Закрыть

Выберите город

Закрыть

Как серпом по бизнесу: Беларусь хочет завалить своих импортеров

Как серпом по бизнесу: Беларусь хочет завалить своих импортеров

С 25 июля вступил в силу Указ президента №361, который, по оценкам экспертов, поставит на колени большинство белорусских импортеров.

Указ «Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы» появился неожиданно и был принят без какого-либо обсуждения с бизнесом. По сути это очередной продукт белорусского нормотворчества, созданный не для белорусских экономических реалий.

Деятельности субъектов хозяйствования, импортирующих и реализующих товары «в неизмененном состоянии», коснулся всего один пункт документа, но и этого оказалось достаточно, чтобы все без исключения импортеры пришли в ужас.

Как отмечено в п.1.5, «суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при ввозе со дня вступления с силу настоящего Указа (25 июля – ред.) и до 31 декабря 2014 г. включительно на территорию Республики Беларусь приобретенных товаров, подлежат вычету в том отчетном периоде, в котором истекло 90 календарных дней:

- с даты их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой, при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств, не являющихся членами Таможенного союза;

- с даты их принятия к учету, - при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов Таможенного союза».

Исключение составляют только субъекты хозяйствования, которые в течение указанного срока использовали ввезенные товары в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг или приняли их к учету в качестве основных средств. Иными словами, под раздачу попал только чистый импорт, а не тот, который используется для производства белорусских товаров и услуг. Судя по документу, государство просто решило выровнять свой внешнеторговый баланс, не придумав ничего лучшего, как резануть серпом по бизнесу импортеров.

Объясним правила хозяйствования в 2014 году на примере работы автодилера, ввезшего в Беларусь новый автомобиль условной стоимостью 20 тысяч долларов.

При ввозе товара бюджет страны получает НДС – 20% от его стоимости; в нашем случае это 4 тыс. долларов. Цена автомобиля в шоу-руме складывается из нескольких составляющих: стоимость закупки (20 тыс. долларов), ввозной НДС (4 тыс. долларов), маржа дилера (около 1 тыс. долларов). В результате на ценнике возникает сумма 25 тысяч долларов.

По старым правилам при продаже автомобиля НДС насчитывался повторно, причем, на всю продажную сумму. Однако импортеры платили в бюджет только часть налога за вычетом ранее уплаченных при ввозе 4 тысяч долларов, которые брались в зачет.

С 25 июля ситуация изменилась. С автомобиля стоимостью 20 тысяч долларов государство дважды получит НДС, который составит уже более 8 тысяч долларов, или почти половину цены. По логике законодателей, для волнения нет причин: второй НДС будет возвращен через 90 дней. Однако импортеры, оценив размеры беспроцентного кредита, который получит бюджет, ужаснулись: их лишили средств и на приобретение товара, и на функционирование предприятия.

Чтобы покрыть свои расходы дилеры должны повысить стоимость машины примерно на 10%, что в условиях жесткой конкуренции с российскими шоу-румами невозможно – ряд моделей в соседней стране и без того дешевле, чем в Беларуси.

Как серпом по бизнесу: Беларусь хочет завалить своих импортеров
«Указ «положит» всех импортеров в октябре – ближайшем месяце уплаты НДС, - прогнозирует «Ежедневнику» последствия нового закона директор импортера VW в Беларуси «Атлант-М Фарцойхгандль», председатель правления автомобильной ассоциации БАА Сергей Михневич (на фото). - Трагизм ситуации в том, что под действие указа попали не только автодилеры. Читая разъяснения к документу, все без исключения импортеры, ввозящие товар для оптовой и розничной торговли, приходят в ужас».

Специалист отмечает, что новые правила введены «задним числом». Значительная часть субъектов хозяйствования Беларуси уплачивают НДС раз в квартал и ближайшая выплата будет уже в октябре. Это значит, что рассчитывать на возврат средств импортеры смогут только в январе.

Отказаться от товара, с которого придется платить двойной НДС, невозможно, поскольку сроки и объемы поставок для дилеров оговорены с производителями еще в прошлом году. Переиграть правила в середине года значит сделать первый шаг для разрыва дилерского договора. С аналогичными годовыми контрактами имеют дело и все остальные крупные импортеры.

