Закрыть

Выберите город

Закрыть

Прокат велосипедов в Минске не интересен никому

Прокат велосипедов в Минске не интересен никому

Попытка организовать в столице, а затем иных городах Беларуси систему велопроката может столкнуться с проблемами, неизвестными странам с развитой велоинфраструктурой

Велосипед начинает заменять согражданам автомобиль – только в Минске педали крутят около 450 тысяч горожан. Оценив популярность двухколесного транспорта, городские власти обратили внимание и на прокат: идет работа над системой велопроката Сити-Аист.

Изучив презентацию нового проекта, «Ежедневник» связался с руководителем компании-исполнителя – СЗАО «Велосипедная компания МВЗ» Сергеем Гречко. Кто инвестирует проект, когда можно взять напрокат Aist и как выглядит этот чудо-велосипед made in Belarus, на котором мы гордо въедем в европейское сообщество? На все эти вопросы мы получили неожиданный ответ: подождать до лучших времен.

Недоумевая, что за тайны могут быть у Сити-Аист, «Ежедневник» обратился к иным заинтересованным в развитии системы велопроката лицам.

Прокат велосипедов в Минске не интересен никому
«Успешно проект работает, когда распространен по городу, - так сообщил председатель Общественного объединения «Белорусская ассоциация экспертов и сюрвейеров на транспорте» (БАЭС) Юрий Важник (на фото), принимавший участие в обсуждении системы велопроката в Минске. - Мы берем велосипед напрокат, катимся и оставляем в другом пункте, где это удобно. Но что делать, если вам надо к ЦУМу, а там нет станции – пристегнуть велосипед цепью к парапету? Уже начинаются приключения».

В презентации системы велопроката действительно нет ни слова о велозамке. Зато названа цена транспортного средства – 420 евро и рассказано о системе слежения. Выходит, клиент будет ехать не до места назначения, а станции проката. Неудобно.

Не понравится потенциальным клиентам и небольшое количество станций – 10 пунктов проката, появление которых предусмотрено на первом этапе, вполне устроят небольшие города вроде Речицы или Молодечно, но не двухмиллионную столицу.

«В Барселоне начинали от 100 станций, - компетентно сообщает Важник, - минимальное количество пунктов проката велосипедов – от 50, поэтому с функциональной точки зрения прокат в Минске работать не будет. Остается только расставить станции вдоль велосипедной дорожки».

Серьезным упущением эксперт называет отсутствие в проекте упоминания об операторе, распределяющем прокатные велосипеды по станциям.

Эффективно работающая система, в которой будет и оператор, и большое количество станций, обойдется в сумму, явно превышающую заявленные 106 800 евро. «Шесть нулей в реально действующей системе должно быть точно, - уверен Важник, – а это от миллиона евро и выше».

Остался последний и самый главный вопрос: финансирование. Именно здесь начинается самое интересное. По мнению Важника, к рекламе велопрокат отношение имеет, а к эффективности велодвижения – нет: «уверен, что поступления за прокат будут мизерными». Сити-Аист, по мнению эксперта, «разыгрывают» как рекламный проект, с чем и связаны проволочки: в настоящее время рекламодателя просто нет.

Прокат велосипедов в Минске не интересен никому

«Банк Минск-Москва хотел это сделать, - сообщает Важник о начальных переговорах, - но проверил, как система велопроката работает в Москве – и отказался. Город рассматривал в качестве инвесторов велозавод и примыкающие к нему структуры, а те предложили финансирование городу. Заинтересованные структуры готовы получать, а не тратить. Это никому не выгодно, велопрокат – сложный проект».

Сложность заключается и в мобильности, которая наверняка расходится с интересами рекламодателя. В той же Барселоне пункты проката велосипедов привязаны к остановкам общественного транспорта и ландшафту. «Человек выходит из автобуса, садится на велосипед и скатывается с горки до офиса, - поясняет Важник. Привязывать пункты проката можно к передвижению сограждан по маршруту дом-работа-дом. Но интересны ли рекламодателям рабочие МТЗ и МАЗа?

И еще одна особенность национального велопроката – климат. Если в испанских или итальянских городах на велосипедах ездят круглый год, с нашей погодой сезон длится полгода, а то и меньше. А это значит, что инвестору придется позаботиться о хранении велосипедов зимой, вкладывать в это дополнительные деньги и терпеливо ждать, когда окупятся вложения.

Прокат велосипедов в Минске не интересен никому

С учетом сложностей БАЭС предлагала связать Сити-Аист с уже существующей системой велопроката в Минске, куда входит 25 станций. Организованные разными субъектами хозяйствования, эти пункты работают по схеме: велосипед берется напрокат и сдается в одном и том же пункте.

