сути, принципах развития местного самоуправления, а также о соответствующем законодательстве зарубежных стран. Так или иначе, но практически все обучающие мероприятия замкнуты на действующее национальное законодательство. В результате специалисты на местном уровне (за редким исключением) имеют односторонние ограниченные только национальным законодательством знания. Как следствие, у специалистов нет единого с общеевропейским понятийного аппарата, единой терминологии, отсутствует системная и современная информация о реформах, прошедших и еще продолжающихся в странах Центральной и Восточной Европы (включая страны СНГ), о результатах реформ, об их успехах и неудачах.

Все это существенно мешает развитию местного самоуправления в Беларуси.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Первый месяц лета?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Беларуси

Адвокаты 1 марта будут бесплатно консультировать по декрету о тунеядстве

Хотите узнать больше? Белорусские адвокаты 1 марта будут принимать граждан для оказания им бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с реализацией декрета №3 "О 73

Почему система социальной защиты безработных в Беларуси не срабатывает?

Хотите узнать больше? Система социальной защиты безработных маскирует реальные масштабы безработицы, что позволяет государству проводить в отношении неработающих белорусов 92

Минэнерго: цена российского газа определена, вопрос - в политической воле

Хотите узнать больше? Беларусь в переговорах с Россией пытается добиться существенного снижения цены на газ. Каждая из сторон определила размер цены за газ, осталось 53

В Беларуси будут декриминализировать экономические риски

Хотите узнать больше? Экспертная группа в правительстве изучит, когда деловой риск является обоснованным и его последствия не должны становиться поводом для уголовного 54

22-23 красавіка адбудзецца "Фэст Экскурсаводаў"

Хотите узнать больше? 22 – 23 красавіка 2017 года па ўсёй краіне пройдзе шэраг бясплатных экскурсій для ахвотных. “Фэст экскурсаводаў”, які ўжо стаў 350

Суд вынес приговор организаторам финансовой пирамиды "Спектр-Капитал"

Хотите узнать больше? Суд Центрального района Минска приговорил бывших сотрудников потребительского кооператива «Спектр-Капитал», который предлагал займы под 70%, но не 306

Рыженков назвал главную идею декрета о тунеядцах

Хотите узнать больше? Главная идея декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества» - стимулировать людей уплачивать налоги. фото: belta.by Об этом сегодня заявил 1 251

«Тест на гражданственность»: 99% белорусов думают, что они не могут повлиять на политику государства

Хотите узнать больше? Белорусы имеют высокий уровень базовых гражданских знаний, но при этом 99% из них считают, что никак не могут влиять на политику государства. фото 263