«Принимая указ, с предпринимательским сообществом никто не советовался, - говорит Михневич. – Чиновники учли провал указов о специмпортерстве и лицензировании, сделав все, чтобы бюджет получил бесплатные деньги: этот кредит – беспроцентный. Импортеров поставили перед фактом, не оставив возможности скорректировать поставки. Мы могли бы выбрать годовые объемы до 25 июля, потому что необходимость платить второй НДС с этой даты лишает нас средств».

Резкое изменение правил хозяйствования в Беларуси явно не укрепит отношения с зарубежными производителями. «После обсуждения указа о специмпортерстве на нашу страну смотрят с опаской, - говорит Михневич, - удар нанесен не только по финансам, но и по репутации импортеров. Мое предприятие уже сообщило заводу об остановке поставок автомобилей в октябре, потому что не сможет заплатить за них. Предполагаю, что аналогичная ситуация и у других автодилеров – в октябре каждому из нас придется отдать государству от 1 до 3 млн долларов в национальной валюте. К январю инфляция и девальвация съедят не менее 20% этих денег».

Подписание указа №361 – вполне объяснимое решение чиновников в борьбе за собственного производителя. Однако кроме белорусских Geely и Zotye отечественным покупателям активно предлагают и продукцию мирового автопрома – в российских и зарубежных шоу-румах.

«Решив помочь белорусским производителям автомобилей, законодатели просчитались, - убежден Михневич. – Сограждане давно покупают машины в российских автосалонах – и самостоятельно, и с помощью серых дилеров. Деятельности последних этот указ никак не коснется – оказывая услуги по выбору и доставке автомобиля, те не ввозят товар на себя, а значит, не платят НДС. Добросовестные налогоплательщики, пополнявшие бюджет страны, белорусские автодилеры в октябре лишатся оборотных средств и сядут на картотеку. Это значит, что, получив беспроцентный кредит, государство лишится других налогов».

В настоящее время импортеры, осознавшие скорый финансовый крах, прорабатывают процедуру возврата переплаченного НДС. Увидят они деньги или государство предложит некий способ зачетов – большой вопрос. «Я пока ни разу не слышал, чтобы государство возвращало НДС на расчетный счет», - отмечает Михневич.

Скорректировать закон невозможно: он вступил в силу и работает. Октябрь покажет, какие белорусские импортеры наиболее сильные. В отношении остальных может начаться процедура банкротства.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Первый месяц весны?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Беларуси

Суд вынес приговор организаторам финансовой пирамиды "Спектр-Капитал"

Хотите узнать больше? Суд Центрального района Минска приговорил бывших сотрудников потребительского кооператива «Спектр-Капитал», который предлагал займы под 70%, но не 139

Рыженков назвал главную идею декрета о тунеядцах

Хотите узнать больше? Главная идея декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества» - стимулировать людей уплачивать налоги. фото: belta.by Об этом сегодня заявил 166

«Тест на гражданственность»: 99% белорусов думают, что они не могут повлиять на политику государства

Хотите узнать больше? Белорусы имеют высокий уровень базовых гражданских знаний, но при этом 99% из них считают, что никак не могут влиять на политику государства. фото 125

Reuters: Минск начал замещать российскую нефть поставками из Ирана

Хотите узнать больше? Как сообщает агентство, госкомпания «Белоруснефть» приобрела 80 тыс. тонн (порядка 600 тыс. барр.) нефти из Ирана (продавцом выступила Национальная 125

Таможня России будет контролировать белорусскую границу с помощью «мобильных групп»

Хотите узнать больше? В условиях введения пограничной зоны с Беларусью Федеральная таможенная служба России продолжит работу в режиме мобильных групп, которые будут 125

Литовский министр заявил, что Еврокомиссия потребует стресс-тесты со строящейся БелАЭС

Хотите узнать больше? Еврокомиссия (ЕК) потребует проведения стресс-тестов на строящейся в белорусском Островце Белорусской АЭС (БелАЭС) и намерена не делать никаких 208

Кобяков: Никакого печатания эмиссионных денег ни в коем случае быть не должно, это прошедший этап

Хотите узнать больше? Эмиссионное печатание денег — не более чем прошедший этап в истории экономического развития в Беларуси. Об этом по итогам совещания у главы 189

Российский рубль рванул вслед за нефтью

Хотите узнать больше? Курсы доллара и евро на Московской бирже обновили минимальные значения с лета 2015 года. Американская валюта по отношению к рублю упала на 40 копеек, 229