«Объединив станции в одну систему, мы будем увеличивать ее за счет Сити-Аист, - убежден Важник, - в этом случае можно говорить о будущем».

Прокат велосипедов в Минске не интересен никому
Председатель правления Минского велосипедного общества Евгений Хоружий (на фото) настроен более оптимистично. Эксперт, передвигающийся по городу исключительно на велосипеде, уверен: система проката «поможет популяризации велотранспорта, а при грамотной интеграции в общую транспортную систему увеличит комфорт перемещений жителей города». Системы автоматических станций велопроката «нацелены на короткие поездки длительностью до часа», а целевая аудитория - горожане, едущие на работу, туристы и «спонтанные» пользователи.

«Мотовело», по мнению Хоружего, «давно готово выступить поставщиком-интегратором такого решения для Минска», Мингорисполком «поддерживает идею организации велопроката», готовы технические и программные решения, а так же велосипеды в специальном исполнении.

Хоружий уверен, что система велопроката востребована: согласно опросам, далеко не каждый минчанин покупает велосипед из-за невозможности хранить его в квартире. Кроме того, Минск «вполне удобен для велосипедистов, главное – правильно расположить достаточное количество станций и обеспечить доступность велосипедов и свободных парковочных мест на них».

Проблема в финансах, и здесь Хоружий солидарен с Важником. «Опыт других городов показывает, - говорит эксперт, - что капитальные затраты на такую систему окупаются очень плохо. Обычно они строятся за счет городского бюджета или инвесторов, заинтересованных, скорее, в имиджевой рекламе, а не велопрокате как бизнесе. Зато эксплуатационные затраты с лихвой окупаются за счет размещения рекламы на велосипедах и конструкциях станций».

Отдельный вопрос – к велосипеду Aist, оценивать который Хоружий не торопится, пока не увидит в деле: «даже велосипеды, которые в широкой продаже, зачастую сильно отличаются друг от друга ценой, качеством и надежностью».

Да и средств белорусский Aist может потребовать куда больше, чем заявлено в презентации. «Лишь очень немногим городам удалось построить систему, в которой капитальных затрат приходилось бы менее 2 тыс. долларов на один велосипед, – говорит эксперт. - Обычно это 3-4 тыс. долларов даже при больших масштабах, а в таком маленьком, как наш, - и подавно».

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Сколько лет в веке? (ответ числом)

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Беларуси

22-23 красавіка адбудзецца "Фэст Экскурсаводаў"

Хотите узнать больше? 22 – 23 красавіка 2017 года па ўсёй краіне пройдзе шэраг бясплатных экскурсій для ахвотных. “Фэст экскурсаводаў”, які ўжо стаў 283

Суд вынес приговор организаторам финансовой пирамиды "Спектр-Капитал"

Хотите узнать больше? Суд Центрального района Минска приговорил бывших сотрудников потребительского кооператива «Спектр-Капитал», который предлагал займы под 70%, но не 262

Рыженков назвал главную идею декрета о тунеядцах

Хотите узнать больше? Главная идея декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества» - стимулировать людей уплачивать налоги. фото: belta.by Об этом сегодня заявил 720

«Тест на гражданственность»: 99% белорусов думают, что они не могут повлиять на политику государства

Хотите узнать больше? Белорусы имеют высокий уровень базовых гражданских знаний, но при этом 99% из них считают, что никак не могут влиять на политику государства. фото 228

Reuters: Минск начал замещать российскую нефть поставками из Ирана

Хотите узнать больше? Как сообщает агентство, госкомпания «Белоруснефть» приобрела 80 тыс. тонн (порядка 600 тыс. барр.) нефти из Ирана (продавцом выступила Национальная 266

Таможня России будет контролировать белорусскую границу с помощью «мобильных групп»

Хотите узнать больше? В условиях введения пограничной зоны с Беларусью Федеральная таможенная служба России продолжит работу в режиме мобильных групп, которые будут 237

Литовский министр заявил, что Еврокомиссия потребует стресс-тесты со строящейся БелАЭС

Хотите узнать больше? Еврокомиссия (ЕК) потребует проведения стресс-тестов на строящейся в белорусском Островце Белорусской АЭС (БелАЭС) и намерена не делать никаких 320

Кобяков: Никакого печатания эмиссионных денег ни в коем случае быть не должно, это прошедший этап

Хотите узнать больше? Эмиссионное печатание денег — не более чем прошедший этап в истории экономического развития в Беларуси. Об этом по итогам совещания у главы 280