Закрыть

Выберите город

Закрыть

Юрист: «Отток покупателей из шоу-румов Беларуси можно остановить на законодательном уровне»

Юрист: «Отток покупателей из шоу-румов Беларуси можно остановить на законодательном уровне»

Белорусские автодилеры хотят увеличить низкие продажи в шоу-румах с помощью правительства.

Интервью коммерческого директора компании, готовой привезти новый автомобиль из России по цене ниже, чем в Беларуси, вызвало оживление среди соотечественников. Одни начали прицениваться к машине из российского шоу-рума, другие заявили, что «серые дилеры» обходят налоговое законодательство и будет справедливо, если их бремя выплат в бюджет увеличится.

Позицией белорусских дилеров с «Ежедневником» поделился юрист Александр Бондарь (на фото), партнер юридической фирмы «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий», правового партнера автомобильной ассоциации БАА.

Юрист: «Отток покупателей из шоу-румов Беларуси можно остановить на законодательном уровне»
Разговор начали с вопроса, озвученного «Ежедневнику» «серым дилером»: граждане стран Таможенного союза (ТС) имеют право выбирать, в шоу-руме какой страны приобретать новый автомобиль. И если в российском автосалоне он дешевле, логично, что покупатель поедет именно туда. Выходит, все, что остается белорусским дилерам – это снижать цены до российских?

- Весомым аргументом в пользу покупки машины в Беларуси, - начал ответ специалист, - становится гарантия на купленный автомобиль. При приобретении машины в российском автосалоне у покупателя-белоруса могут возникнуть сложности с ее гарантийным обслуживанием в Беларуси - некоторые дилеры отказываются исполнять гарантийные обязательства в отношении таких автомобилей. Второе – качество сборки: некоторые модели импортируют из-за рубежа, к примеру, Германии, в то время как в России этот бренд может быть местной сборки. Еще одно средство привлечения клиентов – всевозможные кредитные услуги и отсрочки платежа, которые наши граждане не смогут получить в России.

- Имеется ли у дилерских центров нашей страны возможность убедить завод повлиять на дилеров из других стран ТС, заставив не вступать с ними в конкурентную борьбу, перетягивая часть покупателей из Беларуси?

– Напрямую дилеры не имеют права перетягивать клиентов из другой страны, но с «сарафанным радио» ничего не сделаешь. Некоторые из импортеров пытаются апеллировать к заводам-производителям с просьбой о необходимости пересмотра цен в стране-соседке. Ведь, безусловно, завод не может запретить российским дилерам продавать физлицам других стран свои автомобили.

- С какой просьбой автомобильная ассоциация БАА намерена обратиться в госструктуры Беларуси, надеясь прекратить отток потенциальных клиентов в шоу-румы России?

- В настоящее время мы, как правовой партнер БАА, совместно с ассоциацией прорабатываем данный вопрос. Речь не идет об установлении каких-либо запретов, в большей степени интересует законность деятельности серых дилеров. БАА считает, что отток наших покупателей в российские салоны можно остановить, договорившись на правительственном уровне о том, чтобы утилизационный сбор уплачивался единожды в одной из стран ТС. В этом случае, коль по всем автомобилям, произведенным в России, утилизационный сбор уплачивается в бюджет этой страны, то в Беларуси указанные машины от подобных платежей должны быть освобождены. В равной степени и автомобили, произведенные в Беларуси, тоже должны освобождаться от уплаты утилизационного сбора в России. Данный принцип взаимности сегодня рассматривается правительством России и Беларуси как вариант решения проблемы.

- Критически оценивая работу компаний по продаже новых машин, топ-менеджеры дилерских центров заявляют о нарушении ими белорусского законодательства. Что именно нарушают серые дилеры?

- По нашему мнению, речь может идти, прежде всего, о неуплате ряда налоговых платежей, которые, исходя из содержания фактически осуществляемой деятельности, должны уплачиваться либо могли бы уплачиваться, если бы данные компании осуществляли поставки автомобилей в Беларусь как официальные дилеры. По мнению официальных дилеров, схема поиска автомобиля за 100 долларов – это схема ухода от налогов. Даже если она на данном этапе не нарушает закон, законодатель должен принять такие изменения в законодательстве, которые защитили бы интересы страны и национального бизнеса. В общих интересах сегодня сократить вывоз валюты из страны и уплату налогов в бюджет соседних стран нашими гражданами.

- Даже если нарушение закона и происходит, реально ли собрать доказательства этому?

- Вопрос сбора доказательств, пожалуй, не является основным. Схема работы подобного рода организаций известна и прямо описана на сайтах этих компаний. Главный вопрос – оценка правомерности деятельности со стороны соответствующих государственных органов. Задача ассоциации – обратить внимание государства на определенные аспекты деятельности серых дилеров, дать свою экспертную оценку и дождаться формирования официальной позиции государственных органов.

- В разговоре с «Ежедневником» руководитель одной из таких компаний пояснил, что белорусские дилеры в 2010-11 годах и сами активно продавали машины покупателям из России, когда те обращались в автосалон для покупки более дешевой, чем в их стране, машины. Выходит, что когда это было выгодно, наши дилеры зарабатывали на разнице в ценах. Согласны ли вы с позицией серого дилера, что речь идет о политике двойных стандартов?

– Дилеры не выступают против самостоятельной поездки граждан Беларуси в Россию, поскольку это бессмысленно и глупо, они недовольны деятельностью предприятий, которые ввозят автомобили, используя серые схемы, не являясь при этом официальным дилером марки. Вред для бюджета страны очевиден: вывозится валюта в размере 100% от стоимости автомобиля, а налоги в бюджет страны платятся только от суммы в 100 долларов и составят в лучшем случае 16 долларов в виде НДС с одного автомобиля. Официальные же дилеры по продаваемым автомобилям, произведенным вне Беларуси, затрачивают валюты в среднем не более 60% от стоимости реализации автомобиля конечному покупателю, и платят при этом в бюджет страны не менее 30% от той же стоимости в виде таможенных пошлин, НДС, утилизационного сбора, налога на прибыль и прочих налогов.

- Какие сборы или налоги, с точки зрения официальных дилеров Беларуси, должны уплачивать такие серые дилеры и возможно ли обязать их к этому?

- С точки зрения содержания действий серых дилеров встает вопрос о возможной квалификации их деятельности как деятельности через постоянное представительство иностранной организации для целей налогообложения и уплате соответственно налога на прибыль либо рассмотрения вопроса о взимании налога на доходы от источников в Беларуси. Возникает также вопрос о субъекте, который должен уплачивать утилизационный сбор, поскольку разница между ставками для юридического и физического лица значительна. В последнем случае бюджет может недополучать значительные суммы сбора.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Спутник планеты Земля?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Беларуси

Суд вынес приговор организаторам финансовой пирамиды "Спектр-Капитал"

Хотите узнать больше? Суд Центрального района Минска приговорил бывших сотрудников потребительского кооператива «Спектр-Капитал», который предлагал займы под 70%, но не 157

Рыженков назвал главную идею декрета о тунеядцах

Хотите узнать больше? Главная идея декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества» - стимулировать людей уплачивать налоги. фото: belta.by Об этом сегодня заявил 193

«Тест на гражданственность»: 99% белорусов думают, что они не могут повлиять на политику государства

Хотите узнать больше? Белорусы имеют высокий уровень базовых гражданских знаний, но при этом 99% из них считают, что никак не могут влиять на политику государства. фото 143

Reuters: Минск начал замещать российскую нефть поставками из Ирана

Хотите узнать больше? Как сообщает агентство, госкомпания «Белоруснефть» приобрела 80 тыс. тонн (порядка 600 тыс. барр.) нефти из Ирана (продавцом выступила Национальная 142

Таможня России будет контролировать белорусскую границу с помощью «мобильных групп»

Хотите узнать больше? В условиях введения пограничной зоны с Беларусью Федеральная таможенная служба России продолжит работу в режиме мобильных групп, которые будут 150

Литовский министр заявил, что Еврокомиссия потребует стресс-тесты со строящейся БелАЭС

Хотите узнать больше? Еврокомиссия (ЕК) потребует проведения стресс-тестов на строящейся в белорусском Островце Белорусской АЭС (БелАЭС) и намерена не делать никаких 224

Кобяков: Никакого печатания эмиссионных денег ни в коем случае быть не должно, это прошедший этап

Хотите узнать больше? Эмиссионное печатание денег — не более чем прошедший этап в истории экономического развития в Беларуси. Об этом по итогам совещания у главы 207

Российский рубль рванул вслед за нефтью

Хотите узнать больше? Курсы доллара и евро на Московской бирже обновили минимальные значения с лета 2015 года. Американская валюта по отношению к рублю упала на 40 копеек, 244